Фароа Сандерс | |
---|---|
Сандерс в декабре 2006 г. | |
Общая информация | |
Имя при рождении | Фаррелл Сандерс |
Родился | (1940-10-13) 13 октября 1940 (возраст 80). Литл-Рок, Арканзас, США |
Жанры | Фри-джаз, авангардный джаз, world fusion |
Род занятий | Музыкант, композитор, руководитель группы |
Инструменты | Саксофон |
Годы деятельности | 1964 - настоящее время |
Лейблы | Дуглас, Тереза , Импульс!, Восточный слой |
Фараон Сандерс (родился Фаррелл Сандерс, 13 октября 1940 г.) - американский джаз саксофонист. Член группы Джона Колтрейна середины 1960-х годов, Сандерс известен своими преувеличенными, гармоническими и многофоническими приемами на саксофоне, а также как использование им «звуковых листов ». Он выпустил более 30 альбомов в качестве лидера и активно сотрудничал с Леоном Томасом, Элис Колтрейн и Тисиджи Муньос, среди прочих. Саксофонист Орнетт Коулман описал его как «вероятно, лучший тенор музыкант в мире».
Музыка Сандерса была названа «духовным джазом» из-за его вдохновения в религиозные концепции, такие как Карма и Таухид, и его богатая медитативная эстетика. Этот стиль рассматривается как продолжение работы Колтрейна над такими альбомами, как A Love Supreme. В результате Сандерс считается учеником Колтрейна или, как сказал Альберт Эйлер, «Трейн был Отцом, Фараон был Сыном, Я - Святым Духом».
Фараон Сандерс родился 13 октября 1940 года в Литл-Роке, штат Арканзас. Его мать работала поваром в школьной столовой, а отец работал в городе Литл-Рок. Единственный ребенок, Сандерс начал свою музыкальную карьеру, аккомпанируя церковным гимнам на кларнете. Его первоначальные художественные достижения были в изобразительном искусстве, но когда он учился в Средней школе Сципиона Джонса в Норт-Литл-Роке, Сандерс начал играть на тенор-саксофоне. Директор группы, Джимми Кэннон, также был саксофонистом и познакомил Сандерса с джазом. Когда Кэннон ушел, Сандерс, еще будучи студентом, стал руководителем группы, пока не удалось найти постоянного директора.
В конце 1950-х Сандерс часто пробирался в афро-американские клубы в центре Литл-Рока, чтобы поиграть с проходившими артистами. В то время Литл-Рок был частью гастрольного маршрута по Мемфису, Теннесси, и Хот-Спрингс для RB и джазовых музыкантов. Сандерс обнаружил, что его ограничивают сегрегация штата и стандарты RB и джаза, которые доминировали на музыкальной сцене Литл-Рока.
После окончания средней школы в 1959 году Сандерс переехал в Окленд, штат Калифорния, и жил с родственниками. Он непродолжительное время посещал колледж Окленда и изучал искусство и музыку. Оказавшись за пределами Джима Кроу Юг, Сандерс мог играть как в черных, так и в белых клубах. Его связь с Арканзасом застряла с ним в районе залива под прозвищем «Литл-Рок». Также в это время он познакомился и подружился с Джоном Колтрейном.
Фароа Сандерс начал свою профессиональную карьеру, играя на тенор-саксофоне в Окленде, Калифорния. Он переехал в Нью-Йорк в 1961 году после игры в ритм-н-блюзовых группах. биограф Сун Ра писал, что Сандерс часто был бездомным, и Ра дал ему место для жизни, одежду и призвал его использовать имя «Фараон». В 1965 году он стал участником группы Джона Колтрэйна, поскольку Колтрейн начал перенимать авангардный джаз из Альберта Эйлера, Сан Ра и Сесила Тейлора. Сандерс сначала записался с Колтрейном на Ascension (записан в июне 1965 г.), затем на их двухтенорном альбоме (записанном в ноябре 1965 г.). После этого Сандерс присоединился к последнему квинтету Колтрейна, обычно играя длинные, диссонансные соло. Более поздний стиль Колтрейна находился под влиянием Сандерса.
Хотя голос Сандерса развивался иначе, чем у Джона Колтрейна, на Сандерса повлияло их сотрудничество. Духовные элементы, такие как пение в Ом, позже обнаружатся во многих собственных работах Сандерса. Сандерс также продолжал создавать много фри-джаза, модифицированного по сравнению с солоцентрической концепцией Колтрейна. В 1968 году он участвовал в записи Майкла Мантлера и Карлы Блей Jazz Composer's Orchestra Association, альбом The Jazz Composer's Orchestra с участием Сесил Тейлор, Дон Черри, Ларри Кориелл и Гато Барбьери.
Первый альбом Pharoah, Pharoah's First, был не тем, чем он ожидается. Музыканты, играющие с ним, были гораздо более прямолинейными, чем Сандерс, из-за чего соло, исполняемые другими музыкантами, были немного неуместными. Начиная с 1966 года Сандерс подписал контракт с Impulse! и записал Таухид в том же году. Его годы с Impulse! привлек внимание поклонников джаза, критиков и музыкантов, в том числе Джона Колтрейна, Орнетт Коулман и Альберта Эйлера.
В 1970-х Сандерс продолжал производить свои собственные записи, а также продолжал работать с такими, как Элис Колтрейн над ее Путешествием в Сатчидананда альбом. Большая часть бестселлеров Сандерса была сделана в конце 1960-х - начале 1970-х годов для Impulse Records, включая 30-минутную волну фри-джаза »Создатель имеет генеральный план "из альбома Карма. В этой композиции участвовали вокалист Леон Томас, уникальный йодлинг "umbo weti", и ключевой музыкальный партнер Сандерса, пианист Лонни Листон Смит, который работал с Сандерсом с 1969-1971 гг. Среди других участников его групп в этот период - басист Сесил Макби с таких альбомов, как Jewels of Thought, Izipho Zam, Deaf Dumb Blind и Темби.
Несмотря на поддержку афро-американского радио, бесплатный джаз Сандерса стал менее популярным. Начиная с экспериментов с африканскими ритмами на альбоме 1971 года Black Unity (с басистом Стэнли Кларком ), он начал разнообразить свое звучание. В конце 1970-х и 1980-х Сандерс исследовал различные музыкальные стили, включая RB (Love Will Find a Way), модальный джаз и хард-боп. Сандерс покинул Impulse! в 1973 и перенаправил свои композиции обратно на более ранние джазовые конвенции. Он продолжал изучать музыку разных культур и совершенствовать свои композиции. Однако он обнаружил, что перемещается от лейбла к лейблу. Он нашел постоянный дом с небольшим лейблом Theresa в 1987 году, который был продан Evidence в 1991 году. Однако Сандерс продолжал разочаровываться в звукозаписывающих лейблах на протяжении большей части 1990-х. Также в это время он отправился в Африку по программе культурного обмена для Государственного департамента США.
В 1992 году Сандерс появился на переиздании (Эд Келли и Фараон Сандерс) для лейбла Evidence записи, которую он закончил для Theresa Records в 1979 году, под названием Ed Kelly and Friend. Версия 1992 года содержит дополнительные треки, на которых изображен ученик Фараона Роберт Стюарт. В 1994 году Сандерс отправился в Марокко, чтобы записать альбом Билла Ласвелла The Trance Of Seven Colors с Гнавой музыкантом Махмудом Гуинией. В том же году он появился на альбоме Red Hot Organization Stolen Moments: Red Hot + Cool на треке «This is Madness» с Умаром Бин Хассаном и Abiodun Oyewole и на бонус-треке «У создателя есть мастер-план (Trip Hop Remix)». Альбом был назван «Альбомом года» по версии Time. Он также сотрудничал с барабанщиком - композитором Франклином Кирмайером над альбомом Kiermyer's Solomon's Daughter, также выпущенным на лейбле Evidence (переизданный с 3 ранее неизданными треками на лейбле Dot Time в 2019 году).
Мэйджор-лейбл Сандерса вернулся в 1995 году, когда Verve Records выпустили Message from Home, а затем - Save Our Children (1998). Но снова отвращение Сандерса к звукозаписывающему бизнесу побудило его покинуть лейбл. Сандерс работал с Ласвеллом, Джа Уобблом и другими над альбомами Message From Home (1996) и Save Our Children (1999). В 1999 году он жаловался в интервью, что, несмотря на его родословную, ему трудно найти работу. В 1997 году он был представлен на нескольких альбомах Тисидзи Муньос, в том числе Рашид Али.
. В 2000-х годах возрождение интереса к джазу заставило Сандерса выступать на фестивалях, включая 2004 Bluesfest Byron Bay, 2007 Мельбурнский джазовый фестиваль и 2008 Big Chill Festival, концерты и выпуск альбомов. У него много поклонников в Японии, и в 2003 году он записался с группой. В 2000 году Сандерс выпустил Spirits, а в 2003 году - концертный альбом под названием The Creator Has a Master Plan. Он был награжден стипендией NEA Jazz Masters Fellowship на 2016 год и был удостоен чести на концерте памяти в Вашингтоне 4 апреля 2016 года.
25 июня 2019 года The New York Times Magazine внесен в список Фараон Сандерс среди сотен художников, чей материал, как сообщается, был уничтожен в Универсальном пожаре 2008 года.
Название | Год записи | Год Выпущен | Лейбл |
---|---|---|---|
Pharoah's First (также выпущен как Pharoah and Pharoah Sanders Quintet) | 1964 | 1965 | ESP-Disk |
Tauhid | 1966 | 1967 | Импульс! |
Карма | 1969 | 1969 | Импульс! |
Драгоценности мысли | 1969 | 1969 | Импульс! |
Глухонемой Слепой (Суммун Букмун Умюн) | 1970 | 1970 | Импульс! |
Темби | 1970–1971 | 1971 | Импульс! |
Black Unity | 1971 | 1971 | Impulse! |
Живи на Востоке | 1971 | 1972 | Импульс! |
1972 | 1972 | Импульс! | |
Изифо Зам (Мои дары) | 1969 | 1973 | Страта-Восток |
Деревня Фараонов | 1971-1973 | 1973 | Импульс! |
Любовь во всех нас | 1973 | 1973 | Импульс! |
Высота | 1973 | 1974 | Импульс! |
Фараон | 1976 | 1977 | Навигация по Индии |
Любовь найдет путь | 1977 | 1977 | Ариста |
Путешествие к Единому | 1979 | 1980 | Тереза |
За пределами мечты | 1978 | 1981 | Ариста |
Радуйтесь | 1981 | 1981 | Тереза |
Pharoah Sanders Live... | 1981 | 1982 | Тереза |
Сердце - это Мелодия | 1982 | 1983 | Тереза |
Шукуру | 1981 | 1985 | Тереза |
Африка | 1987 | 1987 | Timeless |
1987 | 1987 | Доктор Джаз | |
Молитва перед рассветом | 1987 | 1987 | Тереза |
Лунное дитя | 1989 | 1989 | Timeless |
Добро пожаловать в любовь | 1990 | 1991 | Timeless |
1992 | 1992 | Evidence / Venus | |
Баллады с любовью | 1992 | 1994 | Венера |
1994 | 1994 | Аксиома | |
1992 | 1995 | Доказательства | |
Сообщение из дома | 1996 | 1996 | Verve |
Сохранить Наши дети | 1997 | 1999 | Verve |
Spirits | 2000 | 2000 | Meta |
У Создателя есть генеральный план | 2003 | 2003 | Венера |
с биением сердца | 2003 | 2003 | Evolver Records |
В начале 1963-1964 гг. (компиляция на 4 компакт-дисках) | 1963-1964 | 2012 | ESP-Disk |
Живите в Париже (1975) | 1975 | 2020 | Transversales Disques |
С другими
На Викискладе есть материалы, связанные с Pharoah Sanders. |