Собор Ани

редактировать
Заброшенный собор XI века

Собор Ани
Собор Ани, Ruine.jpeg Собор в 2009 году. Собор Ани location.png . Собор выделен красным круг внутри Ани
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Местоположение
МестоположениеАни, Провинция Карс, Турция
Собор Ани расположен в Турции Собор Ани Показано в Турции
Географические координаты 40 ° 30′22 ″ N 43 ° 34′23 ″ E / 40,506206 ° N 43,572969 ° E / 40,506206; 43,572969 Координаты : 40 ° 30'22 ″ N 43 ° 34'23 ″ E / 40,506206 ° N 43,572969 ° E / 40,506206; 43.572969
Архитектура
Архитектор (ы) Трдат
ТипКупольная базилика
Стиль Армянский
Новаторский989
Выполнено1001 или 1010
Технические характеристики
Длина34,3 м (113 футов)
Ширина24,7 м (81 фут)
Высота (макс.)первоначально: 38 м (125 футов)
объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное название: Археологический памятник Ани
ТипКультурный
Критерииii, iii, iv
Назначен2016 (40-я сессия )
Справочный номер1518
РегионЗападная Азия

Кафедральный собор Ани (армянский : Անիի մայր տաճար, Anii mayr tačar; турецкий : Ани Катедрали) - самое большое стоящее здание в Ани, столица средневековой Багратидской Армении, расположенная в современной восточной Турции, на границе с современной Арменией. Завершена в начале XI века по проекту архитектора. Трдат и был резиденцией Католикоса, главы Армена Апостольская церковь, почти полвека.

В 1064 году, после сельджукского завоевания Ани, собор был преобразован в мечеть. Позже он вернулся к использованию как армянская церковь. В конечном итоге он получил повреждения в результате землетрясения 1319 года, когда его конический купол обрушился. Впоследствии Ани постепенно забросили, и церковь вышла из употребления. Северо-западный угол церкви был сильно поврежден землетрясением 1988 года..

Собор считается самым большим и впечатляющим сооружением Ани. Это Купольная базилика с прямоугольным планом, хотя купол и большая часть его опорной барабана теперь отсутствует. Ученые часто ссылаются на то, что использование заостренных арок и столбов-опор, возможно, повлияло или, по крайней мере, предшествовало готической архитектуре. Собор вместе со всем памятником Ани был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 История
    • 2.1 Основание и ранняя история
    • 2.2 Более поздняя история
    • 2.3 Распад
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Обзор
    • 3.2 Научная оценка
    • 3.3 Подражания в армянской архитектуре
    • 3.4 Связь с готической архитектурой
  • 4 Усилия по сохранению и разногласия
  • 5 Политика
    • 5.1 2010 Мусульманская молитва
  • 6 Галерея
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Имена

В наше время собор обычно называют по-армянски Անիի մայր տաճար, Anii mayr tačar, а по-турецки - Ани Катедрали, что означает «собор Ани». Однако исторически он был известен на армянском языке как Անիի Կաթողիկե, Anii Kat'oghike. Собор также известен как Церковь Святой Богородицы в Ани (армянский : Անիի Սուրբ Աստվածածնի եկեղեցի, Anii Surb Astvatsatsni yekeghetsi; турецкий : Meryem Ana Katedral) и Большой собор Ани (ՄեՄ Կաթողիկե, Mets Kat'oghike; Büyük Katedral).

История

Основание и ранняя история

Далее чем два столетия арабского владычества, Армения обрела независимость под предводительством династии Багратидов (Багратуни) около 885 года. Царь Ашот III сделал Ани столица в 961 году, после чего город превратился в процветающий городской центр со 100000 жителей на пике своего развития. Строительство собора началось в 989 году. Архитектор Трдат получил заказ от царя Багратида Смбата II для строительства собора в новой столице Армянского царства. Согласно надписи на южной стене, строительство было остановлено, когда Смбат умер в 989 году. Тем временем Трдат был нанят для руководства ремонтом купола Святой Софии в Константинополе, разрушившегося в результате землетрясения. Трдат вернулся из Константинополя в 993 году. Строительство продолжила и завершила королева Катранида (Катрамида), жена короля Гагика I, брата и преемника Смбата. Он был завершен либо в 1001 г., либо в 1010 г. Согласно Кристине Маранчи, общепринятая дата завершения - 1001 г., но, возможно, она продлилась до 1010 г. Противоречие основано на чтении надписи на северной части собора. стена. Собор служил резиденцией католикоса, главы Армянской апостольской церкви с момента ее основания в 1001 году до середины 11 века (1046 или 1051). Таким образом, около полувека Ани был религиозным и светским центром Армении.

Первоначально на его коническом куполе стоял серебряный крест, а в соборе висела хрустальная люстра, купленная королем Смбатом II из Индии.. В 1010-х годах, во время правления Католикоса Саркиса I, рядом с собором был воздвигнут мавзолей Рипсимейских дев. Мавзолей построен на останках девственниц, привезенных из Вагаршапата (Эчмиадзин). В 1040–1050-х годах на восточных и западных стенах собора были оставлены надписи о городских проектах, таких как восстановление оборонительных стен, установка водопровода и снижение налогового бремени для жителей Ани.

Более поздняя история

Ани сдался Византийской империи в 1045 году, которая владела им до 1064 года, когда город был захвачен сельджуками во главе с Алп Арсланом. Алп Арслан и его воины совершили первую молитву в Ани в соборе. Следовательно, собор был преобразован в мечеть и назван мечетью Фетхие (турецкий : Fethiye Cami). Официальные турецкие источники часто называют его этим именем.

В 1124 году Шаддадид амир Ани поместил полумесяц на купол собора. В ответ армянское население попросило царя Грузии Давида IV захватить Ани, после чего собор вернулся в христианское обиход. Однако только два года спустя, в 1126 году, Ани перешел под контроль шаддадидов. В XII веке историки Мхитар Анеци, Самуэль Анеци и философ Ованес Саркаваг служили в соборе в различных должностях. Мхитар Анеци был старшим священником в соборе во второй половине XII века. В 1198 году Ани был завоеван грузино-армянскими князьями Закаридами (Мхаргрдзели), под властью которых собор процветал. В 1213 году богатый купец Тигран Хоненц восстановил ступени собора.

Ущерб, нанесенный собору в результате землетрясения 1988 года.

Распад

Долгосрочный упадок Ани начался в 1239 г., когда монголы разграбили город и уничтожили его население. В 1319 году в Ани произошло разрушительное землетрясение. В результате обрушилась коническая крыша собора. К 18 веку Ани был полностью заброшен. Сообщается, что барабан разрушился во время землетрясения 1832 или 1840 года. Северо-западный угол собора был сильно поврежден землетрясением 1988 г. с эпицентром на севере современной Армении. В результате образовалась большая зияющая дыра. По словам VirtualAni, это также вызвало «серьезную трещину в юго-западном углу; к 1998 году здесь начали падать части крыши». Лаврентий Барсегян писал в 2003 году, что ущерб от землетрясения был настолько велик, что все здание рухнуло бы, если бы его не укрепили и не восстановили.

Взрывы в карьере на армянской стороне границы, через реку Ахурян., как сообщается, в начале 2000-х причинили собору некоторый ущерб. В середине июня 2001 г. «это место прогремело в результате оглушительного взрыва, когда группа американцев армянского происхождения собралась помолиться в соборе». Армянский историк архитектуры Самвел Карапетян, который был свидетелем взрывов на армянской стороне во время своего визита в Ани в июле 2000 года, заявил, что взрывы продолжались до 2004/2005 года. Однако турецкие обвинения продолжались до 2008 года. Согласно статье Верчихана Зифлиоглу в Hürriyet, только в 2009 году Армения прекратила взрывные работы, как сообщается, после того, как Турция подала жалобу в Международный совет по памятникам и памятникам. Сайты (ИКОМОС).

Архитектура
Интерьер собора

Обзор

Собор представляет собой куполообразную центрально спланированную базилику. Согласно Ричарду Краутхаймеру, он заимствовал свой план из плана 7-го века собора Талина с небольшими отличиями. Купол опирался на подвески и стоял на «пересечении четырех цилиндрических сводов, крестообразных и увенчанных остроконечными крышами». Внутри «отдельно стоящие опоры разделяют пространство на три прохода, неф которых заканчивается восточной апсидой, окруженной двухэтажными боковыми часовнями». Сирарпи Дер Нерсесян отметила, что его интерьер впечатляет «гармонией. пропорций ". Она добавила: «Слепая аркада с тонкими колоннами и богато украшенными арками, тонкие переплетения, вырезанные вокруг дверей и окон, добавляют красоты внешнему виду».

Собор построен, в основном, из желтого, но также и из желтого цвета. черно-красный полированный туф. Имеет три входа. Главный находится на западной стороне. Входы с северной и южной сторон хоть и второстепенные, но богато украшены. Его окна узкие и длинные, с орнаментированными рамами.

Размеры

Собор имеет длину 34,3 м (113 футов) и ширину 24,7 м (81 фут). Первоначально высотой 38 м (125 футов) это было самое высокое сооружение Ани. По меркам армянской архитектуры он очень большой. Историк архитектуры Мурад Асратян предполагает, что его относительно большие размеры и богатый орнамент символизируют возрожденную армянскую государственность при Багратидах. Кристина Маранчи предложила то, что она описывает как «чрезвычайно предварительная «гипотеза» о том, что относительно большая часть собора могла быть «отражением памяти Трдата об огромных непрерывных пространствах» Святой Софии в Константинополе, купол которой он отремонтировал. Однако, если судить по европейским стандартам, он считается небольшим, пишет Х. Ф. Б. Линч и добавил: «Тем не менее, это величественное здание. Оно несет на себе отпечаток этого неописуемого качества, красоты и вряд ли может не вызвать трепет восторга у зрителя». Луиджи Виллари писал в своей книге 1906 года о путешествиях по Кавказу: «Издали кажется, что это просто простое прямоугольное сооружение без каких-либо архитектурных претензий. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это здание действительно огромной красоты и самых совершенных пропорций. "

Оценка ученых

Собор считается шедевром армянской архитектуры. Это самое большое и впечатляющее сооружение Ани. Армен Казарян называет его самым значительным сооружением всего периода Багратидов. Собор известен своими новаторскими конструктивными особенностями. Авторы «Всемирной истории архитектуры» писали, что он «заслуживает того, чтобы быть внесенным в список главных памятников того времени из-за его заостренных арок, сгруппированных колонн и опор». Йозеф Стшиговский утверждал, что собор является самым ценным достижением армянской архитектуры с европейской точки зрения. Дэвид Маршалл Ланг писал, что методы строительства собора «намного опережают современную англосаксонскую и нормандскую архитектуру западной Европа ». Х. Ф. Б. Линч писал: «Из нашего обзора этих различных черт у нас складывается впечатление, что мы познакомились с памятником высочайшего художественного достоинства, обозначающим уровень культуры, который намного опережал современные стандарты. на Западе ». Сирарпи Дер Нерсесиан писала, что он« заслуживает того, чтобы быть внесенным в список важных образцов средневековой архитектуры ». Новая международная энциклопедия охарактеризовала его как «самую интересную церковь Армении». Дэвид Роден Бакстон предположил, что собор заслуживает гораздо большей известности, чем он имеет на самом деле. Ричард Фене Спирс писал в Британской энциклопедии, одиннадцатом издании (1911 г.):

Самый важный пример Армянский стиль встречается в соборе в Ани, столице Армении, датируемом 1010 годом нашей эры. В этой церкви обнаружены остроконечные арки и соединенные опоры со всеми характеристиками полного стиля остроконечной арки, который, как Фергюссон отмечает: «можно было найти в Италии или на Сицилии в 12 или 14 веках». Внешне стены украшены высокими слепыми аркадами, подобными тем, что были в соборе в Пизе и других церквях того же города, которые, вероятно, были построены на пятьдесят лет позже. Сложная резьба по резьбе на витринах и лепных украшениях для капюшонов, вероятно, заимствована из изразцового декора, найденного в Персии.

Подражания в армянской архитектуре

Главная церковь монастыря Мармашен (датируется 988 годом). –1029) считается миниатюрой собора Ани. Ричард Краутхаймер писал, что внешние стены и церкви Мармашен, и собора Ани «артикулированы слепыми аркадами, опирающимися на тонкие колонеты, одиночные или парные ". Между ними есть существенные структурные различия. Степан Мнацаканян отметил, что сходство ограничивается внешним декором, поскольку есть существенные различия в их планах этажей.

План Церковь Святого Спасителя в Гюмри, построенная в 1873 году, основана на церкви Ани. Однако церковь значительно больше собора и не является точной копией последнего.

Слепые аркады на трех апсидах Армянского собора Львова - добавлены незадолго до 1902 года. - являются «удивительно точным воспроизведением аналогичного декора» на внешних стенах собора Ани.

Связь с готической архитектурой

Некоторые европейские ученые, особенно ученые Ближнего Востока, предположили, что использование в соборе остроконечных арок и сгруппированных опор повлияло на развитие готической архитектуры. Теорию популяризировал Йозеф Стшиговский, который был первым европейцем, который тщательно изучил армянскую архитектуру и поместил Армению в центр европейской архитектуры. Стшиговский писал в «Происхождении христианского церковного искусства» (1920): «Приятно видеть в церкви, построенной ранее 1000 г. н.э., строителя, придворного архитектора Трдата, который так логично и так успешно переносит армянское искусство» От романского 'до' готического '". Некоторые ученые предлагали эту точку зрения еще до Стшиговского. Х. Ф. Б. Линч в своей книге об Армении, опубликованной в 1901 году, предположил, что собор имеет «многие характеристики готического стиля, из которых он устанавливает восточное происхождение». Уильям Летаби нашел собор «странным» западный ". Он писал в «Средневековом искусстве» (1912), что это особенно примечательно тем, что его заостренные арки, сгруппированные опоры, ребра и колоннады соответствуют готике столетней давности. Эдит Браун писала в 1912 году, что собор является «образцом перехода к готическому стилю».

Изучая возможное влияние кавказской архитектуры на Запад, Дэвид Роден Бакстон писал о соборе Ани в 1937 году. :

... внутри он напоминает готический собор, который Западная Европа могла бы увидеть двумя веками позже. Пары сгруппированных колонн поддерживают высокий остроконечный свод, по обеим сторонам проходы с узкими заостренными арками, как в «раннеанглийском» стиле. Это, несомненно, яркий пример параллельной эволюции, даже если отбросить всякую идею связи с готикой.

Сесил Стюарт отметил, что наиболее интересными особенностями собора являются его «заостренные арки и своды, а также группирование или соединение колонн в готическом стиле». Для Дэвида Талбота Райса собор «поразительно готический во всех деталях». Дэвид Маршалл Лэнг утверждал, что появление заостренных арок и сгруппированных опор вместе «считается одной из отличительных черт зрелого Готическая архитектура ».

Теория нашла поддержку у армянских историков архитектуры, таких как Торос Тораманян, Тиран Марутуан, Мурад Асратян. Рубен Поль Адалян писал: «Интерьер с его остроконечными арками и группами опор, поднимающихся к ребристым сводчатым потолкам, включает нововведения, параллели которых появятся в готической архитектуре Западной Европы столетием позже». Армен Дер Кюрегян писал, что собор «значим с архитектурной точки зрения, поскольку он содержит элементы готической архитектуры, то есть сгруппированные колонны и заостренные арки, задолго до того, как они появились в Европе».

Согласно World Фонд памятников собор «часто считают источником вдохновения для мастеров искусств». ни одной из ключевых особенностей готической архитектуры, которая стала доминирующим архитектурным стилем в Западной Европе более века спустя ». Посольский фонд сохранения культурного наследия предположил, что собор «[несет] молчаливое свидетельство истоков западной готики»

Критика и ответ

Историк искусства Сирарпи Дер Нерсесян отверг постулируемый «прото-готический» характер оживальных арок собора Ани, которые, как она утверждала, «не выполняют ту же функцию, поддерживая свод». Хотя Адриан Стоукс видел в соборе «некоторый баланс между архитектурой стен и будущей линейной готикой», он не обнаружил «чувства массы и пространства, которое пронизывает его в Римини или во внутреннем дворе Quattro Cento Лучано Лаураны. во дворце Урбино ». Сайт Virtual Ani пишет, что «нет никаких свидетельств того, что существовала связь между армянской архитектурой и развитием готического стиля в Западной Европе». Люси Дер Мануэлян утверждает, что существуют документальные свидетельства присутствия армян в Западной Европе в средние века, которые могли передать эту информацию на Запад.

Усилия по сохранению и разногласия
Взгляд Ани из Армения. Собор виден у левого края, а Церковь Спасителя - с правой.

Ани внесена в World Monuments Watch от World Monuments Fund (WMF) с 1996 года. В мае 2011 года WMF и министерство культуры Турции запустили так называемый проект по сохранению, в котором основное внимание уделяется собору и близлежащей церкви Спасителя. Проект финансируется Фондом послов по сохранению культурного наследия США . Государственный департамент. Перед началом проекта вокруг собора установили стальную конструкцию, чтобы предотвратить обрушение его потрескавшихся стен из песчаника. WMF и его турецкий партнер, неправительственная организация Anadolu Kültür, заявляют, что будут работать над «стабилизацией и защитой» собора. Министр культуры Турции Эртугрул Гюнай заявил: «Мы надеемся, что оживление останков некогда великолепных зданий, таких как собор и церковь Ани, откроет новые экономические возможности для региона». Официальные лица Армении ответили скептически. По словам Гагика Гюрджяна, президента ИКОМОС -Армения, министерство культуры Турции отклонило предварительную договоренность между Анадолу Кюлтур и армянской стороной о привлечении армянских экспертов к реставрационным работам. Осман Кавала, президент Anadolu Kültür, заявил, что отсутствие официальных двусторонних отношений между Арменией и Турцией могло помешать включению армянских экспертов в проект. Кавала заявил в интервью 2011 года, что примерно 1 миллион долларов будет потрачен на проект, который должен был начаться в 2012 году и закончиться через 4 года. Явуз Озкая, архитектор, участвовавший в проектах, реализованных в Ани, заявил в марте 2014 года, что исследования по сохранению и реставрации собора были завершены и их начали реализовывать. Эти работы включали расчистку крыш, установку временной конструкции в точке разделения между западной и южной стенами, укрепление, надлежащее завершение черепицы и принятие профилактических мер.

Археологические раскопки Ани были внесены в список ЮНЕСКО объект всемирного наследия, 15 июля 2016 г. По словам историка искусства Хегнара Ватенпау, добавление «обеспечит значительные преимущества в области защиты, исследовательской экспертизы и финансирования». В апреле 2018 года Некметтин Альп, директор Карсского музея, заявил, что реставрационные работы в соборе начнутся в конце того же месяца.

Политика
Собор на армянской марке 2002 года

В 1989 году в США прошла серия мероприятий под названием «Слава Ани», посвященных тысячелетию Кафедрального собора Ани, спонсором которых выступило Восточное Преосвященство Армянской Апостольской церкви Америки. 21 октября 1989 года в Нью-Йоркском историческом обществе состоялся симпозиум.

23 июля 2008 года президент Турции Абдулла Гюль посетил Ани и собор.

В июне 2011 года в соборе прошла церемония выпуска студентов и аспирантов исторического факультета Ереванского государственного университета (ЕГУ). С тех пор в соборе прошли выпускные церемонии некоторых факультетов ЕГУ. Режиссер народных танцев Гагик Гиносян и его жена вместе со своими друзьями устроили в соборе венчание. 10–12 сентября 2011 г. сотрудники Ширакского научно-исследовательского центра арменоведения Национальной академии наук Армении совершили паломничество в собор, где провели научные чтения по истории Ани.

В феврале 2020 года в сети появилось видео, в котором женщина спела мейхане музыку на бема собора, а Первин Эрсой, жена Мехмета Эрсоя, турецкого Министр культуры и туризма был показан стоящим в толпе и аплодирующим.

2010 Мусульманская молитва

1 октября 2010 года мусульманская молитва была совершена в соборе члены и сторонники ультраправой Партии националистического движения (ПНД). Формальным поводом было ознаменование завоевания Ани сельджуками в 1064 году, но это было широко воспринято как националистическое возмездие христианской мессе - первой после геноцида армян 1915 года - в соборе Ахтамара на Озеро Ван 19 сентября. В молитве приняли участие около двух тысяч человек, в том числе высокопоставленные члены МХП, такие как лидер партии Девлет Бахчели. Толпа размахивала турецкими флагами и скандировала Аллаху Акбар перед тем, как помолиться в соборе и вокруг него. Их сопровождал военный оркестр в османском стиле. Молитва была санкционирована Министерством культуры Турции, в ней приняли участие верующие из Азербайджана, и она транслировалась в прямом эфире на трех азербайджанских телеканалах.

Молитва была широко осуждена за ее политический характер. Депутат от правящей АКП назвал это незаконным «политическим шоу», связанным с мессой Ахтамар, а историк искусства Эгнар Ватенпау назвал это событие примером «политического театрального искусства». По словам Ариса Налджи из турецко-армянской ежедневной газеты Agos, он был «адресован туркам, а не армянам». Согласно комментарию, подготовленному Yapı Kredi Bank Economic Research, «сцена выглядела неловко для подавляющего большинства турок». обозреватель Hürriyet Daily News Юсуф Канлы охарактеризовал это как «попытку [ Бахчели], чтобы добиться и вернуть проигранные националистически-консервативные голоса ». Турецко-армянский журналист Маркар Эсаян писал в Тарафе, что то, что Бахчели сделал в Ани, было «фактически эксплуатацией религии."

Армянской Апостольской Церковью в своем заявлении обвинил турецкие власти в «разрушении армянских памятников и присвоении исторических армянских святынь и культурных ценностей». Ученый-архитектор Самвел Карапетян саркастически прокомментировал: «Теперь у нас есть основания для счастья. Веками наши церкви осквернялись и превращались в туалеты, а теперь они делают только намаз [sic impression."

Галерея
Исторические и художественные изображения
Источники
Примечания
Источники

Источники

Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы по теме Кафедральный собор Ани.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:16:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте