Косвенное правление представляло собой систему управления, которую британцы и французы использовали для контроля над частями своих колониальных империй, особенно в Африка и Азия, что было сделано через ранее существовавшие местные властные структуры. Эти зависимости часто назывались «протекторатами» или «мирными государствами». В соответствии с этой системой повседневное управление и администрация малых и больших территорий были оставлены в руках традиционных правителей, которые приобрели престиж, стабильность и защиту, предоставляемые Pax Britannica (в случай с британскими территориями) за счет потери контроля над своими внешними делами, а часто и с налогообложением, коммуникациями и другими вопросами, обычно с небольшим количеством европейских "советников", эффективно контролирующих правительство большого числа людей, разбросанных по обширным территориям.
Некоторые британские колонии управлялись непосредственно Колониальным управлением в Лондоне, в то время как другие управлялись косвенно через местных правителей, которых за кулисами курируют британские советники. В 1890 Занзибар стал протекторатом (а не колонией) Британии. Премьер-министр Солсбери объяснил свою позицию:
Княжеские государства Индии также управлялись косвенно, при этом индийские территории управлялись косвенно, испытывая те же последствия, что и в Африке, где косвенное правление было. То же самое относится и к западноафриканским владениям Британской и Французской империй.
Идеологические основы, а также практическое применение косвенного правления в Уганде и Нигерия обычно восходит к работе Фредерика Лугарда, Верховного комиссара протектората Северной Нигерии с 1899 по 1906. Косвенное правление отнюдь не было новой идеей в то время, поскольку оно использовалось в правящих империях на протяжении всей истории. Например, помимо Индии и Уганды, это практиковалось в империях Сонгай и Ашанти.
На землях халифата Сокото, завоеванных британцами на рубеже веков, Лугард установил систему, в соответствии с которой внешний, военный и налоговый контроль осуществлялся управлялись англичанами, в то время как большинство других аспектов жизни оставалось на усмотрение местной аристократии до завоевания, которая могла встать на сторону британцев во время или после их завоевания. Теория, лежащая в основе этого решения очень практической проблемы (проблема, названная Махмуд Мамдани в своей работе «Гражданин и субъект» «Проблема коренных народов») контроля небольшой группы иностранцев с огромным населением, заложена во влиятельной работе Лугарда «Двойной мандат в британской тропической Африке». Лугард скопировал многочисленные империи до своего времени, которые создали и развили косвенную систему правления.
Согласно Лугарду, косвенное правление было политической доктриной, согласно которой европейцы и африканцы в этой степени различались в культурном отношении, африканцами нужно было управлять через собственный институт африканцев. Для достижения этой цели:
Было указано, что британцы не были готовы платить за колониальную администрацию, хотя были заинтересованы в получении экономической выгоды от своих новых колоний; ни один из этих аспектов не имел достаточно ресурсов для финансирования у британцев. Этот экономический вопрос в сочетании с нехваткой или отсутствием европейского персонала в Африке в то время убедил британцев в том, что для достижения той же цели будет дешевле использовать традиционные институты. Природа и действие косвенного правления в Северной Нигерии убедительно подтверждают эти утверждения. Когда Лугард и его люди завоевали Сокотский халифат в Северной Нигерии в начале двадцатого века, его ограниченные ресурсы в виде людей и денег сделали для него невозможным управлять огромной территорией. К счастью для него, Халифат Сокото уже обладал высокоразвитой и эффективной системой управления, возглавляемой эмирами, с султаном Сокото в качестве верховного главы. Иерархический характер политической структуры был идеальным для системы непрямого правления, потому что британцы могли контролировать эмиров, а эмиры, в свою очередь, могли контролировать своих людей.
Косвенное правление было дешевле и проще для европейских держав и, в частности, требовалось меньше администраторов, но было много проблем. Во многих случаях европейские власти наделяли местных традиционных лидеров полномочиями, как в случае монархии Уганды, но если не удалось найти подходящего лидера (в традиционном западном смысле этого слова), европейцы просто выбирайте местных правителей, которые им подходят. Так было в Кении и южной Нигерии, и новые лидеры, часто называемые «прапорщиками», не всегда получали поддержку местного населения. Европейские правящие классы также часто выбирали местных лидеров со схожими чертами с их собственными, несмотря на то, что эти черты не подходили для местного лидерства. Многие из них были консервативными старейшинами, и, таким образом, косвенное правление способствовало формированию консервативных взглядов коренного населения и маргинализации молодой интеллигенции. Письменные законы, пришедшие на смену устным, были менее гибкими в соответствии с меняющейся социальной природой, старые обычаи возмездия и справедливости были отменены или запрещены, а отмена более жестоких наказаний в некоторых областях привела к росту преступности. Более того, лидеры, уполномоченные правительствами европейских держав, часто не были знакомы со своими новыми задачами, такими как набор персонала и налогообложение.
С начала 20 века французские и британские писатели помогали установить дихотомия между британским непрямым правлением, примером которого являются индийские княжеские государства и работы Лугарда об управлении северной Нигерией, и французское колониальное прямое правление. Как и в случае с британскими теоретиками, французские колониальные чиновники, такие как Феликс Эбуэ или писали и спорили на протяжении первой половины 20-го века за особый французский стиль правления, который был централизованным, единообразным и нацелен на ассимиляцию колониальных субъектов в Французское государство. Французское правление, иногда обозначаемое как якобинец, в этих писаниях было сказано, что оно основано на идеологии-близнеце централизованного унитарного французского правительства Метрополя с французской колониальной идеологией Ассимиляция. Колониальная ассимиляция утверждала, что французское право и гражданство основаны на универсальных ценностях, пришедших из Французской революции. Отражая французский закон о внутреннем гражданстве, французский колониальный закон позволял любому, кто мог проявить себя в культурном отношении французом («Évolués »), становиться равноправным французским гражданином. В Французской Западной Африке только часть сенегальских «Четырех Коммун » когда-либо предоставляла французское гражданство за пределами небольшой образованной африканской элиты.
Несмотря на более тонкие различия, это Модель прямого и косвенного правления доминировала в академических кругах с 1930-х до 1970-х годов.
Академики с 1970-х годов проблематизировали дихотомию прямого и косвенного правления, утверждая, что системы на практике смешивались как в британском, так и во французском колониальном управлении. и что восприятие косвенного правления иногда продвигалось, чтобы оправдать вполне прямые структуры правления.
Махмуд Мамдани и другие ученые подробно обсуждали, как прямое и косвенное правление было попыткой реализовать идентичные цели иностранного правления, но как «косвенная» стратегия помогла создать межэтническую напряженность внутри управляемых обществ, которая упорствует во враждебных общественных отношениях и дисфункциональных стратегиях правительства. Сам Мамдани назвал непрямое правление «децентрализованным деспотизмом».
Некоторые политологи даже расширили дискуссию о том, как опыт прямого или косвенного правления продолжает влиять на современное управление, на то, как действуют правительства, которые никогда не находились под колониальным правлением..
Косвенное правление в Нигерии OldNaija
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Косвенное правило |