Клиффорд Торнтон

редактировать
Клиффорд Торнтон
Имя при рожденииКлиффорд Эдвард Торнтон III
Дата рождения(1936-09-06) 6 сентября 1936. Филадельфия, Пенсильвания, США
Умер1989. Женева, Швейцария
ЖанрыАвангардный джаз, фри-джаз
Род занятийМузыкант, композитор, руководитель оркестра, педагог
ИнструментыТруба, тромбон

Клиффорд Эдвард Торнтон III (6 сентября 1936 - 25 ноября 1989) был американским джазовым трубачом, тромбонистом, активистом и педагогом. Он играл фри-джаз и авангардный джаз в 1960-х и 1970-х годах.

Содержание
  • 1 Карьера
    • 1.1 Ранние альбомы
    • 1.2 Обучение
    • 1.3 Сочинение
  • 2 Дискография
    • 2.1 Как лидер
    • 2.2 Как сторонник
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Карьера

Клиффорд родился в Филадельфии. Год его рождения был указан как в 1934, так и в 1939 году. Некоторое время он посещал Государственный университет Моргана и Университет Темпл. Его дядей был джазовый пианист Джимми Голден, а его двоюродный брат, барабанщик Дж. К. Моисей имел джазовую карьеру, которая оборвалась из-за слабого здоровья. Клиффорд начал уроки игры на фортепиано, когда ему было семь лет. Некоторые биографы сообщают, что Клиффорд учился у трубачей Дональда Берда в течение 1957 года, после того, как Берд оставил Jazz Messengers Арта Блейки, а также что он работал с 17-летним игроком на тубе Рэй Дрейпер и Вебстер Янг. В конце 1950-х годов Торнтон переехал в Нью-Йорк.

Политические и музыкальные мотивы Клиффорда воплощены в его заявлении: «Для многих братьев, таких как я, у нас не было выбора. Что еще мы можем сделать в этом мире, который не является рабской работой? варианты? Мы должны быть творческими музыкантами, если хотим быть кем-то в этом мире ».

В начале 1960-х Клиффорд жил в жилом доме в районе Вильямсбург в Бруклине вместе с другими молодыми музыкантами, в том числе Рашид Али, Мэрион Браун и Дон Черри. Он выступал с многочисленными авангардными джазовыми группами, появляясь в качестве сайдмена на записях известных исполнителей Сан Ра, Арчи Шеппа, Фароа Сандерса и Сэм Риверс ; многие из которых были затронуты композиционными идеями Сесила Тейлора. В январском 1976 г. в Black World / Negro Digest Рон Велберн заявляет, что в этот период Клиффорд был активен в Движении черных искусств, связанном с Амири Баракой и Джейн Кортес. Эта музыкальная и художественная сеть предоставила ему множество точек зрения на такие идеи, как самоопределение черных, формы исполнения, игра вне игры и текстурный ритм; это также дало ему доступ к исполнителям, которые предоставили бы способности, необходимые для некоторых из его более поздних композиций. Он участвовал в диалоге вокруг развивающейся мысли политических деятелей, в том числе Шеппа, Аския М. Туре и Натана Хара, а также журналов Freedomways и Umbra.

Ранние альбомы

Интерес Торнтона к композиции в конечном итоге стал центром его музыкальной карьеры. Он работал с Марзетт Уоттс над его первыми сессиями записи; Уоттс считает, что организационные способности Клиффорда и управление динамикой группы привели к успеху сессий в достижении их целей.

Первый альбом Торнтона, Freedom Unity (1967), был записан на следующий день после John Coltrane похороны. В состав ансамбля входили Карл Бергер, сотрудник Колтрейна Джимми Гаррисон и первое зарегистрированное появление Джо Макфи. В него также входили Эдвард и Гарольд «Нандинг» Авент, темнокожий активист, которого год спустя подозревали в том, что он информатор и провокатор ФБР. Из десяти песен только двадцать вторая "Кевин" приписывается Торнтону. Арчи Шепп и Орнетт Коулман оба написали заметки для обложек альбома. В обзоре AllMusic Роб Феррье говорит: «Пока Альберт Эйлер и Арчи Шепп прислушивались к полевым крикам и очень простым народным формам, такие музыканты, как Клиффорд Торнтон, пошли в противоположном направлении, опираясь на музыку утонченных людей. и расширение возможностей для джаза ».

Торнтон был приглашен с Шеппом выступить в Алжире на Панафриканском культурном фестивале 1969 года Организации африканского единства. Этот визит оказал важное влияние на его развитие политической мысли, и он утверждал, что он помог объединить его музыкальные и политические цели. В следующем месяце он был в Париже и за одиннадцатидневный период в BYG Actuel записал пять альбомов, включая Ketchaoua, его второй альбом в качестве лидера и первый с его собственными композициями. В октябре группа под руководством Торнтона выступила на Actuel Festival в Amougies, Бельгия. На этом раннем европейском фестивале поп и джаза (который утверждал, что Woodstock был источником вдохновения и включал выступления Pink Floyd, MEV и Frank Zappa / джем-сейшн Арчи Шеппа) Клиффорду удалось услышать и поработать с рядом молодых исполнителей фри-джаза из Чикаго.

В ноябре он вернулся в Париж в качестве сайдмена на альбомах Арчи Шеппа Black Gypsy и Pitchin Can. Он продолжал работать во Франции в течение следующего года, записавшись в июле 1970 года с Шеппом и завершив свой собственный альбом «Пантера и плеть» в начале ноября. В течение этого двухлетнего периода Торнтон работал со многими европейскими музыкантами фри-джаза, а также расширял свою сеть контактов, чтобы охватить американцев, которые не были на сцене Нью-Йорка начала 60-х годов, таких как музыканты из Чикаго Джозеф Джарман, Малахи Фаворс и Энтони Брэкстон ). Торнтон также установил политические и интеллектуальные связи с авангардистами и музыкантами, в том числе с Фредериком Ржевски, Филипом Глассом и Ричардом Тейтельбаумом. В этот период он также завязал отношения с Кристиной Якоб.

Преподавание

В 1968 году преподаватель музыки Кен Макинтайр рекомендовал Торнтона в качестве кандидата на должность доцента мировой музыки в Уэслианском университете. Он был принят на работу в 1969 году; эта должность дала ему возможность безопасно путешествовать по Африке и Франции. Его пребывание в должности длилось до 1975 года; в течение этого периода он привел многих из своей сети джазовых музыкантов в качестве постоянных артистов в университетский городок, что позволило академическому мировому музыкальному сообществу больше познакомиться с современной американской музыкой. Среди этих художников были Сэм Риверс, Джимми Гаррисон, Эд Блэквелл и Мэрион Браун. Он устраивал в Уэслиане выступления Рашида Али, Горация Сильвера, Маккой Тайнера и многих других джазовых музыкантов. Кроме того, он включил в свои записи других исполнителей из программы мировой музыки, таких как Милтон Кардона, Абрахам Конбена Адзенья, Пандит Лакшми Ганеш Тевари и Лакшминараяна Шанкар ), и познакомил их со своими афроамериканскими коллегами-исполнителями.

Находясь в Уэслиане, он записал пастичский альбом 1972 года Communications Network (первая сторона с Сироном и Шанкаром, вторая сторона поддерживает Джейн Кортес, и обе спроектированы Марзетт Уоттс). Он также начал писать для альбома Gardens of Harlem.

Составление

Самые ранние записи Торнтона в качестве композитора и аранжировщика можно найти на одноименной записи Марзетт Уоттс 1966 года. Большинство произведений, записанных под его собственным именем в качестве руководителя, были крупноформатными. Он использовал целых восемь исполнителей на десяти записях, и их продолжительность простирается от восьмиминутного «Панафриканского фестиваля» до двадцати пяти минут «Фестивалей и похорон» на альбоме Communications Network (1972). Он включил в альбомы более короткие пьесы своих сотрудников, а также аранжировки традиционных африканских пьес. «Сады Гарлема» (1974) были разработаны как проект Jazz Composer's Orchestra в течение 1972–74 годов и дважды пересматривались до того, как в апреле 1974 года была сделана запись для двадцати пяти человек. Он был выпущен в 1975 году.

О садах Гарлема Клиффорд писал: «Меня всегда интересовала задача писать для больших коллективов и работать с ними. Мое первое влияние в этом направлении в детстве оказали большие группы Бэйси, Экстин, Гиллеспи, Мачито и Пуэнте. Позже мне посчастливилось работать с оркестрами Сан Ра, Билла Диксона, Сэма Риверса, Арчи Шеппа и JCOA. Духовное и психологическое удовлетворение в результате восстановления отношений с традиционный этос... служит главным образом как баланс между внутренней сущностью и окружающей средой. Это отчасти является ролью и функцией музыки в традиционных африканских обществах и среди народов преимущественно африканского происхождения. В этой связи музыка имеет жизненно важное значение. как религиозным, так и светским r жизнь по тем же причинам и проявляется одинаково. Это ядро ​​и основа, язык как религиозной, так и философской мысли ».

Торнтон широко воспринимался в средствах массовой информации как человек, имеющий радикальные политические взгляды и связанный с ведущими фигурами Партии Черных пантер ; предполагается, что он встретил Бобби Сила и Элдриджа Кливера во время Панафриканского культурного фестиваля в 1969 году, и утверждали, что он был министром искусств БПП. В 1970 году ему было отказано во въезде во Францию, как сообщается, из-за его речи на джазовом фестивале Жуан-ле-Пен в том же году или в Mutualite Hall в Париже; запрет был снят в 1971. Из-за этого перерыва, Торнтон не мог продолжать выступать и записываться в Париже.

В 1976 году Клиффорд принял должность в Международном бюро образования ЮНЕСКО в качестве консультанта по вопросам образования афроамериканцев; он провел остаток своей жизни в Женеве, Швейцария. Он оставался активным в музыкальном плане; он руководил выступление в 1977 году в Willisau, Люцерн, Швейцария, сделал две записи в Австрии с Энтони Брэкстоном в 1977 и 1978 годах, и был показан на записи 1980 года с группой, возглавляемой бывшим Доллар Брэнд Ридман и изгнанный из Южной Африки Джо Малинга.

Некоторые музыканты-современники Торнтона утверждают, что его музыка оказала на них влияние. Наиболее известными из них, вероятно, являются Джо Макфи (владеющий вентильным тромбоном Торнтона), Марзетт Уоттс и Билл Коул. Музыкальная мысль Клиффорда затронула более молодых музыкантов: Фреда Хо, Хаджа Дауда Харуна, Джорджа Старкса, Рас Моше Бернетта, Питера Зуммо и Мари Инконтрера. Ряд музыкантов и преподавателей также извлекли прямую выгоду из того, что были частью сети Торнтона, среди них Мэрион Браун, Эд Блэквелл, Рашид Али, Джимми Гаррисон., Сэм Риверс и Лакшминараяна Шанкар.

Торнтон можно услышать только на небольшом количестве записей, которые сейчас трудно найти. Тем не менее, через тридцать (или, возможно, тридцать пять) лет после его кончины работа Клиффорда по-прежнему высоко ценится такими критиками, как Терстон Мур, автор Филипп Карлес и Jazz.com. Шон Сингер.

Дискография

В качестве лидера

В качестве сайдмена

с Sun Ra

с Marzette Watts

  • Marzette Watts Company (1966)

With Дэйв Баррелл

С Клодом Делклоо и Артуром Джонсом

  • Африканская Азия (1969)

С Санни Мюррей

  • Посвящение Африке (1969)

С Арчи Шеппом

С Джо Макфи

С Сэмом Риверсом

С Муравьем Хони Брэкстон

  • Reform Art Unit (1977)
  • Три движения с солистами из Чикаго, Нью-Йорка и Вены - Впечатления (1978)

С мандалой Джо Малинги

  • Слезы для детей Соуэто (1980) и переиздан в 1990 году на Ити Гки
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:26:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте