парус с крабовыми когтями представляет собой продольно-продольный треугольный парус с лонжеронами вдоль верхнего и нижнего краев. Парус из крабовых когтей был впервые разработан австронезийскими народами около 1500 г. до н.э. Он используется во многих традиционных австронезийских культурах на островах в Юго-Восточной Азии., Микронезия, Остров Меланезия, Полинезия и Мадагаскар. Благодаря своим исключительным характеристикам и простоте в эксплуатации, он также стал очень популярным в современном спортивном парусном спорте. Иногда его называют Oceanic lateen или Oceanic sprit, хотя это не ограничивается Oceania, не является ни lateen, ни spritsail, и имеет независимое более старое происхождение.
Паруса с крабовым когтем были изобретены австронезийцами где-то на острове в Юго-Восточной Азии не позднее 1500 г. до н.э. Он распространился с австронезийской миграцией в Микронезию, остров Меланезию, Мадагаскар и Полинезию. Это могло также стать причиной уникального развития технологии лодок с выносными опорами из-за необходимости обеспечения устойчивости после того, как паруса из крабовых когтей были прикреплены к малому плавсредству. Паруса типа «краб-клешня» могут использоваться для двухканоэ (катамаран ), с одной выносной опорой (на наветренной стороне) или с двойной выносной опорой в конфигурации лодки, в в дополнение к однокорпусным судам.
Малагасы лакана с базовым парусом «краб-клешня»паруса «краб-клешня» оснащены продольно-продольным и могут наклоняться и повернутый относительно ветра. Они произошли от V-образных перпендикулярных квадратных парусов, в которых два лонжерона сходятся в основании корпуса. Самая простая форма паруса «краб-клешня» (также имеющая самое широкое распространение) состоит из треугольного паруса, поддерживаемого двумя легкими лонжеронами (иногда ошибочно называемыми «sprits ») с каждой стороны. Изначально они были безмачтовыми, и вся сборка была снята при спуске парусов. Существует несколько различных типов оснастки «краб-клешня», но, в отличие от западных, у них нет фиксированных общепринятых названий.
1846 г. иллюстрация Fijian camakau, каноэ с одной выносной опорой с наклонной мачтой «кран-сприт», парус типа «краб-клешня». Необходимость управлять более крупными и тяжелонагруженными лодками привела к увеличению вертикального паруса. Однако это привело к большей нестабильности судов. В дополнение к уникальному изобретению аутригеров для решения этой проблемы, паруса также были откинуты назад, и точка схождения сместилась дальше вперед по корпусу. Эта новая конфигурация требовала свободной «опоры» в середине корпуса, чтобы удерживать лонжероны, а также канатных опор с наветренной стороны. Это позволило увеличить площадь парусов (и, следовательно, увеличить мощность) при сохранении низкого центра усилия и, таким образом, сделать лодки более устойчивыми. Позже этот винт был преобразован в стационарные или съемные наклонные мачты, где лонжероны парусов фактически подвешивались на фале к мачте. Этот тип паруса наиболее усовершенствован в микронезийских proas, которые могут развивать очень высокие скорости. Эти конфигурации иногда называют «крановым шпритом» или «крановым шприцем». Микронезийские, островно-меланезийские и полинезийские суда с одинарными выносными опорами также использовали эту конфигурацию скошенной мачты для уникальной разработки маневровой работы, при которой каноэ симметричны спереди назад и меняют направление движения из конца в конец при движении против ветра. 180> Преобразование винта в неподвижную мачту привело к гораздо более позднему изобретению паруса танжа (также известного по разным причинам и ошибочно как скошенный квадратный парус, скошенный прямоугольный парус, усиленный гребенчатый парус или балансирный парус). Паруса Tanja были оснащены так же, как и паруса из крабовых клешней, а также имели лонжероны на передней и нижней части парусов; но они были квадратными или прямоугольными, с лонжеронами, не сходящимися в одну точку.
Еще одна эволюция основного крабового когтя парус - это преобразование верхнего лонжерона в неподвижную мачту. В Полинезии это увеличивало высоту паруса, одновременно делая его более узким, придавая ему форму, напоминающую крабовые клешни (отсюда и парус «крабовый коготь»). Это также обычно сопровождалось тем, что нижний лонжерон становился более изогнутым.
австронезийцы традиционно делали свои паруса из тканых матов из упругих и солеустойчивых листьев пандануса. Эти паруса позволили австронезийцам отправиться в дальние плавания. Однако в некоторых случаях это были рейсы в одну сторону. Считается, что неспособность пандануса создать популяции на острове Пасхи и Новой Зеландии изолировала их поселения от остальной Полинезии.
Из-за того, что паруса клешни крабов держатся в воздухе. более древнее происхождение, существует также гипотеза, что контакты между арабами и австронезийцами во время их плаваний в Индийском океане, возможно, повлияли на развитие треугольного арабского латинского паруса; в свою очередь, арабские паруса квадратной формы, возможно, повлияли на развитие австронезийских прямоугольных парусов танжа в западной части Юго-Восточной Азии. Другие, однако, полагают, что парус танжа был местным изобретением австронезийцев Юго-Восточной Азии, хотя они также считают, что латинские паруса могли быть представлены арабским морякам через контакт с парусами австронезийских крабов. Третья теория, однако, заключает, что латинские паруса изначально были средиземноморскими и что португальские моряки представили латинские паруса в азиатских водах, начиная с прибытия Васко да Гамы в Индию в 1500 году. Это означает, что на развитие латинских парусов у западных моряков парус из крабовых когтей не повлиял.
В Индонезии парус из крабовых клешней появился недавно. Традиционно люди с архипелага Нусантара используют парус танжа, но начиная с 19 века мадурцы разработали парус лете. «Лете» на самом деле означает латин, но наличие пекаки (нижний лонжерон / гик) указывает на то, что лайар-лете - это парус с крабовыми когтями.
Парус «краб-клешня» состоит из паруса, имеющего форму примерно равнобедренного треугольника. Стороны равной длины обычно длиннее третьей стороны, с лонжеронами вдоль длинных сторон.
Коготь краба также может быть традиционно сконструирован с изогнутыми лонжеронами, придающими краям паруса вдоль лонжеронов выпуклую форму, в то время как задняя часть паруса часто бывает довольно вогнутой, чтобы удерживать его жестким на задней кромке. Эти особенности придают ему отчетливую форму когтя. Современные крабовые клешни обычно имеют более прямые лонжероны и менее выпуклую пиявку, что дает большую площадь паруса для данной длины лонжерона. Лонжероны могут сужаться к пиявке. Конструкция помогает парусу рассеивать порывы ветра.
Клешня краба обычно расширяется вверх, увеличивая площадь парусов над океаном, где ветер сильнее и устойчивее. Это увеличивает кренящий момент : паруса имеют тенденцию сносить гидроцикл. По этой причине крабовые когти обычно используются на многокорпусных, которые более устойчивы к крену.
Парус шунтируется ; нос становится кормой, и грабли мачты также меняются. Следовательно, у судна всегда есть ama (и боковой стабилизатор, если таковой имеется) на наветренной стороне, и у него нет плохого галса
Proa : одиночная мачта с парусом «краб-клешня»
Proa-like crabclaw
установка crabclaw в стиле Новой Гвинеи
объединяющая мачта Crabclaw и pe'a
Маневр маневр на kaep
В proa переднее пересечение лонжеронов расположено по направлению к носовой части. Парус поддерживается короткой мачтой, прикрепленной к середине верхнего лонжерона, а передний угол прикреплен к корпусу. Нижний лонжерон или стрела прикрепляется к переднему перекрестку, но не прикрепляется к мачте. Проа имеет постоянную наветренную и подветренную стороны и при движении меняет один конец на другой.
Чтобы лавировать или менять направление по ветру, передний угол паруса ослабляется и затем переносится на противоположный конец лодки. Этот процесс называется маневрированием. Для шунтирования выпускается лист проа. Затем соединенный угол лонжеронов переносится на противоположный конец лодки. Оставаясь прикрепленным к верху мачты, верхний лонжерон наклоняется в вертикальное положение и дальше, когда передний угол проходит мимо мачты и далее к другому концу лодки. Между тем, основной лист отсоединяется и используется для поворота заднего конца стрелы на горизонтальный полукруг. Затем соединение лонжерона снова прикрепляется к новому «переднему» концу лодки, а грот снова затягивается на новом «заднем» конце.
Маневровая установка с парусом, вертикально подпираемым на носу, очень похожая на описанную выше проа.
Hokule'a, голубоводный ваа каулуа, с изогнутыми лонжеронами, изогнутыми парусами крабового когтя, в 1976 году.
Hokule'a с ее kaula pe'a (стропы паруса) затянуты, чтобы частично закрыть ее паруса в форме крабового когтя.
Термин «парус в форме крабового когтя» также используется для не маневровых парусов, которые расширяются вверх. Ōpe'a, верхний лонжерон, укреплен так высоко, что почти параллелен мачте (как в буровой установке ). Paepae, нижний лонжерон / стрела, указывает значительно выше горизонтали, в отличие от стрелы большинства буровых установок и багровых установок. Два лонжерона могут быть сведены вместе или раздвинуты с помощью тросов управления. Мачта зафиксирована и остается неподвижной.
Парус с крабовым когтем - это что-то вроде загадки. Было продемонстрировано, что он создает очень большую подъемную силу при достижении цели, и в целом кажется лучше любого другого простого плана паруса (это не учитывает использование специализированных парусов, таких как спинакеры ). К. А. Марчай, исследователь, который много экспериментировал как с современными установками для гоночных парусных лодок, так и с традиционными парусными установками со всего мира, провел испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей оснасток «краб-клешня». Одна популярная, но спорная теория состоит в том, что крыло типа «краб-клешня» работает как треугольное крыло , создавая вихревую подъемную силу. Поскольку клешня не лежит симметрично воздушному потоку, как треугольное крыло самолета, а лежит почти параллельно воде нижним лонжероном, воздушный поток не является симметричным. Однако присутствие воды рядом с нижним лонжероном и параллельно ему заставляет воздушный поток вести себя примерно так же, как воздушный поток над половиной треугольного крыла, как если бы «отражение» в воде обеспечивало другую половину (за исключением узкая щель у воды, что вызывает там небольшую разницу).
Это ясно видно на фотографиях Марчай в аэродинамической трубе, опубликованных в «Sail Performance: Techniques to Maximize Sail Power» (1996). Вихрь на верхнем лонжероне паруса намного больше, покрывая большую часть площади паруса, в то время как нижний вихрь очень мал и остается близко к лонжерону. Марчай приписывает большую подъемную силу паруса подъемной силе, создаваемой вихрями, в то время как другие приписывают эту силу благоприятному сочетанию удлинения, изгиба и (отсутствия) скручивания в этой точке паруса.
Еще больше. современное академическое исследование в аэродинамической трубе (2014 г.) дало аналогичные результаты, с преобладающими измерениями конфигурации паруса крабового когтя островов Санта-Крус тепукей.
Sandeq лодки в Маджене, Западном Сулавеси, Индонезии
Проа в Новой Каледонии
Иллюстрация паруса из крабовых когтей в Тикехау (Луи Чорис, 1816 г.)
Иллюстрация с изображением паруса из крабовых когтей, выполненная Джорджем Энсоном
На Викискладе есть материалы, связанные с Паруса с крабовым когтем. |