Документальность - это теория документов, которая лежит в основе онтологии социальной реальности выдвинута итальянским философом Маурицио Феррарис (см. Ferraris 2007, 2008, 2009a и 2009b). Теория отводит документам центральное место в сфере социальных объектов, рассматриваемых в отличие от физических и идеальных объектов. Феррарис утверждает, что социальные объекты - это «социальные действия, начертанные на какой-то опоре», будь то бумажный документ, магнитная опора или даже воспоминания в головах людей (например, в случае обещаний делаем каждый день). Таким образом, конститутивное правило социальных объектов состоит в том, что Object = Inscribed Act. Следовательно, документы как надписи, обладающие социальной релевантностью и ценностью, воплощают существенные и прототипические характеристики любого социального объекта, и именно на этой основе можно разработать онтологию, способную классифицировать документы и их выборочное хранение. начиная с большого разделения на сильные документы (записи актов), которые составляют социальные объекты в полном смысле, и слабые документы (записи фактов), которые являются вторичными производными и имеют меньшее значение. Эта теория вдохновлена, с одной стороны, размышлениями о центральной роли письма, разработанными Жаком Деррида (1967, 1972), и, с другой стороны, теорией социальных действий, разработанной Адольф Рейнах (1913) и теория языковых актов Джона Л. Остина (1962).
В современных дебатах одна из основных теорий социальных объектов была предложена американским философом Джоном Р. Сирлом, в частности, в его книге «Конструирование социальной реальности» (1995). Онтология Серла распознает сферу социальных объектов, определяя их как объекты более высокого порядка по отношению к физическим объектам, в соответствии с правилом
X считается как Y в C
означает, что физический объект X, например цветной лист бумаги, считается за Y, банкнота 10 евро , в контексте C Европа 2010 года. Согласно Сирлу, повторение этого простого правила выводит всю сложность социальной реальности.
Эта теория может быть сильной, но, по словам Феррариса, она сталкивается с проблемами. Во-первых, совсем не очевидно, как от физического объекта нам удается добраться до социального объекта. Если какой-либо физический объект действительно может служить источником социального объекта, то неясно, что может помешать каждому физическому объекту превратиться в социальный объект. Но очевидно, что это не тот случай, когда, например, если вы решаете нарисовать банкноту, вы тем самым производите банкноту. Стандартная теория полагается на ключевое понятие «коллективной интенциональности » для объяснения трансфигурации X в Y. Однако такое понятие, как утверждает Феррарис, вовсе не так ясно, как оно претендует <. 174>
Во-вторых, как работает обратимость от социальной сферы к физической? Довольно интуитивно понятно утверждать, что банкнота - это тоже лист бумаги или что президент - это тоже человек. Насколько это правда, когда Сирл находится один в номере отеля, существует только один физический объект, но много социальных объектов (муж, служащий штата Калифорния, гражданин США, водитель владелец лицензии и т. д.). В этом случае переход от Y (социального) к X (физическому) происходит плавно. Однако все меняется в разных, хотя и не очень своеобразных, ситуациях. Как нам поступать с неопределенными или обширными сущностями, такими как государство, битва, университет? А как насчет негативных сущностей, таких как долги?
Три философских тезиса, вдохновленные, соответственно, работами немецкого феноменолога Адольф Рейнах, перуанский экономист Эрнандо де Сото и французский философ Жак Деррида - сформировали теорию Документальности.
Согласно тезису о речевых актах - в большей степени из теории социальных актов, разработанной в 1913 году немецким феноменологом Адольфом Рейнахом, чем из писаний of Austin и Searle - посредством выполнения речевых действий (обещаний, вступления в брак, обвинения, крещения) мы меняем мир, создавая требования, обязательства, права, властные отношения, долги, разрешения, имена и множество других видов сущностей, составляя, таким образом, онтологию социального мира. Учитывая, что речевые акты мимолетны, физической основой для расширенного во времени существования его продуктов являются - в небольших обществах и в простых социальных взаимодействиях - следы памяти и другие психологические особенности людей, вовлеченных в эти действия; и - в больших обществах и в более сложных социальных взаимодействиях - документы. Документы - это физические сущности, которые создают и поддерживают виды устойчивых и многократно используемых деонтических сил, которые расширяют человеческую память и тем самым создают и поддерживают новые и более сложные формы социального порядка, которые характерны для современная цивилизация.
Согласно тезису, основанному на работах де Сото (2000) (см. Также Smith 2003, 2008), экономическое развитие может будут поддержаны документальной разработкой. Выполняя документальные действия (действия по заполнению, регистрации, передаче, подтверждению, прикреплению), мы меняем мир, создавая отношения собственности, юридические подотчетности, коммерческие организации, и множество других институциональных порядков современных обществ. Как акции и сертификаты акций создают капитал, так уставы регистрации создают компаний. Как документы, удостоверяющие личность, создают удостоверения личности (виды вещей, которые могут быть объектами кражи личных данных ), так и дипломы создают академические звания. В то время как для де Сото это коммерческие бумажные документы, которые создают то, что он называет «невидимой инфраструктурой управления активами [...], на которой зиждется удивительная плодовитость западного капитализма» Феррари идет дальше и утверждает, что эти документы как в бумажной, так и в электронной форме создают невидимую инфраструктуру современной социальной реальности.
Деррида (1967) разработал философию письма, которая находит наиболее правильное применение в социальной сфере. Что касается речевых актов, Деррида (1972) отмечает, что это в основном записанные акты, поскольку без каких-либо записей перформативы не производили бы социальных объектов, таких как конференции, свадьбы, выпускные церемонии, или конституции. Суть проста: если мы представим выпускной или свадебную церемонию, на которой нет записей и свидетельств, трудно утверждать, что муж, жена или выпускник были произведены. Это равносильно утверждению, что социальные объекты оказываются (как и идеальные) тесно связанными с формами их записи и записи. Однако Деррида был неправ - согласно Феррарису (2005; 2009) - в утверждении, что «ничего не существует вне текста». На самом деле физические и идеальные объекты существуют независимо от каждой записи, как независимо от существования человечества. Это не относится к социальным объектам, которые во многом зависят от записей и существования человечества. Именно в этом смысле, ослабив тезис Деррида, Феррарис предложил разработать социальную онтологию, исходя из интуиции, что ничего социального не существует вне текста. Помня об этом, Феррарис продвигает инновационный подход к социальной онтологии, называемый Документальностью.
Самая влиятельная онтология социальной реальности, сформулированная американским философом Джоном Сёрлом (1995), основана на коллективной интенциональности, которая якобы гарантирует, что определенные физические объекты (например, лист бумаги) превращаются в социальные объекты (например, банкноту). Как отмечает Барри Смит (2003), с этой точки зрения трудно учесть как отрицательные сущности, такие как долги, которые явно не имеют физического аналога, так и новые, на первый взгляд нематериальные социальные объекты, генерируемые Интернетом. Теория документальности, предложенная Маурицио Феррарисом (2005), направлена на решение этих проблем, утверждая, что социальные объекты всегда являются записями социальных действий. Это учитывает как отрицательные сущности, так и виртуальные сущности сети, которые состоят именно из записей, как и любой другой социальный объект. Для теории документальности конститутивным правилом социальной реальности является «объект = вписанный акт», где «вписанный» равен «записанному». То есть: социальный объект является результатом социального акта (например, с участием как минимум двух человек), который характеризуется тем, что он фиксируется на некоторой поддержке, в том числе в умах людей, вовлеченных в действие (в случае неформальные социальные действия, такие как обещания). Сформулированная Феррарисом (2009) в полной онтологической теории и Смитом (2012) в теории документальных актов, документальность имеет три основные причины интереса. Во-первых, он смог объяснить существенный рост количества документов и записывающих устройств в мире Интернета, что очень хорошо объясняется предложенным конститутивным законом социальной реальности. Во-вторых, он смог объяснить, почему социальная реальность, требуя присутствия субъектов для совершения актов, может развиваться независимо от них и даже без их ведома (экономический спад может иметь место, даже если ни один человеческий субъект не знает об этом). Это). В-третьих, вместо того, чтобы делать социальную реальность зависимой от действия коллективной интенциональности - с возрастающим социальным конструктивизмом (Searle 2010) - документальность способна обосновать «новый реализм» (Ferraris, 2012), который помогает континентальной философии выйти из тупика постмодернизм и воссоединиться с аналитической философией. [Источник этого описания Документальности: Л. Каффо, «От документальности к новому реализму», в «Монисте», 97: 2 апреля 2014 г.].
Согласно онтологу Барри Смиту (готовится к печати), с помощью документальности Феррарис продвигает инновационный подход к социальным онтология, подразумевающая три шага.
Первым шагом является признание - на основе теорий, разработанных самим Смитом (см. в частности Смит 1999) - в сфере социальных объектов, то есть таких сущностей, как деньги, произведения искусства, браки, разводы и совместная опека, годы тюремного заключения и ипотека, стоимость нефти и налоговые кодексы, Нюрнбергский процесс и Шведская академия наук, а также экономические кризисы, исследовательские проекты, лекции и университетские степени и т. Д. Эти объекты наполняют наш мир больше, чем камни, деревья и кокосы., и они более важны для нас, учитывая, что значительная часть нашего счастья или несчастья зависит от них.
Второй шаг - это идентификация закона, который порождает социальные объекты, а именно того, что
Object = Inscribed Act
Это означает, что социальный объект является результатом социального действия (в котором участвуют как минимум два человека или человек и назначенная машина), который характеризуется фактом регистрации на листе бумаги, компьютерном файле или другом цифровом носителе, или даже просто в головах людей.
Как понимает Смит, если понимать буквально, формулировка OBJECT = Inscribed Act не имеет смысла. Например, если воспринимать буквально, эта формулировка подразумевает, что Конституция США «состоит из крошечных окисляющих куч чернил на пергаменте, и этому мало что поможет, если мы сложим вместе все печатные и цифровые копии Конституции США и будем утверждать, что Конституция США - мереологическая сумма всех этих множественных надписей. "
На основе первых двух шагов можно разработать онтология, способная классифицировать документы и их выборочное хранение, начиная с грандиозного разделения между тем, что Феррарис называет «сильными документами» (записи актов), которые составляют социальные объекты в полном смысле, и «слабыми документами» (записью фактов), которые являются вторичными производными и имеют меньшее значение. Таким образом, третий шаг ведет к индивидуализации сферы Документальности, понимаемой как поиск и определение свойств, которые составляют необходимые и достаточные условия для существования социального объект.
Теория Документальности была обобщена его автором (Феррарис 2009a) в одиннадцати фундаментальных тезисах:
Теория документальности использовался в геополитике и теории государств как часть теории понимания того, как могут быть установлены нефизические государства. Состояния - это именно те виды сущностей, которые документальность может помочь понять, потому что, как утверждается, государства не вписываются в традиционную платонистскую дуальность конкретного и абстрактного, а принадлежат к третьей категории, квазиабстрактной. Квазиабстрактные объекты привлекли внимание социальных онтологов всех видов, в том числе ученых-документалистов, как ответ на те социальные сущности, которые не соответствуют формулировке Серла «X считается как Y». Утверждается, что документальные акты, как их понимает документальная теория, могут создавать государства и тем самым вызывать их существование, а также манипулировать ими различными способами (например, сдавать их после войны).