Даниил Хармс | |
---|---|
Хармс c.1930 | |
Родился | Даниил Иванович Ювачев. (1905-12-30) 30 декабря 1905. Санкт-Петербург, Российская Империя |
Умер | 2 февраля 1942 (1942-02-02) (в возрасте 36). Ленинград, Советский Союз |
Род занятий | Поэт, писатель, драматург |
Литературное движение | Обериу, абсурдизм, сюрреализм |
Родственники | Иван Ювачев (отец) |
Даниил Хармс (русский: Дании́л Ива́нович Хармс; 30 декабря [OS 17 декабря ] 190 5 - 2 февраля 1942 г.) был раннесоветским авангардистом и абсурдистом поэтом, писателем и драматургом.
Даниил Иванович Ювачев или Ювачев (Даниил Иванович Ювачёв) родился в г. Санкт-Петербург, в семью Ивана Ювачева, члена революционной группы Народная воля. К моменту рождения сына старший Ювачев уже сидел в тюрьме за участие в подрывных действиях против царя Александра III и стал философом.
Даниил придумал псевдоним Хармс, посещая школу Святого Петра. Это словесная игра, состоящая из двух слов: вредить и очаровывать. Также есть некоторые предположения, что на это могло повлиять его увлечение Артур Конан Дойл Шерлок Холмс, поскольку два слова (Холмс и Хармс) начинаются и заканчиваются одинаково, так как а также ряд других теорий. Находясь в соборе Святого Петра, он выучил основы как английского, так и немецкого языков, и, возможно, именно английские «вред» и «очарование» он включил в «Хармс». На протяжении всей своей карьеры Хармс использовал вариации этого имени и псевдонимов ДанДан, Хормс, Чары, Шардам и Хармс-Шардам, среди прочих.
В 1924 году он поступил в Ленинградский электротехникум, из которого был исключен за «неучастие в общественно сознательной деятельности».
После изгнания он полностью отдался литературе. Он вошел в круг Александра Туфанова, саунд-поэта и последователя Велимира Хлебникова идей заум (или транс-смысловой) поэзии. В это время он познакомился с молодым поэтом Александром Введенским, и они стали близкими друзьями и сотрудниками.
В 1928 году состоялась премьера его пьесы «Елизавета Бам» («Елизавета Бам»); считается, что предвещает Театр абсурда.
Хармса после его ареста в 1941 годуВ 1927 году была создана Ассоциация писателей детской литературы, и Хармса пригласили в быть членом. С 1928 по 1941 год Хармс непрерывно создавал детские работы с большим успехом.
В 1928 году Даниил Хармс основал avant-garde коллектив Oberiu, или Союз реального искусства. Он принял новые движения русского футуризма, заложенные его кумирами, Хлебниковым, Казимиром Малевичем, Игорем Терентьевым и другими. Их идеи послужили трамплином. Его эстетика была сосредоточена на вере в автономию искусства от правил и логики реального мира, и что внутреннее значение можно найти в объектах и словах вне их практической функции.
К концу 1920-х его антирациональные стихи, нелинейные театральные представления и публичные демонстрации декадентского и нелогичного поведения заработали Хармса, который одевался как английский денди с калебасом. трубка - репутация талантливого и в высшей степени эксцентричного писателя.
В конце 1920-х годов, несмотря на растущую критику выступлений Обериу и обличения авангарда в прессе, Хармс стремился объединить прогрессивных художников и писателей своего времени (Малевич, Филонов, Терентьев, Владимир Маяковский, Каверин, Замятин ) с ведущими критиками русского формализма (Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум, Гинзбург и т. д.) и молодое поколение писателей (все из толпы ОБЭРИУ - Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Заболоцкий,), чтобы сформировать сплоченное культурное движение левого искусства..
. Хармс был арестован в 1931 году и сослан в Курск на большую часть года. Он был арестован как член «группы детских антисоветских писателей», а некоторые его произведения были использованы в качестве улик по делу. Советские власти, становясь все более враждебными по отношению к авангарду в целом, сочли сочинение Хармса для детей антисоветским из-за его отказа прививать материалистические и социальные советские ценности. Хармс продолжал писать для детских журналов, вернувшись из ссылки, хотя его имя в титрах появлялось реже. Его планы относительно большего количества выступлений и пьес были сокращены, OBERIU распущен, и Хармс отступил к в основном частной писательской жизни.
В 1930-е годы, когда основная советская литература становилась все более и более консервативной в соответствии с принципами соцреализма, Хармс нашел убежище в детской литературе. (Он работал под руководством Самуила Маршака в Детгизе, государственном детском издательстве с середины 1920-х годов, писал новые материалы и переводил детскую литературу с Запада, в том числе Вильгельм Буш Макс и Мориц). Многие его стихи и рассказы для детей были опубликованы в журналах (Чиж), (Ëж), Сверчок (Сверчок), Октябрята (Октябрята). В 1937 г. издательство Маршака в Ленинграде было закрыто, часть сотрудников была арестована: Александр Введенский, Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Тамара Габбе, а позже - Хармс; большинство было уволено.
Его «взрослые» произведения не публиковались при его жизни, за исключением двух ранних стихотворений. Его записные книжки были спасены от разрушения во время войны верными друзьями и спрятаны до 1960-х годов, когда сочинения его детей стали широко издаваться, и ученые начали работу по восстановлению его рукописей и публикации их на западе и в самиздате.
Его Репутация в ХХ веке в России во многом была основана на его популярном для детей произведении. Другие его произведения (обширный ассортимент рассказов, миниатюр, пьес, стихов и псевдонаучных философских исследований) были практически неизвестны до 1970-х годов и официально не публиковались в России до тех пор, пока "гласность "
рассказы Хармса не стали обычно короткие виньетки (см. также короткую прозу и фельетон ), часто длиной всего в несколько абзацев, в которых сцены бедности и лишений чередуются с фантастическими, сказочными происшествиями и едкая комедия. Иногда в них встречаются несочетаемые выступления известных авторов (например: Пушкин и Гоголь спотыкаются друг о друге; Граф Лев Толстой показывает миру свой ночной горшок. ; Пушкин и его сыновья падают со стульев и т. Д.)
Мир Хармса непредсказуем и неупорядочен; персонажи повторяют одни и те же действия много раз подряд или ведут себя иррационально; линейные истории начинают развиваться, но прерываются в посреди потока необъяснимыми катастрофами, которые отправляют их в Совершенно разные направления.
Его рукописи хранила его сестра и, в первую очередь, его друг, известный теоретик музыки, богослов-любитель и философ, который вытащил чемодан, полный сочинений Хармса и Введенского, из квартиры Хармса во время блокады Ленинграда и хранил его в трудные времена.
Взрослые работы Хармса были подхвачены русским самиздатом примерно с 1960-х годов и тем самым оказали влияние на растущую «неофициальную» сцену искусства.
Полное собрание его работ было опубликовано в Бремене в четырех томах в 1978–1988 гг. В России произведения Хармса стали широко публиковаться только с конца 1980-х годов. Сейчас в России опубликовано несколько изданий собрания сочинений и избранных томов Хармса, а коллекции доступны на английском, французском, немецком и итальянском языках. В 2004 году на ирландском языке вышла подборка его работ.
В последнее время в американских литературных журналах появилось множество переводов на английский язык. В 1970-х годах в Корнелл опубликовал первый английский сборник письменности OBERIU, в который вошли рассказы и пьеса Даниила Хармса и одна пьеса Александра Введенского. Переводы Гибиана появились в журнале Annex Press в 1978 году. В начале 1990-х в Англии вышел небольшой избранный том, переведенный на британский английский. Новые переводы всех участников группы OBERIU (и их сплоченной группы друзей, Chinari) появились в 2006 году в США (OBERIU: Anhology of Russian Absurdism. Он содержит стихи, драму и прозу Александра Введенского, Даниила Хармса., Николай Заболоцкий, Николай Олейников, и, отредактированный и переведенный, Геня Туровская, Евгений Осташевский и), с введением Евгения Осташевского (не Сьюзен Зонтаг, которая на некоторых сайтах указана как автор предисловия). Английский перевод сборника его произведений Матвея Янкелевича «Сегодня я ничего не написал» был опубликован в 2007 году. В него вошли стихи, пьесы, короткие прозаические произведения, а также его повесть «Старуха». Еще один сборник в переводе Алекса Сигале, Русский абсурд: Даниил Хармс, Избранные произведения, появился в сериале «Северо-западная мировая классика» в 2017 году. Подборка драматических произведений Хармса «Неудачное исполнение: короткие пьесы и сцены» в переводе Дилана Бассетта Эмма Винзор Вуд, была выпущена Plays Inverse в 2018 году. Отдельные произведения также были переведены Романом Туровским.
Хармс был дважды женат на Эстер Русаковой (1909 Марсель, Франция - 1943) Магадан СССР) и Марина Малич (1909 г. Санкт-Петербург, Россия - 2002 США). Его жены иногда появляются в некоторых его лирических или эротических стихотворениях.
23 августа 1941 г. - Хармса арестовывают за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Согласно отчету НКВД, Хармс сказал: «СССР проиграл войну в первый же день. Ленинград будет либо осажден, либо голоден. Или он будет разбомблен, не оставив камня на камне. Если они дадут мне мобилизационный приказ Я бью командира по лицу, пусть меня расстреляют, но я не надену форму и не буду служить в советских войсках, я не хочу быть таким мусором. Если меня заставят стрелять из машины- из пистолета с крыш во время уличных боев с немцами, я бы стрелял не по немцам, а по ним, из того же пулемета ».
Чтобы избежать казни, Хармс симулировал безумие; военный трибунал постановил оставить его в психиатрической палате колонии «Кресты» в связи с тяжестью преступления. Даниил Хармс умер от голода 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда. Его жене сообщили, что он депортирован в Новосибирск. Только 25 июля 1960 г. по просьбе сестры Хармса Э.И. Грицина Генпрокуратура признала его невиновным, и он был реабилитирован.
Wikisource содержат оригинальные работы, написанные или о:. Даниил Хармс |
Wikimedia Co У mmons есть СМИ, связанные с Даниил Хармс. |