Медресе Бу Инания

редактировать
Медресе Бу Инания
المدرسة البوعنانية
Медресе Бу Инания 2011.jpg Главный двор и минарет
Общая информация
Статусисторическое место, достопримечательность, действующая мечеть
Типмедресе и мечеть
Архитектурный стильМаринид, марокканский, Исламский
МестоположениеФес, Марокко
Координаты Координаты : 34 ° 03′43 ″ N 4 ° 58′58 ″ W / 34,06194 ° с.ш., 4,98278 ° Вт / 34,06194; -4.98278
Назван в честьсултана Абу Инана Фариса
Строительство началось28 декабря 1350 г. CE (28 Рамадан 751 AH )
Завершено1355 CE (756 AH )
Технические характеристики
Материалкедр, кирпич, лепнина, плитка
Количество этажей2

Школа Боу Инания (также Бу Инания, المدرسة البوعنانية بفاس al-medrasa ʾAbū ʿInānīya bi-Fās) - это школа в Фесе, Марокко, основанный в 1350–1356 гг. Нашей эры Абу Инаном Фарисом. Он широко известен как вершина маринидской архитектуры и исторической Марокканская архитектура в целом.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Основатель и покровитель: Султан Абу Инан
    • 1.2 Контекст: роль медресе Маринидов
    • 1.3 Основание и строительство
    • 1.4 Более поздняя история и реставрации
  • 2 Архитектура и планировка
    • 2.1 Медресе
      • 2.1.1 Входы
      • 2.1.2 Главный двор и прилегающие покои
      • 2.1.3 Молельный зал
      • 2.1.4 Минарет
      • 2.1.5 Украшение медресе
    • 2.2 Дом омовения (Дар аль-Вуду)
    • 2.3 Водные часы (Дар аль-Магана)
  • 3 Минбар
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История
Минарет медресе Бу Инания через Баб Бу Джелуд

Основатель и покровитель: Султан Абу Инан

Имя Бу Инания (Бу Инания) - происходит от имени его основателя, султана Маринидов Фарис ибн Али Абу Инан аль-Мутаваккил (обычно Абу Инан или Абу Инан для краткости). Первоначально оно называлось медресе аль-Муттаваккилия, но вместо него было сохранено название медресе Бу Инания. Он был сыном и преемником султана Абу аль-Хасана, при котором империя Маринидов достигла своего апогея и распространилась на Тунис на востоке. Абу Инан, восставший против своего отца и объявивший себя султаном в 1348 году, не смог удержать все эти новые восточные территории, но тем не менее марокканское государство во время его правления процветало. Он был убит своим визирем 10 января 1358 года в возрасте 31 года. Его смерть ознаменовала начало окончательного упадка династии, и последующие правители Маринидов были в основном подставными лицами, контролируемыми могущественными визирями.

Контекст: роль медресе Маринидов

Мариниды были плодовитыми строителями медресе, типа учреждения, возникшего на северо-востоке Ирана в начале 11 века. и постепенно был принят дальше на запад. Эти заведения служили для подготовки исламских ученых, в частности, исламского права и юриспруденции (фикх ). Медресе в суннитском мире, как правило, противоречило более «неортодоксальным » религиозным доктринам, включая доктрину династии Альмохадов. Таким образом, он стал процветать в Марокко только при династии Маринидов, которая сменила Альмохадов. Для Маринидов медресе сыграли роль в укреплении политической легитимности их династии. Они использовали это покровительство для поощрения лояльности влиятельной, но чрезвычайно независимой религиозной элиты Феса, а также для того, чтобы изобразить себя перед населением как защитников и пропагандистов ортодоксального суннитского ислама. Медресе также служили для обучения ученых и элиты, которые управляли бюрократией своего государства.

Медресе Бу Инания было самым большим и самым важным медресе, созданным династией Маринидов и превратившимся в одно из самых важных религиозных учреждений Феса. и Марокко. Это было единственное такое медресе, получившее статус Большой мечети или «Пятничной мечети », что означало, что пятничная проповедь (хутба ) проходила здесь, как и в других важнейших мечетях. города. В результате он был полностью оборудован всеми удобствами крупной мечети и религиозного комплекса, в дополнение к обширному убранству. Архитектура и убранство медресе также считаются кульминацией этого типа маринидской архитектуры.

Фундамент и конструкция

Вход в одну из учебных комнат со стороны главного двора, фото 1920 г.

Существует ряд апокрифических историй о создании медресе. Одна из известных историй утверждает, что Абу Инан чувствовал себя виноватым из-за своего насильственного свержения своего отца (султана Абу аль-Хасана) и собрал ряд религиозных ученых, чтобы посоветовать ему, как он может искупить свою вину и попросить прощения у Бога (Аллаха). Они посоветовали ему выбрать место в верхнем городе, которое затем служило мусорной свалкой, и превратить его в место религиозного обучения; таким образом, очистив и улучшив часть города, он сделал бы то же самое для своей совести.

Надпись на фундаменте здания, расположенная внутри молитвенного зала, указывает, что строительство медресе началось 28 декабря, 1350 CE (28 Рамадан 751 AH ) и закончился в 1355 (756 AH). В надписи также упоминается обширный список пожертвований типа mortmain (т. Е. Собственности и других источников дохода), которые были предназначены для финансирования деятельности медресе и являлись частью его жилого помещения или вакфа (исламского благотворительный фонд ).

Строительство было известно очень дорого из-за масштабов и роскоши здания. В одном апокрифическом анекдоте утверждается, что султан, увидев полную стоимость строительства, представленную ему нервными надзирателями, разорвал бухгалтерскую книгу и бросил ее в реку, провозгласив: «То, что красиво, не дорого, независимо от суммы».

Более поздняя история и реставрации

Несмотря на значительные вложения султана Абу Инана с точки зрения архитектуры медресе и его вакфов, похоже, что оно не могло успешно конкурировать по престижу и важности более крупного и старого Каравийина как учебного центра. Некоторое время оно функционировало автономно, но я Вполне вероятно, что через пару столетий привилегия получить высшее образование в Фесе была де-факто централизована через Каравийин.

Здание медресе подверглось многочисленным реставрациям, особенно в 17 веке после разрушительного землетрясения. Во время правления султана Мулая Слимана (1792-1822) были реконструированы целые участки стен. В 20 веке реставрация была проведена в отделке медресе.

Архитектура и планировка

Медресе на самом деле представляет собой комплекс зданий, которые вместе обеспечивают все необходимое, чтобы служить медресе и мечетью. Главное здание имеет очертание неправильного прямоугольника размером 34,65 на 38,95 метра. Он расположен между Тала'а Кебира и Талаа Сегира, двумя из самых важных улиц Фес-эль-Бали, и совмещен с тем, что тогда считалось кибла (направление молитвы), на юго-восток. Эта основная структура включает в себя учебные помещения, зону мечети или молельного зала, жилые помещения для студентов и комнату для омовения. Прямо через улицу к северу находится еще один, более крупный, дом для омовений (дар аль-вууу) с уборными. Прямо рядом с ним находится Дар аль-Магана или «Дом часов», на фасаде которого есть знаменитые, но в настоящее время неработающие гидравлические часы.

Медресе

Входы

У медресе два входа: один на улице Талаа Кебира, выровненный с михрабом и центральной осью здание, и еще один на Тала'а Сегира сзади. Вход в Тала'а Кебира имеет дверной проем в виде подковообразной арки, окруженный лепниной. Лестница ведет в вестибюль, а затем прямо в главный двор. Вестибюль покрыт таким же богатым орнаментом, как и остальная часть медресе, и имеет потолок из кедрового дерева, украшенный искусной резьбой мукарна. Другой дверной проем слева от главного входа ведет прямо во внешнюю галерею главного двора, откуда можно попасть в комнату для омовения в северо-восточной части здания. Эта комната сосредоточена вокруг прямоугольного водоема и окружена другими небольшими комнатами.

Задний вход в Тала'а Сегира отмечен резным деревянным навесом над панно с резным лепным декором и ведет через изгиб коридор в главный двор. В этой части здания была также кораническая школа для детей (аналог куттаб ).

Главный двор и прилегающие покои

Здание сосредоточено вокруг большого прямоугольного вымощенного мрамором внутреннего двора, немного глубже, чем его ширина. В его центре находится фонтан и бассейн для омовения, как это принято во многих мечетях санс. Двор с трех сторон окружен узкой галереей, частично скрытой деревянными перегородками между колоннами, которые помогают поддерживать стены этажом выше. Проходы галереи ведут в другие комнаты, в основном жилые кельи для студенты медресе, вокруг двора.

На восточной и западной сторонах двора, выровненных с центральным фонтаном, находятся два больших s каюты размером 5 метров с каждой стороны, служившие классными комнатами. В них можно попасть через арки с замысловатой резьбой по мукарнам интрадо, которые охраняются высокими дверями из кедрового дерева, поверхность которых тонко вырезана с переплетением геометрических звездочек с арабески начинки, а также полосы арабских каллиграфических надписей. Внутри камеры украшены более лепными резными поверхностями и перекрыты деревянными куполами с рисунком расходящихся ребер. Эти две боковые камеры сравнивали с иванами классической архитектуры медресе восточнее Египта, такими как медресе султана Хасана в Каире, что наводит на мысль, что архитектор был знаком с такими моделями.

В северо-западном и северо-восточном углах здания есть лестницы, ведущие на верхний этаж, где живут более живущие помещения для студентов, некоторые из которых имеют окна, выходящие во двор.

Молельный зал

Молельный зал и михраб

Вдоль южного края двора проходит небольшой канал с водой, поступающей из Уэд эль-Лемтийин, о. один из каналов, ответвляющихся от Уэд-Фес (река Фес), которая снабжает город водой. Канал, вероятно, также служил эстетической и, возможно, символической цели, в дополнение к дополнительной помощи в омовении. Канал пересекают два небольших мостика по углам двора, которые открывают доступ к молитвенному залу на другой стороне, граничащей с южной стороной двора. Эта территория мечети выходит во двор через арки галереи вокруг внутреннего двора, поэтому ее интерьер виден посетителям, хотя и не для немусульман. Сам интерьер также разделен в поперечном направлении рядом арок, опирающихся на мраморные или ониксовые колонны. Дальняя (южная) стена отмечена михрабом мечети, нишей, символизирующей направление молитвы (кибла ). Стены вокруг михраба окружены типичной резной лепниной. В верхних стенах окна с декоративными лепными решетками, вставленными цветным стеклом. Мечеть покрыта берхлой или наклонной крышей с деревянным каркасом, которую можно увидеть во многих других марокканских мечетях.

Минарет

минарет

минарет, сделанный из кирпича. возвышается над северо-западным углом медресе. Это единственный минарет при медресе в Марокко. Как и большинство марокканских минаретов, он имеет квадратную шахту и увенчан небольшой вспомогательной башней с куполом и металлическим навершием со сферами. Четыре фасада минарета покрыты немного разными вариациями мотива darj wa ktaf (отдаленно похожим на форму fleur-de-lys или palmette ) общее для марокканской архитектуры. Пустые места внутри мотива заполнены мозаичной плиткой zellij. Выше этих мотивов - более обширная полоса зелли, идущая вокруг вершины минарета. Меньший вторичный вал оформлен аналогичным образом. Этот стиль минарета похож на другие постройки Маринидов той эпохи, такие как мечеть Храблиин, построенная дальше по улице Талаа Кебира в 1342 году.

Украшение медресе

Украшение медресе очень изысканное и перекликается со стилем, который был установлен немного более ранними и меньшими, но столь же богато украшенными медресе аль-Аттарин и медресе аль-Сахридж. Стиль наиболее заметен во внутреннем дворе, но повторяется в других частях здания. Нижние стены и столбы покрыты сложной мозаичной плиткой zellij, образующей сложные геометрические узоры, с полосой эпиграфической и каллиграфической плитки. над этим по большей части двора. Средние и верхние стены покрыты тонкой резьбой лепниной с гармоничным разнообразием мотивов, включая арабески, мукарны (особенно вокруг окон и в арочные проходы, ведущие в боковые помещения), арабские каллиграфические надписи (особенно в середине колонн и вокруг восточных и западных дверных проемов) и другие геометрические узоры. Пространства между колоннами галереи и под окнами выделены резными элементами из кедрового дерева, в то время как стены над лепным декором также переходят на поверхности из кедрового дерева с резными мотивами арабески и арабскими надписями. Наконец, верх стен затенен деревянным навесом, поддерживаемым карнизами.

И молитвенный зал, и боковые кабинеты у главного двора имеют больше лепных украшений вдоль верхних стен, а также окна с цветное стекло, вставленное в лепные решетки. Михраб молитвенного зала также богато украшен резной лепниной, как и другие мечети Марокко. Двери из кедрового дерева в боковые камеры на северо-восточной и юго-западной сторонах двора также тонко вырезаны, с полосами арабской каллиграфии и в основном покрыты переплетающимся геометрическим звездным узором с арабесками.

Дом омовений (Дар аль-Вуду)

Вход в Дар аль-Вуду (дом омовений ), прямо напротив главного входа медресе на Талаа Кебира улица

Напротив главного входа в медресе является входом в дар аль- wuḍūʾ («дом омовений ») для омовения конечностей и лица перед молитвой. Как и остальная часть медресе, оно было построено султаном Абу Инаном и служило как медресе, так и широкой публике. Он снабжен большим количеством воды, которая используется для смывания отходов из туалетов, находящихся внутри него. Некоторые остатки декора эпохи Маринидов из лепнины и кедрового дерева сохранились на его верхних стенах внутри.

Водные часы (Дар аль-Магана)

Восстановленный фасад Дар аль-Магана сегодня, с остатками гидравлических часов (за исключением отсутствующих металлических чаш).

Также напротив медресе Бу Инаниа находится Дар аль-Магана, дом с уличным фасадом известные, но не совсем понятные гидравлические часы. Символическое и практическое значение часов заключалось в их использовании для определения правильного времени молитвы, а система контролировалась муваккитом (хронометристом) мечети. Считается, что это сооружение также было построено Абу Инаном вместе со своим комплексом медресе, причем один летописец (аль-Джазнаи) сообщил, что оно было завершено 6 мая 1357 г. (14 Джумада аль-аввал, 758 хиджры ). На фасаде здания 13 консолей (кронштейнов ), замысловато вырезанных из кедрового дерева, с резными панелями из дерева арабесками и стилизованными куфическими Украшение между ними. Над ними двенадцать окон, окруженных резным лепным орнаментом, над которыми, в свою очередь, находятся два ряда выступающих деревянных балок. Самый верхний ряд консолей длиннее, чем те, что ниже, и предположительно поддерживает парапет или навес, который с тех пор исчез.

Каждая из 13 консолей под окнами когда-то поддерживала бронзовую чашу, что видно на старых фотографиях. Исторические свидетельства описывают, как каждый час свинцовый шар или гиря падали в одну из чаш, издавая звонкий звук, при этом открывая «двери» или ставни соответствующего окна. Точный механизм, который управлял этой системой, исчез, и его работа сегодня неизвестна. Вероятно, он каким-то образом питался от проточной воды, и похоже, что гири или шары могли быть подвешены на ведущей линии, прикрепленной к выступающим консолям над окнами. Сохранившиеся бронзовые чаши часов были удалены в конце 20-го века для дальнейшего изучения, хотя сама конструкция была восстановлена ​​в начале 2000-х.

Минбар

Оригинальный минбар мечети медресе сегодня размещается в музее Дар Батха (расположен дальше на запад, недалеко от Баб-Бу-Джелуд ), а более поздняя замена теперь присутствует в самой мечети. Этот оригинал датируется 1350-1355 годами, когда строилось медресе, и известен как один из лучших образцов маринидов в своем роде. Минбар, часто описываемый или переводимый как «кафедра », в этот период был главным символом мечетей; форма минбара Бу Инания практически не позволяла имаму взобраться на него. Его форма и украшение, как и большинство минбаров Марокко после периода Альморавидов, были в значительной степени вдохновлены и заимствованы из знаменитого минбара мечети Кутубийя, построенного в 1137 году Альморавидами эмир Али ибн Юсуф и изготовлен в Кордове, Испании (Аль-Андалус ). Этот минбар установил престижную художественную традицию, восходящую к бывшему Омейяду Аль-Андалусу, которой подражали и копировали в последующие периоды, хотя последующие минбары варьировались по своей точной форме и по выбору декоративных методов.

Как и минбар Кутубийя, Минбар Бу Инания, сделанный из дерева (в том числе эбенового и других дорогих пород дерева), украшен смесью маркетри и инкрустированной резьбой украшение. Основной декоративный узор на его основных поверхностях с обеих сторон сосредоточен вокруг восьмиконечных звезд, из которых затем переплетаются полосы, украшенные инкрустацией из слоновой кости, и повторяют тот же узор на остальной поверхности. Пространства между этими полосами образуют другие геометрические формы, заполненные деревянными панелями с замысловатой резьбой арабесками. Этот мотив похож на найденный на минбаре Кутубийя и даже больше на мотив чуть более позднего минбара в мечети Касба в Марракеше (введен в эксплуатацию между 1189 и 1195 годами). Арка над первой ступенью минбара содержит частично исчезнувшую надпись, которая относится к Абу Инану и его титулам.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с медресе Бу Инания, Фес.
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:57:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте