Уэд Фес

редактировать
Уэд-Бу-Храреб (часть Уэд-Феса), протекающая через центр Фес-эль-Бали, вид в 2020 году.

Oued Fes ( арабский : واد فاس, лит   «Река Феса») или реки Fez является река в Марокко. Это приток реки Себу и исторически главный источник воды для города Фес, в честь которого он и назван.

Река состоит из нескольких различных потоков, которые берут начало на равнине Саисс к югу и западу от Феса, а затем сливаются в районе Фес-эль-Бали, старого города ( медины ) Феса. На протяжении веков река была разделена на множество каналов, которые распределяли воду по городу и когда-то приводили в движение несколько исторических водяных колес. Эти различные водные каналы сходятся в Уэд-Бу-Кхрареб, который проходит через центр старого города и исторически разделяет кварталы Каравийин и Андалусийин. После того, как река покидает город, она бежит на восток на небольшое расстояние, прежде чем впасть в реку Себу. Различные рукава и участки реки, в том числе многие искусственные каналы, также имеют свои собственные названия.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Описание реки
    • 1.1 Источник
    • 1.2 Уэд аль-Джавахир
    • 1.3 Уэд Боу Храреб
  • 2 Историческая водная сеть Феса
  • 3 исторических моста через Уэд-Бу-Храреб
  • 4 Проблемы загрязнения и реабилитационные мероприятия
  • 5 ссылки

Описание реки

Источник

Река начинается в Рас-эль-Ма («Исток воды»), в 12 км к юго-западу от города, в котловине из озерного известняка с приблизительным расходом 500 литров в секунду.

Уэд аль-Джавахир

Главный рукав реки огибает северный край территории Королевского дворца ( Дар аль-Махзен) и Фес-эль-Дждид перед входом в Фес-эль-Бали. Этот участок также известен как Уэд аль-Джавахир ( арабский : واد الجواهر, букв.   « Жемчужная река»). Когда-то он проходил через плоскую местность болот и заболоченных земель, расположенную недалеко от того, что сейчас является Фес-эль-Дждидом и современным Виль-Нувель, прежде чем появиться в нескольких местах. Однако с момента основания Фес-эль-Джадида (13 век) Уэд аль-Джавахир постепенно отклонялся, и некоторые из его старых ручьев, похоже, исчезли. Поток этой реки был модернизирован для обеспечения воды для королевского дворца комплекса и чередов королевских садов, таких как Mosara сады этих Marinids ( в настоящее время исчезли) и 19-го века Jnan Sbil садов (еще сохранились), прежде чем продолжить в направлении Феса Эль-Бали, где он распределен по разветвленной сети искусственных ручьев и каналов, которые заканчиваются в Уэд-Бу-Храреб.

Уэд-Бу-Храреб

Уэд Бу Храреб на фотографии 1932 года. Уэд Боу Храреб в 2010 году

Уэд Боу Кхрареб (или иногда Уэд эль-Кбир) - это обычное название, данное главному городскому течению реки через середину Фес-эль-Бали. Эта река изначально питается двумя другими потоками, названными Уэд-эз-Зитун и Уэд-Бу-Фекран, которые входят в город с юга в Баб-Дждиде. Он также питается различными каналами, которые отделяются от Уэд-эль-Джавахира, чтобы снабжать город, прежде чем в конечном итоге оказаться в этом ущелье в центре города. Как самая низкая точка в Медине, река, таким образом, действует как сборщик использованной городской воды.

Течение Бу-Храреба также образует историческую границу между кварталами Каравийин и Андалус, которые изначально были двумя отдельными городами ( аль-Алия и Мадинат-Фас) в их ранней истории, прежде чем они были объединены Альморавидами в 11 -м веке. век. Большая часть маршрута Уэд-Бу-Храреб, от Баб-Дждида до площади Р'циф, теперь скрыта под современной дорогой для автомобильного движения (одной из немногих, которая пересекает Медину). Дорога ведет через реку до площади Р'сиф, большой площади в центре Медины, и река вновь появляется на северной стороне площади. Оттуда река течет на северо-восток и выходит из города между Баб-Гуиссой и бывшими воротами Баб-Сиди-Бу-Джида.

Историческая водная сеть Феса

Вид на выход Уэд аль-Джавахир из-под стен Старого Мехуара (через арочные проемы на уровне земли, видимые вдалеке). Здесь происходит первое крупное деление реки. Здесь слева виден Уэд Феджалин.

С момента основания Фес-эль-Бали имел доступ к обильным водным ресурсам. Нынешние очертания его системы водоснабжения были начаты эмиром Зенаты Дунасом ибн Хамамой между 1037 и 1049 годами, а затем доработаны эмиром Альморавидов Юсуфом ибн Ташфином между 1069 (завоевание Альморавидами Феса) и 1106. С запада - Уэд. Аль-Джавахир течет на восток вдоль северной окраины Фес-эль-Дждида, проходя через Баб-Бу-Джат-Мешуар, через Дар-аль-Макину (бывший оружейный завод), а затем под Старым Мехуаром возле Баб-Деккакина, прежде чем снова выйти на его восточная сторона, на краю садов Джнан Сбил. Здесь она выходит из четырех арочных проемов у подножия валов Старого Мехуара, и происходит первое крупное рукотворное разделение реки. Это разделение создает ряд каналов (большинство из них подземные) через Фес-эль-Бали, которые в конечном итоге возвращаются в Уэд-Бу-Храреб (название основного русла реки внутри города). Есть четыре основных исторических участка каналов: Уэд Феджалин, Уэд эль-Хамия, Сакийят эль-Аббаса и Уэд Шрашар. Большинство из них затем разделяются на другие каналы по мере продвижения по городу. Внутри каждой сети водопроводные каналы, по которым вода для питья и стирки, были отделены от тех, которые использовались для вывоза отходов.

Уэд Феджалин - одно из самых важных подразделений. Он проходит через северную часть садов Джнан Сбил и через дворец Дар аль-Бейда, прежде чем разделиться на несколько ветвей. Одна ветвь идет на юг, но сегодня практически исчезла. Другой, Уэд эль-Лемтийин, продолжается на северо-восток в сторону района Бу-Джелуд и снабжал северные части города. Сразу после того, как он входит в городские стены, вода Уэд эль-Лемтийин собирается большой распределительной структурой, расположенной рядом с южной стороной ворот Баб-Бу-Джелуд. Строение выполнено из кирпича и утрамбованной земли. Первоначально он датируется периодом Альморавидов, хотя стена на его западной стороне является частью городских стен Альмохадов, и некоторые гидравлические элементы, вероятно, претерпели изменения с годами по мере развития города или изменения соглашений, регулирующих распределение воды. Он имеет три арочных проема, которые ведут в сводчатые камеры под стеной, из которых вода выходит с другой стороны в три открытых канала или «зоны», расположенных на разной высоте. Средняя зона состоит из большого резервуара, который питает воду в три подземных канала на его восточной стороне. Две другие зоны, расположенные на возвышенности по обе стороны от нее, получали меньшее количество воды, но были более сложными, состоящими из множества небольших бассейнов и каналов, которые регулировали ее распределение по местным районам. Различия в глубине и высоте различных водохранилищ и каналов отражали институциональные водные соглашения, в соответствии с которыми определенные районы или здания имели приоритетный доступ к воде, в то время как другие участки, с меньшим приоритетом, получали ее только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким для достижения каналы и водоемы, расположенные на возвышенностях. Вода, поступающая в распределитель, также замедлялась и отводилась небольшими дамбами и отстойниками, а также самими различными резервуарами, которые, таким образом, также служили элементарной системой очистки воды, улавливая и фильтруя мусор и другие физические загрязнения. От этого распределителя вода затем распространяется по различным подземным каналам через районы, расположенные ниже по течению, начиная с районов Талаа Кебира и Талаа Сегира. Один из каналов до сих пор проходит через двор медресе Бу Инания. Другие распределительные структуры меньшего размера и сложности были расположены по всей этой сети и в других сетях для дальнейшего регулирования распределения воды.

Что касается Уэд-эль-Хамии, то она отделяется от других крупных ветвей в Джнан Сбил, прежде чем разделиться на несколько ветвей, которые в основном снабжают южные части города. Одна из его ветвей также когда-то снабжала через акведук кварталом Андалус на противоположном берегу реки Боу Кхрареб. Две последние ветви, Сакийят аль-Аббаса и Уэд Шрашар, снабжали районы возле Баб аль-Хадид и сады между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали.

В дополнение к этой западной сети каналов, идущих от Уэд аль-Джавахир, ручьи к югу от города (которые также сформировали начало реки Боу Храреб) питали совершенно отдельный, но важный канал, называемый Уэд Масмуда. Этот канал, расположенный дальше на восток, снабжал водой большую часть Андалусского квартала Феса на юго-восточной стороне реки Боу Кхрареб. Он начинается к югу от города и проходит через старые городские стены через отверстие водопропускной трубы, называемое Баб аш-Шоббак («Ворота окна»), защищенное железной решеткой. Несколько других каналов отделились от него, когда он петлял по району, пока, наконец, не соединился с рекой Боу-Храреб незадолго до ее выхода из города. Канал, по всей видимости, назван в честь племенной конфедерации берберов Масмуда, которая основала движение Альмохадов, что предполагает, что он мог быть построен Альмохадами или что семьи или войска Масмуда размещались рядом с ним в какой-то момент.

Историческая нория (водяное колесо), расположенная на западной окраине садов Джнан Сбил между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали.

Многие из этих исторических каналов сейчас находятся под землей, и только некоторые древние топонимы намекают на бывшие мосты, которые проходили по ним (например, название Qantrat Bou Rous вдоль части Tala'a Kebira ). Эти каналы и ручьи также питают ряд промышленных предприятий, таких как исторические кожевенные заводы города, наиболее известными из которых являются кожевенные заводы Chouara. Большое количество водяных колес (известных как нории или иногда как сакийи) было расположено по всей водопроводной сети города, чтобы помочь в распределении воды или для обеспечения энергии в определенных отраслях промышленности. Некоторые из них были очень большими, например, огромные нории, которыми располагались королевские сады Маринидов в Мосаре, размером 26 метров в диаметре и 2 метра в толщину. Лишь некоторые из этих водяных колес в той или иной форме сохранились, в том числе несколько примеров вокруг садов Джнан Сбил.

Исторические мосты через Уэд-Бу-Храреб

Мост Бен-эль-Мудун на фото 1916 года. Мост Террафин («Мост сапожников») через реку в 1932 году. Сегодня мост расположен на северной окраине площади Рициф.

Уэд-Бу-Храреб пересекает несколько исторических мостов внутри Медины, некоторые из которых были впервые построены до объединения двух берегов в один город в 11 веке. Когда-то было по крайней мере шесть мостов, которые, как сообщается, построил эмир Зената Дунас ибн Хамама в начале 11 века, до объединения двух городов Альморавидами в конце того же века. Другие научные источники, однако, относят по крайней мере некоторые из мостов к периоду Альморавидов (конец 11 - начало 12 веков), когда два ранних города Феса были объединены. Многие из них были разрушены в ходе последующих наводнений в начале 14 века, и только некоторые из них были восстановлены маринидским султаном Абу Саидом в то время.

Из мостов, которые сохранились сегодня, Кантра Бин эль-Мудун («Мост между двумя городами») является самым северным из них, за ним на юге идут Кантрат Себбагин («Мост кожевников») и Кантрат Террафин ( «Мост сапожников») к северу от площади Р'циф. Другой мост, Мост Сиди аль-Аввада, был расположен южнее, но, вероятно, исчез в 20 веке, когда река была перекрыта современной асфальтированной дорогой. Мост Бин эль-Мудун, который, как полагают, восходит к временам Эмира Дунаса ибн Хамамы, считался одним из самых живописных, так как он располагался среди участка скалистых порогов. Он имеет пролет, состоящий из трех арок, но сегодня видна только центральная. Считается, что мост Себбагин, также известный как мост Храшфийин (или Храчфиин в французской транслитерации ), был первоначально построен Эмиром Дунасом и восстановлен или перестроен Маринидами в 14 веке. Террафинский мост, первоначально называвшийся Кантрат Баб аль-Силсила и теперь находящийся на северной окраине площади Р'сиф, также считается датируемым эмиром Дунасом в 11 веке. Он примечателен тем, что с обеих сторон были выстроены магазины, и эта особенность все еще частично видна в его структуре сегодня.

Проблемы загрязнения и реабилитационные мероприятия

Традиционные кожевники работают вдоль Уэд-Боу-Храреб (2006 г.; до недавнего ремонта в этом районе). Мост Себбагин или Храшфийин в начале реставрации (ноябрь 2014 г.) и после реставрации (2015 г.).

Река, особенно Уэд-Бу-Храреб в старой медине, долгое время страдала от сильного загрязнения из-за сточных вод, деятельности близлежащих кожевенных заводов (которые производят химические отходы), а также из-за того, что жители иногда использовали ее в качестве свалки. Даже название Уэд Боу Храреб означает «река грязи». Увеличение загрязнения в наше время привело к тому, что местные жители строили стены и бетонные заграждения, чтобы блокировать запах реки, а в последнее время городские власти начали покрывать открытые участки реки бетонными плитами, что привело только к большему скоплению мусора. поверх этого. Отходы кожевенной промышленности и других видов деятельности также привели к накоплению токсичных химикатов, особенно высоких уровней хрома, в почве и воде. Хотя считается, что это не влияет на питьевую воду в городе (которая поступает из верхнего течения), это создает проблемы для участков ниже по течению реки Себу после ее слияния с Уэд-Фесом.

В конце 2000-х годов был начат масштабный проект по реабилитации речной системы и ее городской среды. Проект, возглавляемый архитектором Азизой Чауни, включал очистку реки, обновление городской береговой линии, создание открытых пешеходных дорожек и обновление существующих открытых пространств вдоль реки, таких как Place R'cif и Place Lalla Yeddouna.. Предложение по улучшению качества воды также включало создание водно-болотных угодий (которые ранее существовали вдоль русла реки) и восстановление каналов реки. В какой-то момент проект также предлагал прекратить или сократить деятельность кожевенных заводов Chouara и перенести кожевенное производство в другое место, где с его загрязнением можно было бы справиться более безопасно, но в конце кожевенные заводы были восстановлены и оставлены на месте.

Реабилитация реки, которая продолжается с тех пор, также проводилась наряду с более широкими усилиями по восстановлению исторических памятников и достопримечательностей старого города, в основном под руководством местного агентства по реставрации наследия ADER-Fes. Это включало восстановление мостов через реку Боу-Храреб, а в 2010-х годах были восстановлены мосты Террафин и Себбагин / Храшфийин.

Рекомендации

Координаты : 34 ° 04′39 ″ с.ш., 4 ° 55′30 ″ з.д. / 34,07749 ° с.ш.4,92497 ° з. / 34.07749; -4,92497

Последняя правка сделана 2023-04-05 06:49:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте