Institutio Oratoria

редактировать
Frontispiece издания Institutio Oratoria 1720 года, демонстрирующего квинтильскую риторику обучения

Institutio Oratoria (Английский : Институты ораторского искусства ) - двенадцатитомный учебник по теории и практике риторики римского ритора Квинтилиана. Он был опубликован примерно в 95 году нашей эры. Работа посвящена также основам образования и развития самого оратора.

Содержание
  • 1 Введение
  • 2 Обзор содержания
    • 2.1 Обзор книг I – II
    • 2.2 Обзор книг III – V
    • 2.3 Обзор книги VI
    • 2.4 Обзор книг VII – IX
    • 2.5 Обзор Книги X
    • 2.6 Обзор Книги XI
    • 2.7 Обзор Книги XII
  • 3 О риторике
  • 4 Об образовании
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Издания Institutio Oratoria
    • 7.2 Прочие материалы
Введение

Квинтилиан написал свою книгу в последние годы правления императора Домициана. В традициях нескольких римских императоров, таких как Нерон и Калигула, режим Домициана со временем становился все жестче. «[] Активная тайная полиция охотилась на римское население, и даже сенаторов различными способами поощряли информировать друг друга... при Домициане даже малейшее подозрение в неуважении к императору становилось уголовным преступлением» (xx). Социальная и политическая коррупция была распространена. Совершенно иронично, что развратный Домициан назначил себя «цензором вечным, возложив на себя ответственность за общественную мораль» (xx).

На этом фоне было очень трудно найти ораторов в традиции Цицерона, чья «известность как оратора проистекает из его публичных обличений врагов государства» (XIX). Такие позиции было слишком опасно занимать во время правления императоров со времен Августа. Таким образом, со времен Цицерона роль оратора изменилась. Теперь их больше интересовали дела о признании вины, чем что-либо еще. В это время Квинтилиан попытался вмешаться в некоторые идеалы более раннего времени. «Политическое ораторское искусство умерло, и все в Риме знали, что оно умерло; но Квинтилиан сознательно выбирает ораторское искусство прошлого поколения в качестве своего образовательного идеала »(Gwynn, 188).

Обзор содержания

Обзор книг I – II

В первых двух книгах Квинтилиан фокусируется на раннем обучении будущего оратора, включая различные предметы, которые ему следует уметь читать и сочинять. «Он предлагает нам действительно не столько теорию, сколько учебную программу. Например, в гл. iv книги I он обсуждает определенные буквы, происхождение слов и части речи; в гл. v, необходимость правильности в разговоре и письме, выборе слов, варварства, устремления, акцента, солецизмов, фигур речи, иностранных слов и сложных слов; в гл. vi, аналогия, и в гл. viii, орфография »(Laing). Что касается возраста, с которого должно начинаться обучение оратора, Квинтилиан ссылается на взгляды Гесиода и Эратосфена, но принимает точку зрения Хрисиппа, что жизнь ребенка никогда не должна быть без образования (Quintilian 1.1.15-19).

Квинтилиан считает эти годы становления наиболее важными для образования оратора: «Младенчество ума так же важно, как младенчество тела, и требует такого же внимания» (Quintilian 1.1.1-24). Особо подчеркивается роль няни оратора, поскольку «это она, которую мальчик услышит первым, [и] ее слова он будет имитировать» (Laing, 519). Не менее важную роль играют и родители, их образование является определяющим фактором в успехах оратора. В-третьих, педагог (раб, который сопровождает молодого оратора) «должен быть хорошо образован и всегда готов исправлять грамматические ошибки» (Laing, 520). Наконец, Квинтилиан подчеркивает, что оратора должен обучать «самый опытный учитель» (1.1.22). Этот идеальный учитель подробно описан в (2.2.5).

В Книге II Квинтилиан определяет риторику как искусство, классифицируя при этом три вида искусств: теоретическое, практическое и продуктивное (2.17-18). Он заключает, что риторика разделяет все три категории, но наиболее прочно связывает ее с практикой (2.18.1-5). Риторика также делится на три категории: (1) искусство, (2) художник и (3) работа (2.14.5). Затем Квинтилиан переходит к исследованию природы и достоинств риторики, после чего сравнивает ораторское искусство и философию (2.19-21). Следует также отметить, что Квинтилиан использует эти два термина, риторику и ораторское искусство, как взаимозаменяемые (см. Книгу II).

Обзор книг III – V

Книги III – IX исследуют и развивают различные типы ораторского искусства, уделяя особое внимание структуре и методам убеждения. Таким образом, эти книги «касаются прежде всего искусства риторики» (Walzer, 40).

В Книге III Квинтилиан начинает с извинений перед читателями за сухой, технический характер его письма (3.1). В следующих главах обсуждается происхождение риторики (3.2), а также ее природа и различные подразделения (3.3). Затем Квинтилиан спрашивает, существует ли более трех типов ораторского искусства (3.4), прежде чем обсуждать причину (3.5) и статус причины (3.6). Обсуждаются три всеобъемлющие формы ораторского искусства: панегирик (3,7), совещательный (3,8) и криминалистический (3,9).

Значительная часть текста построена вокруг 5 канонов риторики Аристотеля : Книги III-VI касаются процесса изобретения, расположение в Книге VII и стиль в Книгах VIII и IX. В Книге IV Квинтилиан обсуждает части речи Цицерона (4.1-5). Книга V в основном посвящена доказательствам, обозначенным как искусственные и неискусственные (5.1).

Обзор Книги VI

Центральной темой Книги VI является смех, и она подробно обсуждается в третьей главе. Три художественных призыва Аристотеля: этос, пафос и логотип также обсуждаются в Книге VI (6.2).

Обзор книг VII – IX

Книга VII охватывает аранжировку, один из 5 канонов Цицерона риторики. Стиль обсуждается в Книгах VIII и IX.

Обзор Книги X

В Книге X Квинтилиан исследует прошлый вклад латинских и греческих авторов в риторику (10.1). После этого обсуждения Квинтилиан утверждает, что оратор должен подражать лучшим авторам, если он хочет добиться успеха (10.1.5): «Ибо не может быть никаких сомнений в том, что в искусстве немалая часть нашей задачи заключается в имитация, так как, хотя изобретение было первым и имеет первостепенное значение, целесообразно имитировать все, что было изобретено успешно »(10.2.1). Затем обсуждается письмо (10.3), за которым следуют исправления (10.4), различные формы композиции: перевод, перефразирование, тезисы, общие места и декламации (10.5), преднамеренность (10.6) и импровизация (10.7).

Обзор Книги XI

В Книге XI Квинтилиан подчеркивает, что оратор выбирает подходящую тему в разное время (11.1). Далее он подчеркивает роль аудитории в ораторском искусстве: «Их сила и положение будут иметь немаловажное значение; мы будем использовать разные методы в зависимости от того, как мы выступаем перед императором, магистратом, сенатором, частным лицом или просто свободным лицом. человека, в то время как судебные процессы в государственных судах и дела, переданные в арбитраж, требуют иного тона »(11.1.43). Также обсуждаются воспоминания оратора (11.2) и доставка (11.3), последние каноны риторики Аристотеля.

Обзор Книги XII

Книга XII посвящена карьере образованного оратора после того, как он завершит свое обучение. В предисловии Квинтилиан впервые заявляет, что теоретизирует за пределами работы других:

Теперь нет «ничего раньше и ничего позади, кроме неба и океана». Только один я могу различить среди безбрежных водоемов Марка Туллия Цицерона, и даже он, хотя корабль, на котором он вошел в море, такого размера и так хорошо найден, начинает опускать паруса и грести медленнее., и довольствуется тем, что говорит только о том, какую речь должен использовать совершенный оратор. Но моя безрассудность такова, что я попытаюсь сформировать свой ораторский характер и научить его его обязанностям. Таким образом, у меня нет предшественника, который мог бы направить мои шаги, и я должен идти далеко-далеко, как того требует моя тема (Quintilian 12.Pref.4).

Кроме всего прочего, Квинтилиан утверждает, что хороший оратор должен быть хорошим человеком (12.1.1). Чтобы помочь оратору стать хорошим человеком, Квинтилиан обсуждает методы воздействия на его характер в сочетании с изучением философии (12.2). Затем Квинтилиан подчеркивает, что изучение гражданского права необходимо для способности оратора давать советы государству (12.3). Также обсуждается способность оратора черпать из прошлых и настоящих примеров (12.4), а также определенная «возвышенность души», которая ставит оратора выше страха (12.5.1). Квинтилиан не указывает конкретный возраст, в котором оратор должен начать выступать; он считает, что этот возраст «конечно будет зависеть от развития его силы» (12.6.2). Затем обсуждается тщательный отбор дел оратором и обсуждается вопрос об оплате (12.7). В (12.8) Квинтилиан подчеркивает, что оратор должен уделять время и усилия изучению случаев. Но помимо других своих обязанностей Квинтилиан ясно дает понять, что оратор «никогда, как многие, не должен руководствоваться желанием заслужить аплодисменты, чтобы пренебрегать интересами реального дела» (12.9.1). Наконец, Квинтилиан сравнивает различные стили греческого и римского ораторского искусства (особенно аттизм и азиатский стиль ), а также комментирует художественные стили живописи и скульптуры (12.10). В заключение Квинтилиан обсуждает, когда оратор должен уйти на пенсию, и исследует возможные преимущества такой карьеры. Его последние слова побуждают оратора полностью посвятить себя этой задаче: «Посему будем искать всем сердцем этого истинного величия ораторского искусства, самого прекрасного дара Бога человеку, без которого все становится немым и лишается нынешней славы. и бессмертная летопись потомков; и давайте стремиться к тому, что будет лучшим, поскольку, если мы сделаем это, мы либо достигнем вершины, либо, по крайней мере, увидим много других далеко внизу »(12.11.30).

О риторике

Во времена Квинтилиана риторика в основном состояла из трех аспектов: теоретического, образовательного и практического. Institutio Oratoria не претендует на оригинальность; Квинтилиан опирался на ряд источников при составлении своей работы. Этот эклектизм также не позволял ему слишком строго придерживаться какой-либо конкретной школы мысли по этому вопросу, хотя Цицерон выделяется среди других источников. Квинтилиан также отказался от любых коротких простых списков правил; он, очевидно, чувствовал, что изучение и искусство риторики не могло быть настолько ограничено. Этим можно объяснить объем Institutio Oratoria, состоящего из двенадцати книг.

С середины I века до нашей эры до времен Квинтилиана был период расцвета римской риторики. Но ко времени Квинтилиана популярным ораторским искусством стало то, что было названо «серебряной латынью », стилем, в котором витиеватые украшения отдавали предпочтение ясности и точности. Institutio Oratoria Квинтилиана можно во многих отношениях рассматривать как реакцию против этой тенденции; он выступает за возврат к более простому и ясному языку. Это может также отражать влияние покойного императора Веспасиана, который был «[человеком] плебейского происхождения,... приземленным реалистом с общими чертами» (Мюррей, 431); Веспасиан не любил излишеств и экстравагантности, и его покровительство Квинтилиану могло повлиять на взгляды последнего на язык. Цицерон - это модель, которую Квинтилиан принимает в качестве знаменосца этой формы; в прошлом веке стандартом был гораздо более лаконичный стиль Цицерона. Это относится к его обсуждению природы и искусства. Квинтилиан, очевидно, предпочитал естественное, особенно язык, и не любил чрезмерный орнамент, популярный в стиле его современников. Отклонение от естественного языка и естественного порядка мысли в погоне за чрезмерно сложным стилем создавало путаницу как в ораторе, так и в его аудитории. «Даже сложные вопросы могут быть решены оратором с умеренными способностями, если он доволен следовать природе как своему руководителю и не уделяет все свое внимание эффектному стилю» (Гвинн, 78).

Institutio Oratoria фактически представляет собой исчерпывающий учебник технических аспектов риторики. С одиннадцатой главы Книги II до конца Книги XI Квинтилиан охватывает такие темы, как естественный порядок, связь, изобретение, доказательство, эмоция и язык. Возможно, наиболее влиятельной среди обсуждаемых идей является его исследование тропов и цифр, найденных в Книгах 8 и 9. «[A] тропы подразумевают замену одного слова другим, числа. не обязательно влечет за собой изменение порядка или значения слов »(Leitch, 156). Примером тропа может быть метафора, изменение значения слова. С другой стороны, фигура придает словам новый аспект или большую эмоциональную ценность. Фигуры делятся на фигуры мысли, которые могут сделать доказательство более убедительным, усилить эмоции или добавить элегантности или украшения; и фигуры дикции, которые далее подразделяются на «грамматическую, в которой форма слова создает фигуру, и риторическую, в которой положение слова является основным фактором» (Gwynn, 88).

Большая часть этой работы, конечно же, посвящена техническим аспектам риторики, и Institutio Oratoria стоит - наряду с «Риторикой» Аристотеля и работами Цицерона - как один из величайшие труды древнего мира по риторике. Он разделил практику ораторского искусства на пять канонов: inventio (обнаружение аргументов), dispositio (расположение аргументов), elocutio (выражение или стиль), memoria (запоминание ) и пронунтиация (доставка). Для каждого канона, особенно для первых трех, он подробно излагает все элементы, которые необходимо усвоить и учесть при разработке и представлении аргументов. Тщательное и разумное изложение отражает его многолетний опыт работы в качестве оратора и учителя, и во многих отношениях его работу можно рассматривать как кульминацию греческой и римской риторической теории.

На протяжении этих и других дискуссий Квинтилиан по-прежнему озабочен практическим, применимым аспектом, а не теоретическим. В отличие от многих современных теоретиков, он «не видит образный язык как угрозу стабильности лингвистической референции» (Leitch, 156). Относительное использование слова всегда было основным значением, а использование образного языка было просто его дополнением, а не заменой.

Об образовании

«Итак, моя цель - воспитать совершенного оратора» (Quintilianus, 1.Preface.9). В первой книге Institutio Oratoria подробно обсуждается правильный метод обучения оратора практически с самого рождения. Это внимание к раннему и всестороннему образованию во многом было отражением карьеры Квинтилиана; Влияние императора Веспасиана на официальный статус образования обозначило этот период как период сознательного воспитания. Вклад Квинтилиана в это направление мысли, помимо его долгой карьеры общественного педагога, был началом его текста, и он рассматривается как главный момент дискуссии:

«Institutio Oratoria Квинтилиана является вехой в истории Римское образование: это кульминация долгого развития, и у него не было преемника... [Не было] учителя, который мог бы говорить с авторитетом Квинтилиана, ни одного оратора, достаточно заинтересованного теорией своего искусства, чтобы создать второго де Оратора »(Гвинн, 242).

Его теория образования - одна из областей, в которой Квинтилиан отличается от Цицерона. Цицерон призывал к широкому общему образованию; Квинтилиан был более сосредоточенным. Он шаг за шагом излагает образовательный процесс, начиная с «имея отца и возлагая на него самые большие надежды с момента его рождения» (Quintilianus, 1.1.1). Другие опасения заключаются в том, чтобы няня ребенка говорила хорошо («Идеальным, согласно Хрисиппу, было бы, чтобы она была философом» (1.1.4)), и чтобы и родители, и учителя ребенок должен быть хорошо образованным. Что касается родителей, Квинтилиан «не ограничивает это замечание только отцами» (1.1.6); Хорошо образованная мать считается достоянием растущего оратора. Квинтилиан также представляет широкий обзор подходящих литературных примеров, и эта работа также является важной работой литературной критики. Хотя он явно одобряет некоторых писателей, его справедливость примечательна, поскольку даже писателям, таким как Саллюстий, влиятельный деятель того стиля, против которого выступал Квинтилиан, уделяется определенное внимание. Прежде всего, Квинтилиан считает Цицерона примером великого писателя и оратора.

Квинтилиан обсуждает многие вопросы образования, которые актуальны и сегодня. Он считал, что образование следует начинать рано, как упоминалось выше, но также что оно должно приносить удовольствие ребенку. «Прежде всего, мы должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который еще не стал достаточно взрослым, чтобы любить свои занятия, не стал их ненавидеть и не боялся горечи, которую он когда-то испытал, даже когда годы младенчества остались позади. Его учеба должна быть развлечением »(1.1.20). Распространение обучающих игрушек, доступных для детей дошкольного возраста, показывает, что эта точка зрения все еще имеет силу. Он также исследует различные плюсы и минусы государственной школы по сравнению с домашним обучением, в конечном итоге отдавая предпочтение государственной школе, если это хорошая школа. По его мнению, в государственных школах учащиеся могут учиться на том, чему их учат, хвалят и осуждают их сверстники в группе, а не только на том, что полностью направлено против них самих. (1.2.21) Следует, однако, отметить, что Квинтилиан делает упор на заявлении, что «хороший учитель не будет обременять себя большим количеством учеников, чем он может управлять, и что еще более важно, чтобы он будь с нами только в дружеских и близких отношениях и сделай его учение не долгом, а делом любви »(1.2.15).

Квинтилиана больше всего привлекает внимание к растущему оратору, это то, что он должен быть воспитан в морали прежде всего. Для Квинтилиана оратором мог быть только хороший человек. Это еще один аспект, в котором он отличается от Цицерона или, скорее, продвигает дальше указание Цицерона о том, что оратор должен быть хорошим человеком. Квинтилиан буквально считал, что злой человек не может быть оратором, «[е] или цель оратора - нести убеждение, и мы доверяем только тем, кого мы знаем, что он достоин нашего доверия» (Gwynn, 231). Вполне возможно, что это была реакция на развратные и распутные времена, в которые жил Квинтилиан; он, возможно, объяснил снижение роли оратора падением общественной морали. Только человек, свободный от порока, мог сосредоточиться на тщательном изучении ораторского искусства. Но «хороший человек не всегда говорит правду или даже защищает лучшее дело… важен не столько поступок, сколько мотив» (Clarke, 117). Следовательно, хороший оратор Квинтилиана хорош лично, но не обязательно хорош для общества.

Ссылки
Библиография
Внешние ссылки

Редакции Institutio Oratoria

Другой материал

Последняя правка сделана 2021-05-24 03:36:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте