A Состояние клиента - это состояние, которое экономически, политически или военно подчинено другому более мощному состоянию (так называемое контролирующее состояние в эту статью) в международные отношения. Типы клиентских состояний включают: состояние спутника, связанное состояние, состояние марионетки, марионеточный монарх, самоуправляемая колония, неоколония, протекторат, вассальное государство и подчиненное государство.
Древние государства, такие как Персия и Парфия, греческие города-государства и Древний Рим иногда создается клиентский персонал Он заставляет лидеров этого государства подчиняться, давая дань и солдат. Классические Афины, например, вынудили более слабые государства вступить в Делосский союз и в некоторых случаях навязали им демократическое правительство. Позже Филипп II Македонский аналогичным образом ввел Коринфский союз. Одним из наиболее активных пользователей клиентских государств был Республиканский Рим, который вместо того, чтобы завоевывать и затем поглощать империю, решил сделать государства-клиенты из тех, кого он побеждал (например, Деметрий Фаросский ), политика, которая продолжалась до I века до н.э., когда она стала Римской империей. Иногда заказчиком был не бывший враг, а претендент, которому помогал Рим, Ирод Великий - известный пример. Использование клиентских государств продолжалось в Средневековье, когда начала укрепляться феодальная система.
В 13 веке Корё династия Кореи была захвачена монголами который основал могущественную Монгольскую империю. После мирного договора в 1260 году и восстания Самбёльчо в 1270 году Корё стал полуавтономным государством-клиентом династии Юань примерно на 80 лет.
Число подчиненных или вассальных государств менялось со временем, но наиболее заметными были Крымское ханство, Валахия, Молдавия, Трансильвания, Шарифат Мекки и Султанат Ачех.
Австро-Венгерская империя пыталась сделать Сербию своим государством, чтобы сформировать христианскую оппозицию Османской империи. Ситуация изменилась после революции в Сербии в 1900 году. Сербия теперь оказалась под защитой России, которая формировала всеправославную оппозицию латинскому христианству, представленному Австро-Венгерской империей. В 1914 году Россия неоднократно предостерегала Австро-Венгерскую империю от нападения на Сербию. Когда она напала, Россия мобилизовала свою армию. Россия также хотела, чтобы Болгария и Черногория были государствами-клиентами.
Великобритания и Австрия рассматривали Сербию как государство-клиент, контролируемое Россией. Большинство историков называют Сербию государством-клиентом, но историк Кристофер Кларк с этим не согласен. Он говорит, что русские ошиблись, считая Сербию страной-клиентом. В неопубликованном комментарии Кларк утверждает:
«Это была инициатива [министра иностранных дел России Сергея Сазанова] , увеличивающая риск, позволить Сербии статьвидеть Сербию как своего рода клиента ;... Сербия, насколько мне известно, никогда не была чьим-либо клиентом. [...] Это ошибка, когда великие державы думают, что могут обеспечить услуги «государств-клиентов»; ЭтоЭти «клиенты» на самом деле никогда не являются «клиентами»! Эта ошибка, по-видимому, будет и дальше совершаться нашим политическим руководством, хотя можно надеяться, что однажды она прекратится ».
Во время революционной и наполеоновской эпох (1789–1815) Франция завоевала большую часть Западной Европы и основала несколько государств-клиентов. Сначала, во время французских революционных войн эти государства были созданы как республики (так называемые «Républiques soeurs» или «братские республики»). Они были основаны в Италии (Цизальпийская Республика в Северная Италия, Парфенопейская Республика в Южной Италии ), Греции (Септинсулярная Республика ), Швейцарии (Гельветическая Республика и Роданская Республика ), Бельгии и Нидерландов (Батавская Республика ).
Во время Первой Французской Империи, когда Наполеон и французская армия завоевали Европу, такие государства изменились, и было образовано несколько новых государств. Итальянские республики были преобразованы в Королевство Италии под прямым правлением Наполеона на севере и Неаполитанское королевство на юге, сначала при Жозефе Бонапарте ' под властью маршала Иоахима Мурата. Третье государство было создано на Итальянском полуострове, Королевство Этрурия. На смену Батавской республике пришло Королевство Голландия, управляемое третьим братом Наполеона, Луи Бонапартом.
В общей сложности 35 германских государств, все они союзники Франции, вышли из Священная Римская империя для создания Рейнской конфедерации, государства-клиента, созданного для обеспечения буфера между Францией и двумя ее крупнейшими врагами на востоке, Пруссией и Австрией. Два из этих государств были творениями Наполеона: огромное Вестфальское королевство, которым управлял Жером Бонапарт, младший брат императора; и Великое Герцогство Вюрцбург.
. После французского вторжения на Пиренейский полуостров Испания также стала клиентом Королевства Испании под руководством Джозефа Бонапарта ; как и Польша, затем Варшавское герцогство.
В XX веке Франция начала применять концепцию Françafrique, свое название для своих бывших африканских колоний, иногда распространяется на бывшие бельгийские колонии. В настоящее время этот термин используется в некоторых случаях для критики якобы неоколониальных отношений Франции со своими бывшими колониями в Африке.
Участвующие страны поставляют нефть и полезные ископаемые, важные для французской экономики. Кроме того, французские компании имеют коммерческие интересы в нескольких странах континента.
В Британской империи индийские княжеские государства были технически независимыми и получили техническую независимость в 1947 году (хотя Низам Хайдарабадский действительно выбрал независимость, но не смог сохранить свою независимость от Индии). Независимость Египта в 1922 году технически положила конец британскому протекторату в Египте. Судан продолжал управляться как англо-египетский Судан до независимости Судана в 1956 году; Британия также проявляла интерес к Египту, пока Суэцкий кризис не закончился. Ирак стал королевством в 1932 году. В каждом случае экономическая и военная реальность сводилась не к полной независимости, а к статусу, при котором местные правители были британскими клиентами. Аналогичным образом в Африке (например, Северная Нигерия с лордом Лугардом ) и Малайе с Федеративными малайскими штатами и Нефедеративными малайскими штатами ; политика непрямого правления.
После того, как Франция потерпела поражение в Битве за Францию , была основана Виши Франция в качестве государства-клиента нацистской Германии, которое оставалось таковым до 1942 г., когда оно было сокращено до марионеточного правительства до своего освобождения в 1944 г. Германия также создала на своих недавно завоеванных восточных территориях государства-клиенты, включая Словацкая Республика, Хорватское государство и Албанское Королевство.
Этот термин применялся к авторитарным режимам, имевшим тесные связи с Соединенными Штатами во время холодной войны, более уместно именуемым марионеточными государствами США, например Южный Вьетнам, Индонезия (1966–1998) в режиме Сухарто, Иран до 1979 года, Камбоджа в режиме Лон Нол с 1970 по 1975 год Филиппины под Фердинандом Маркосом с 1965 по 1986 год и Саудовская Аравия. Отношения между США и Ираном при шахе (правил с 1941 по 1979 гг.) Были названы современным политологическим исследованием.
Школа мысли увидела более раннее воплощение Канады в качестве государства-клиента США
Этот термин, возможно, также может использоваться для тех штатов, которые чрезвычайно экономически зависят от более могущественной страны. Три страны Тихого океана, связанные с США в рамках Договора о свободной ассоциации (Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова и Палау ) могут несколько попасть в эту категорию.
В конце XIX века японцы Империя постепенно понижала статус Кореи Чосон до статуса государства-клиента. В начале 20 века это было преобразовано в прямое правило. Маньчжоу-Го, напротив, оставался марионеточным государством на протяжении Второй мировой войны.
Советские марионеточные или «клиентские» государства включали в себя многие из стран Варшавского договора, на политику которых сильно влияла советская военная мощь и экономическая помощь. Другие страны третьего мира с марксистско-ленинскими правительствами также регулярно критиковались как прокси СССР, в том числе Куба после Кубинской революции, Корейская Народно-Демократическая Республика, Народная Республика Ангола, Народная Республика Мозамбик, Демократическая Республика Афганистан и Демократическая Республика Вьетнам (Северный Вьетнам ). В пределах самого Советского Союза, Украинская ССР и Белорусская ССР имели места в Организации Объединенных Наций, но фактически были советскими территория.
Эти страны в той или иной степени называют государствами-клиентами Ирана.
Есть три Государства Тихоокеанских островов, входящие в Договор о свободной ассоциации :
. Уолтер К. Ладвиг III, доцент кафедры международных отношений Королевского колледжа Лондона, классифицирует Ирак, Афганистан и Пакистан как «современные государства-клиенты» Соединенных Штатов.
В 2011 году The Atlantic внесла в список Афганистан, Пакистан, Ирак, Израиль, Саудовская Аравия, Тайвань, Колумбия, Южная Корея, Йемен и Бахрейн, как заявляет американский клиент.
Этот термин также использовался для описания Украины, Грузии, Бразилии, Япония и Австралия.