Дон Черри (трубач)

редактировать
Американский джазовый трубач
Дон Черри
Дон Черри, Мюнстер, 1987 Дон Черри, Мюнстер, 1987
Общая информация
Имя при рожденииДональд Юджин Черри
Родился(1936-11-18) 18 ноября 1936 г.. Оклахома-Сити, Оклахома, США
Умер19 октября 1995 (1995-10-19) (58 лет). Малага, Испания
ЖанрыФри-джаз, world fusion
Род занятийМузыкант
ИнструментыКорнет, труба
Связанные действияCodona, Орнетт Коулман, Пол Блей, Сонни Роллинз, New York Contemporary Five, Нана Васконселос, Ла Монте Янг, Старые и новые мечты, Абдулла Ибрагим

Дональд Юджин Черри (18 ноября 1936-19 октября 1995) был американским джазовым трубачом. У Черри были давние связи с саксофонисткой Орнетт Коулман, которые начались в конце 1950-х годов. Черри также была пионером мировой фьюжн музыки в 1960-х и 1970-х.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Карьера
  • 3 Смерть и наследие
  • 4 Семья
  • 5 Инструменты
  • 6 Техника и стиль
  • 7 Дискография
    • 7.1 В качестве лидера
    • 7.2 В качестве сайдмена
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Cherry родился в Оклахома-Сити, Оклахома, у матери происхождения чокто по линии его бабушки по материнской линии и афроамериканца отца. Его мать и бабушка играли на пианино, а отец - на трубе. Его отцу принадлежал клуб Cherry Blossom в Оклахома-Сити, в котором выступали Чарли Кристиан и Флетчер Хендерсон. В 1940 году Черри переехал со своей семьей в Лос-Анджелес, Калифорния. Он жил в районе Уоттс, а его отец работал в баре в клубе Plantation на Central Avenue, который в то время был центром яркой джазовой сцены. Черри вспомнила, что прогуливала школу в средней школе Фремонта, чтобы поиграть с группой свинг в средней школе Джефферсона. Это привело к его переводу в Jacob Riis High School, исправительную школу, где он впервые встретил барабанщика Билли Хиггинса.

Карьера

1950-е годы Черри играла с джазовыми музыкантами в Лос-Анджелесе, иногда выступая в роли пианиста в группе Art Farmer. Пока трубач Клиффорд Браун был в Лос-Анджелесе с Максом Роучем, Черри посетила джем-сейшн с Брауном и Лранс Марабл в Дом Эрика Долфи, и Браун неофициально был наставником Черри. Он также гастролировал с саксофонистом Джеймсом Клэем.

Черри стал широко известен в 1958 году, когда он выступил и записался с Орнетт Коулман, сначала в квинтете с пианистом Полом Бли, а затем в том, что стало преимущественно квартетом без фортепиано, который записывался для Atlantic Records. В этот период «его линии... собрали большую часть свободы движения из свободных гармонических структур». Черри был одним из руководителей Сессия Avant-Garde, на которой Джон Колтрейн заменил Коулмана в квартете, записывалась и гастролировала с Сонни Роллинзом, была участницей New York Contemporary Five с Арчи Шеппом и Джоном Чикаи, а также записывались и гастролировали с Альбертом Эйлером и Джорджем Расселом. Его первой записью в качестве лидера была Complete Communion для Blue Note Records в 1965 году. В состав группы входили барабанщик Коулмана Эд Блэквелл, а также саксофонист Гато Барбьери., с которым он познакомился во время европейского турне с Эйлером, и басистом Генри Граймсом.

После ухода из квартета Коулмана Черри часто играл в небольших группах и дуэтах (многие с бывшим барабанщиком Коулмана Эд Блэквелл ) во время длительного пребывания в Скандинавии и других местах.

В 1969 году Черри играла на трубе и других инструментах для пластинки поэта-битника Аллена Гинзберга 1970 года Songs of Innocence and Experience, музыкальной адаптации Уильяма Одноименный поэтический сборник Блейка. Он появился на пластинке Коулмана 1971 года «Научная фантастика», и с 1976 по 1987 год воссоединился с выпускниками Коулмана Дьюи Редманом, Чарли Хейденом и Блэквеллом в группе Old And New Dreams, записав с ними четыре альбома, два для ECM и два для Black Saint, где была отмечена его «тонкость ритмического расширения и сжатия».

Дон Черри играл очень хорошо. особый «корнет» в парке Le Cascine, Флоренция, Италия, сентябрь 1975 г. (Национальный фестиваль dell'Unità)

В 1970-х годах он отважился заняться развивающимся жанром мировой фьюжн-музыки. Черри включил в свою игру влияния ближневосточной, традиционной африканской и индийской музыки. Он изучал индийскую музыку у Васанта Раи в начале семидесятых. С 1978 по 1982 год он записал три альбома для ECM с «мировой джазовой» группой Codona, в которую входили Черри, перкуссионистка Нана Васконселос и ситар и tabla player Коллин Уолкотт.

Черри также сотрудничал с классическим композитором Кшиштофом Пендерецким над альбомом Actions 1971 года. В 1973 году он стал соавтором музыки к фильму Алехандро Ходоровски Святая гора вместе с Ходоровским.

В 1980-х он выпустил запись El Corazon, дуэтный альбом 1982 года с Эдом Блэквеллом. Он также записал два альбома в качестве руководителя группы: Home Boy в 1985 году и Art Deco в 1988 году. Черри снова записался с оригинальным квартетом Орнетта Коулмана на альбоме Coleman 1987 года In All Languages ​​,

Другие возможности для игры в его карьера началась с проекта Escalator Over The Hill Карлы Блей и в качестве сайдмена на записях Лу Рида, Яна Дьюри, Rip Rig + Panic и Sun Ra.

В 1994 году Черри появилась на компакт-диске компиляции Red Hot Organization, Stolen Moments: Red Hot + Круто, на треке под названием "Предчувствие", рядом с The Watts Prophets. Альбом, призванный повысить осведомленность об эпидемии СПИДа в афроамериканском обществе, был назван «Альбомом года» журналом Time Magazine.

Смерть и наследие

Черри умерла 19 октября 1995 года., в возрасте 58 лет от рака печени в Малаге, Испания.

Черри была занесена в Зал славы джаза Оклахомы в 2011 году..

Семья

Он был женат на Монике Карлссон (Моки Черри ), шведской художнице и художнице по текстилю, которая также иногда играла дрон танпура в своих записях и джемах. Его падчерица, Нене Черри, его падчерица Мейбл и его сыновья, Дэвид Орнетт Черри, Кристиан Черри и Орлиный глаз Черри, также являются музыкантами.

Инструменты

Черри научилась играть на различных духовых инструментах в старшей школе. На протяжении своей карьеры Черри играл на карманном корнете (хотя Черри определил это как карманную трубу ), на трубе на корнете, на флюгельгорне и на горне.

Черри начал свою карьеру как пианист и продолжил играть на фортепиано и органе.

Вернувшись из музыкального и культурного путешествия по Африке, Черри часто играл на донсо нгони, арфе-лютне с корпусом из тыквы. из Западной Африки (см. нгони ). Во время своих международных путешествий он также собирал различные инструменты, не относящиеся к западным странам, которые он освоил и часто играл на выступлениях и на записях. Среди этих инструментов были беримбау, бамбуковые флейты и разные ударные инструменты.

Техника и стиль

Влияние трубы Черри включало Майлза Дэвиса, Фэтс Наварро, Клиффорд Браун и Гарри Эдисон. Журналист Говард Мандель предлагает в качестве прецедента Генри «Реда» Аллена (учитывая «шумный, а не медно-медный звук, характерный для Армстронга, беспечно непредсказуемые мелодические потоки, сжатые и / или полу-клапанные эффекты и репертуар, включая новизну. вокал ") Но на самом деле Черри буквально научили технике при встрече с Монгези Фезой из группы Blue Notes из Южной Африки, когда он гастролировал с Орнетт Коулман по Европе для концерта, который они должны были устроить. в то время как Эккехард Йост цитирует Дикого Билла Дэвисона.

Некоторые критики отметили недостатки в технике Черри. Рон Винн пишет, что «техника [Черри] не всегда самая эффективная; часто его быстрые действия соло в исполнении содержат множество пропущенных или приглушенных нот. Но он мастер в изучении выразительных, голосовых свойств трубы и корнета; он изгибает ноты и добавляет оскорбления и мазки, а его крутые соло четко построены и исполнены независимо от их недостатков ". Йост отмечает тенденцию сценаристов сосредотачиваться на «технической незащищенности» Черри, но утверждает, что «проблема в другом. Совершенный технический контроль в чрезвычайно быстрых темпах был более или менее безопасным, пока импровизатор имел дело со стандартными изменениями, которые были знакомы ему за годы работы с ними... В музыке квартета Орнетт Коулман - «новоприобретенной страны», где не действуют законы и привычки функциональной гармонии, - нет смысла в шаблонах, которые были было разработано на этой основе ».

Майлз Дэвис сначала пренебрегал игрой Черри, утверждая, что« любой может сказать, что этот парень не трубач - выходят только ноты, и каждая нота, которую он играет, выглядит серьезно. о, и люди пойдут на это, особенно белые люди ". Однако, по словам Черри, когда Дэвис посетил выступление Орнетт Коулман в Five Spot, он был впечатлен игрой Черри и сидел вместе с группой, используя карманную трубу Черри. Позже, в 1964 Down Beat тест с завязанными глазами, Дэвис указал, что ему нравится игра Черри.

Дискография

Как лидер

С Старыми и новыми снами

С Codona

В качестве сайдмена

с Орнетт Коулман

С New York Contemporary Five

С Альбертом Эйлером

С Карлой Блей

С Полом Бли

С Bongwater

С Charles Brackeen

С Аллен Гинзберг

С Чарли Хейденом

С Абдулла Ибрагим

С Клиффордом Джорданом

С Стив Лейси

С Майклом Мантлером

С Санни Мюррей

С Джимом Пеппером

С Сонни Роллинзом

С Джорджем Расселом

С Sun Ra

С Лу Рид

С Чарли Роуз

С другими

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Доном Черри (джаз).
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:14:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте