Зеллидж

редактировать
Мозаичное украшение Стена покрыты зеленью в медресе Бен Юсефа в Марракеше.

Зеллидж (арабский : الزليج, латинизированный : zˈliʑ; также zillīj, zelige или zellige ) - это стиль мозаики плитки, выполненный из индивидуально вырезанных вручную кусочков плитки, уложенных в гипсовая основа. Детали обычно были разного цвета и соединялись друг с другом, образуя сложные геометрические мотивы, например, лучистые звездные узоры. Эта форма исламского искусства является одной из основных характеристик марокканской архитектуры и средневековой мавританской архитектуры. Зеллий стал стандартным декоративным элементом вдоль нижних стен, в фонтанах и бассейнах, а также для мощения полов. Он обычно встречается в исторических зданиях по всему региону, а также в современных зданиях с традиционным дизайном, таких как мечеть Хасана II в Касабланке, которая добавляет новую цветовую палитру с традиционными

Содержание

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 Глины для зелли
  • 4 Формы и тенденции
  • 5 Мастерство Зелли
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки и примечания
  • 9 Внешние ссылки

Имя

Слово «zillīj» (زليج) происходит от глагола «zalaja» (زَلَجَ), означающего «скользить», применительно к гладкая, глазурованная поверхность плитки. Слово «azulejo » в португальском и испанском происходит от слова «zillīj».

История

Украшение из плитки на верхнем часть минарета мечети Касба в Марракеше, конец XII века

Зеллидж появился в этом регионе в X веке. Уже в период Альмохадов заметные полосы керамического декора в зеленом и белом цвете уже были характерны для минаретов мечети Кутубийя и мечети Касба из Марракеша. Относительно простые по дизайну, они, возможно, отражали художественные влияния культуры санхаджа берберов. Джонатан Блум цитирует бело-зеленые глазурованные плитки на минарете мечети Кутубийя, датируемый серединой XII века в начале периода Альмохадов, как самый ранний достоверно датированный образец зеллидж в Марокко.

Более сложный стиль зеллидж, который мы знаем сегодня, получил широкое распространение к 14 веку во время Мариниды, Насриды и Зайяниды периоды династий в Марокко, аль-Андалус и в более широком Магриб. Возможно, он был вдохновлен или получен из византийской мозаики, а затем адаптирован мусульманскими мастерами для изготовления фаянсовых плиток. Они очевидны в известных зданиях того периода, таких как Альгамбра дворцы Насридов и медресе в Фесе, Мекнес, Маринид , и Сале. К этому периоду использовалось больше цветов, таких как желтый (с использованием оксидов железа или хром-желтый ), синий и темно-коричневый марганцевый цвет. Так формировались геометрические узоры и другие мотивы возрастающей сложности. Эта структура выражения в концептуальных рамках исламского искусства, которое ценит создание пространственных украшений, избегающих изображения живых существ, что соответствует табу на такое изображение в религиозной среде.

Плитка Зеллидж в гробницах Саади (конец XVI века) с использованием более тонких отдельных частей для более тонких узоров

При династии Саадидов в 16 веке и в последующие века использование зеллидж стало еще более распространен и повсеместен в качестве украшения. Сложность геометрических узоров частично увеличилась за счет использования еще более тонких (более тонких) мозаичных частей для некоторых композиций, хотя в некоторых случаях это происходило за счет большего количества цветов. Композиции зелли в гробницах Саади считаются одними из лучших примеров этого типа. Красный пигмент был добавлен в 17 веке.

Старые эмали с естественными цветами использовались до начала 20 века, и цвета, вероятно, не претерпели значительных изменений со времен Маринидов. Центрами этого искусства остаются города Фес и Мекнес в Марокко.

Глина для зелли

Фес и Мекнес в Марокко до сих пор являются центрами производства плиток зелли из-за миоценовой серой глины Феса. Глина этого региона в основном состоит из каолинита. Для Fez и Meknes состав глины составляет 2-56% глинистых минералов, кальцита 3-29%. Мериам Эль Уахаби утверждает, что:

На других участках (Мекнес, Фес, Сале и Сафи) состав глинистых минералов показывает, помимо каолинита, присутствие иллита, хлорита, смектит и следы смешанного слоя иллит / хлорит (рис. 3). Глины Мекнеса относятся к иллитовым глинам, характеризующимся иллитом (54–61%), каолинитом (11–43%), смектитом (8–12%) и хлоритом (6–19%) (рис. 3). Глины феси имеют однородный состав (рис. 3) с иллитом (40 - 48%). и каолинит (18 - 28%) как наиболее распространенные глинистые минералы. Хлорит (12-15%) и смектит (9-12%) обычно присутствуют в небольших количествах. Смешанный слой иллит / хлорит присутствует в следовых количествах во всех исследованных глиняных материалах Феса.

Формы и тенденции

плитки zellīj, украшающие фонтан, со сложными исламскими геометрическими узорами в Площадь Эль-Хедин, Мекнес, Марокко

По мере того, как цветовая палитра плиток зелли увеличивалась на протяжении веков, стало возможным увеличивать количество композиций до бесконечности. Самая современная форма zellīj - квадрат. Возможны и другие формы: восьмиугольник в сочетании с кабошоном, звездой, крестом и т. Д. Тогда отформованный толщиной примерно 2 сантиметра. Бывают простые квадраты 10 на 10 сантиметров или с вырезанными уголками, которые сочетаются с цветным кабошоном. Для мощения участка также можно использовать брусчатку размером примерно 15 на 5 см и толщиной 2 см.

Энциклопедия не может содержать полный набор сложных, часто индивидуально варьируемых узоров и индивидуальной формы, вырезанные вручную tesserae, или найденные в работе zillij. Звездообразные паттерны идентифицируются по количеству точек - «итнашари» - 12, ишрини - 20, арба «ва» ишрини - 24 и так далее, но они не обязательно имеют точные названия. Так называемые для 50 точек и mi'ini для 100 фактически состоят из 48 и 96 точек соответственно, потому что геометрия требует, чтобы количество точек любой звезды в этой последовательности делилось на шесть. (Есть также последовательности, основанные на пяти и восьми.) Внутри одного звездного узора имеется множество вариаций - за счет сочетания цветов, размера фурмы, а также сложности и размера чередующихся элементов, таких как ленты, косы или " фонари ". А еще есть все не звездообразные узоры - соты, паутина, ступеньки и плечи и шахматные доски. Сообщается, что переплетенные узоры зиллидж Альгамбры послужили источником вдохновения для мозаик современного голландского художника М.К. Эшер.

В темах часто используется шрифт куфический, поскольку он хорошо сочетается с геометрией мозаичных плиток, а узоры часто достигают высшей точки в Руб Эль Хизб. мозаики в мозаиках в настоящее время представляют интерес для академических исследований по математике искусства.

Эти исследования требуют опыта не только в области математики, искусства и история искусства, а также информатика, компьютерное моделирование и разработка программного обеспечения, все использовалось для мечети Хасана II.

. Деревянный ящик, инкрустированный слоновой костью с зеленью. -подобные геометрические мотивы. Италия (Флоренция или Венеция) 15 век.

Исламское украшение и мастерство оказали значительное влияние на западное искусство, когда венецианские купцы привезли в Италию различные товары из XIV века.

Мастерство Зелли

Изготовление Зелли считается искусством само по себе. Искусство передается из поколения в поколение маалемами (мастерами). В детстве начинается долгое обучение, чтобы привить необходимые навыки. В 1993 году правительство Марокко отменило практику обучения детей младшего возраста в возрасте от 5 до 7 лет, когда была ратифицирована Конвенция о правах ребенка (CRC). Сейчас молодые люди учатся изготовлению зелли в одной из 58 ремесленных школ Марокко. Однако интерес к обучению ремеслу падает. По состоянию на 2018 год в ремесленной школе в Фесе с 400 зачисленными учениками только 7 учеников учатся делать зелли.

Плитка зелли сначала изготавливается в виде глазурованных квадратов, обычно по 10 см на каждую сторону, затем вырезать вручную множество заранее установленных форм (обычно заученных наизусть ), необходимых для формирования общего рисунка. Хотя точные узоры меняются от случая к случаю, основные принципы оставались неизменными на протяжении веков, и марокканские мастера по-прежнему умеют их создавать. Маленькие формы (вырезанные в соответствии с точным датчиком радиуса ), окрашенные и покрытые эмалью детали затем собираются в геометрическую структуру, как в головоломке, чтобы сформировать законченную мозаику. Процесс не менялся на протяжении тысячелетия, хотя концепция и дизайн начали использовать новые технологии, такие как обработка данных.

Дополнительная литература

  • (التنوير وديوان التحبير في فن التسطير) Халида Саиба (на арабском)

См. Также

Ссылки и примечания

  • Часть содержания этой статьи взята из эквивалентной статьи в Википедии на французском языке, по состоянию на 3 января 2007 г.
  • Марокканская керамика и география изобретенных традиций, статья Джеймса Э. Хаусфилда в журнале; Географическое обозрение, Vol. 86, 1997
  • Элементы единства в исламском искусстве, исследованные в трудах Джамаля Бадрана, Файек С. Овейс
  • Сотрудничество в области инженерных наук и исследований в области изобразительного искусства проистекает из начальных грантов, Скотт МакРэй, Отчет Конкордии по четвергам, Том. 29, № 1, 9 сентября 2004 г.
  • Технический глоссарий, Сеть исламского искусства, Фонд Тезарус Исламус, Сеть исламского искусства 21 Миср Хелван аль-Зираи, ул. 9-й этаж, Аль-Маади, Каир, Египет

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Зеллиге.
Последняя правка сделана 2021-06-23 08:09:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте