Отступление (parékbasis в греческом, egressio, digressio и excursion в латинском ) - это фрагмент композиции или речи, который отмечает временный сдвиг предмет; отступление заканчивается, когда писатель или оратор возвращается к основной теме. Отступления могут использоваться намеренно как стилистический или риторический прием.
В классической риторике начиная с Коракса Сиракузского, особенно в Institutio Oratoria из Quintilian, отступление было неотъемлемой частью любой речи или композиции. После определения темы произведения и установления потребности в уделении внимания докладчик или автор отвлекались от, казалось бы, несвязанной темы, прежде чем вернуться к развитию темы композиции, доказательству ее достоверности и заключению. Шизотемия - это отступление посредством долгих воспоминаний.
Цицерон был мастером отклонений, особенно в его способности переходить от конкретного вопроса или проблемы (гипотеза) к более общей проблеме или вопросу, от которых она зависела (тезис). Как и в случае с большинством древних ораторов, кажущееся отступление Цицерона всегда оказывало прямое отношение к рассматриваемой проблеме. Во время Второго софизма (в Имперском Риме) способность уводить речь от заявленной темы, а затем обратно с изяществом и мастерством стала признаком истинного красноречия.
Термин «отступление» происходит от латинского слова digressio: «уходящий, уходящий», существительное действия от причастия прошедшего времени основы дигреди "отклоняться", от dis- "отдельно, в сторону" + gradi "to step, go".
Отступления в литературном тексте служат множеству разнообразных функций, таких как средство для предоставления справочной информации, способ проиллюстрировать или подчеркнуть точку с помощью примера или анекдота и даже канал, с помощью которого можно высмеять тему.
В 800–500 гг. До н. Э. Гомер полагается на отступление в своем сочинении Илиады, чтобы дать своим слушателям отдохнуть от основных повествование, чтобы предложить справочную информацию и, что наиболее важно, повысить правдоподобность рассказа. Этими отступлениями Гомер обеспечивает преданность своей аудитории персонажам и интерес к сюжету.
Например, в одиннадцатой книге Гомер делает небольшое отступление, когда Агамемнон встречается с братьями Пейсандросом и Гипполохом в битве. После того, как они пришли к Агамемнону в качестве просителей, он вспоминает, что их отец был тем, кто отрицал эмиссаров Менелая и «сопротивлялся убийству [их] на месте». Этот короткий перерыв в действии знакомит зрителей с критическим фактом о начале войны и о характере противостоящих сторон.
В литературе XVIII века отступление (не путать с подсюжетом ) было существенной частью сатирических произведений. Такие произведения, как Джонатан Свифт Повесть о ванне, Лоуренс Стерн Тристрам Шенди и Дидро <45 В фильме «Жак фаталист и сын мэтра» даже само отступление стало частью сатиры. роман Стерна, в частности, зависит от отступлением, и он писал, «Отступление, неоспоримо, являются солнце, они - жизнь, душа чтения; - вывести их из этой книги (Тристрам Шенди), например, - Вы можете взять книгу с собой ". Это использование отступления в качестве сатиры позже обнаружилось в работе Томаса Карлайла.
Отступление в художественной литературе также использовалось в несатирических целях. В книге Генри Филдинга История Тома Джонса, подкидыша, автор имеет множество отступлений и отступлений, которые являются побочным вымыслом, и такого рода отступления в главах обнаруживаются. позже в работах Чарльза Диккенса, Мачадо де Ассиса, Уильяма Мейкписа Теккерея, Германа Мелвилла, Виктора Гюго и другие. Романы Льва Толстого, Я.Д. Сэлинджер, Марсель Пруст, Генри Миллер, Милан Кундера и Роберт Мусил также полны отступлений.
В литературе конца двадцатого века (в постмодернистской фантастике ) авторы стали использовать отступления как способ отстранить читателя от художественной литературы и создать большее чувство игры. Джона Фаулза Женщина французского лейтенанта и Словарь Лемпьера Лоренса Норфолка используют отступления, чтобы предложить научную основу художественной литературы, в то время как другие, например Гилберт Соррентино в Mulligan Stew, используйте отступление, чтобы предотвратить действие иллюзий вымысла.
Отступление как риторический прием также можно найти в современных проповедях : после введения темы докладчик представит историю, которая кажется быть не связанным, вернуться к исходной теме, а затем использовать рассказ, чтобы проиллюстрировать точку зрения говорящего.
Непреднамеренные отклонения в неформальной беседе и дискуссии - обычное дело. Ораторы обычно используют фразу «Но я отвлекся...» после отступления, чтобы выразить возвращение к основной теме. Многие примеры такого использования уже можно найти в публикациях XIX века. Если говорящий не свяжет «отступление» обратно к рассматриваемому предмету, это изменение предмета не является строго риторическим отступлением.