Университет аль-Каравийин

редактировать

Университет аль-Каравийин
امعة القرويين. ⵜⴰⵙⴷⴰⵡⵉⵜ ⵏ ⵍⵇⴰⵕⴰⵡⵉⵢⵢⵉⵏ
University of Al Qaraouiyine.jpg
ТипМедресе и Центр высшего образования для непрофессиональных наук (до 1963 г.). Государственный университет с 1963 г.
Создан859; 1161 год назад (859) (как мечеть)
Академический персонал1025 (2012)
Административный персонал708 (2012)
Студенты8,120 (2012)
МестоположениеФес, Марокко
КампусГородской
ЯзыкАрабский, Тамазайт, французский
ОсновательФатима аль-Фихри
Цвета Белый
Веб-сайтuaq.ma
University of Al Quaraouiyine logo.svg

Университет аль-Каравийин (арабский : جامعة القرويين; берберский : ⵜⴰⵙⴷⴰⵡⵉⵜ ⵏ ⵍⵇⴰⵕⴰⵡⵉⵢⵢⵉⵏ; французский : Université Al Quaraouiyine), также пишется Al-Karaouine или Al Quaraouiyine, - университет, расположенный в Фесе, Марокко. Он был основан как мечеть Фатимой Аль-Фихри в 859 году и стал одним из ведущих духовных и образовательных центров исторического мусульманского мира.. Он был включен в современную систему государственного университета Марокко в 1963 году, а два года спустя был официально переименован в Университет Аль-Карауайн. Само здание мечети также представляет собой значительный комплекс исторической марокканской и исламской архитектуры, включающий элементы из многих периодов истории Марокко.

. Ученые считают, что Каравийин эффективно управлялся как медресе до окончания Второй мировой войны и отличать этот статус от статуса «университета» (аналогично, как христианские семинарии не классифицируются как университет), который многие считают отчетливо европейским изобретение. Они датируют преобразование медресе аль-Карауийин в университет его современной реорганизацией в 1963 году. Однако некоторые источники, такие как ЮНЕСКО и Книга рекордов Гиннеса, цитируют Карауийин как старейший университет или старейшее постоянно действующее высшее учебное заведение в мире.

Обучение в Университете Аль-Каравийин сосредоточено на исламских религиозных и юридических науках с упором на особые сильные стороны в, Классический арабский язык грамматика / лингвистика и Малики Шариат, хотя учащимся также уроки по другим неисламским предметам. Обучение по-прежнему ведется традиционными методами. Учащиеся сидят полукругом (халка ) шейха, который предлагает им прочитать тексты, задает им вопросы и объясняет им трудные моменты. В университете учатся студенты со всего Марокко и мусульман Северная Африка, некоторые также приезжают из дальнего зарубежья. Женщин впервые приняли в это учреждение в 1940-х годах.

Содержание
  • 1 Название
  • 2 История учреждения
    • 2.1 Основание мечети
    • 2.2 Ранняя история
    • 2.3 Апогей во время Маринидов период
    • 2.4 Упадок и реформы
    • 2.5 XX век и преобразование в государственный университет
  • 3 Образование и учебная программа
  • 4 Архитектурная история мечети
    • 4.1 Ранняя история (IX-X век)
    • 4.2 Расширение Альморавидов (XII век)
    • 4.3 Украшение при династиях ( позже XII века и позже)
      • 4.3.1 Период Альмохадов
      • 4.3.2 Период Маринидов
      • 4.3.3 Периоды Саадов и Алауитов
  • 5 Архитектурное описание мечети
    • 5.1 Внешний вид
    • 5.2 Молельный зал (интерьер)
    • 5.3 Внутренний двор
    • 5.4 Минарет
    • 5.5 Погребальная пристройка (Джама аль-Гнаиз)
    • 5.6 Библиотека
  • 6 Статус старейшего университета в мире
  • 7 Известные выпускники
  • 8 См.
  • 9 Ссылки и примечания
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Также Внешние ссылки
Имя

арабское название университета, جَامِعَةُ الْقَرَوِيِّينَ произносится означает «Университет народа из Кайруана (القَيْرَوَان ),« происхождение Фатимы в Фатимы. Наличие буквы Qoph (ق ), глухого увулярного взрывного, не имеющего эквивалента на европейских языках, а также ويّي () трифтонг в названии университета, в дополнение к французской колонизации Марокко, ввел ряд различных орфографий для романизации названия университета, в том числе аль-Каравийин, стандартная англицизация ; Аль-Куарауайин, следуя французской орфографии ; и «Аль-Карауин», еще одно изображение с использованием французской орфографии.

История учреждения
Вид мечети Каравийин на горизонте центрального Фес-эль-Бали : крытая зеленая черепицей крыши молитвенного зала и минарет (белая башня) слева видны.

Основание мечети

В IX веке Фес былицей династии Идрисидов, считающейся первой столицей марокканским исламским государством. Согласно одному основному из ранних источников этого периода, Руд аль-Киртас Ибн Аби Зар, Аль-Карауийин был основан как мечеть в 859 году Фатимой ал. -Фихри, дочь богатого торговца по имени Мохаммед аль-Фихри. Семья Аль-Фихри мигрировала из Кайруана (отсюда и название мечети), Туниса в Фес в начале 9 века, присоединившись к сообществу других переселенцев из Кайруана, поселившиеся в западном районе города. Фатима и ее сестра Мариам, оба из которых были хорошо образованы, унаследовали большую сумму денег от своего отца. Фатима пообещала потратить свое наследство на строительство мечети, подходящую для ее общины. Точно так же ее сестра Мариам, как считается, основала мечеть Аль-Андалусийин в том же году.

Это основание было подвергнуто сомнению некоторыми современными историками, которые видят симметрию основания двух сестер. две самые известные мечети Феса слишком удобны и вероятно, возникли из легенд. Ибн Аби Зар также современными историками как относительно ненадежный источник. Более того, одна из самых больших проблем в этой истории - это фундаментная надпись, которая была заново заново во время ремонта мечети в 20-м веке, ранее векамитая скрытая под слоями штукатурки. Эта надпись, вырезанная на деревянных панелях из кедра и написанная куфическим шрифтом, очень похожим на надписи на фундаменте в 9 веке Тунис, была найдена на стене над предполагаемым местом расположения оригинала мечети. михраб (до более поздних расширений здания). Надпись, записанная и расшифрованная Гастоном Девердуном, провозглашает основание «этой мечети» (арабский : «هذا المسجد») Давудом ибн Идрисом (сыном Идриса II, который управлял этим регионом Марокко в то время) в Зу аль-Када 263 хиджры (июль-август 877 CE ). Девердан предположил, что надпись могла быть из другой неопознанной мечети и перенесена сюда в более поздний период (вероятно, 15 или 16 век), когда в Фесе возродилось почитание Идрисидов, и такие реликвии имели достаточно религиозное значение, чтобы их можно было повторно использовать в этого пути. Однако эта надпись может быть скрыта в XII веке, незадолго до прибытия альмохадов в городе. Основываясь на этих свидетельствах и на обвинениях по поводу повествования Ибн Аби Зара, он утверждает, что Фатима Аль-Фихри вполне возможно является легендарной фигурой, а не исторической.

Ранняя история

Некоторые ученые предполагают, что какое-то обучение и наставления, вероятно, происходило в мечети Каравийин с очень раннего периода или с самого начала. Крупные мечети в ранний исламский период времени, как правило, многофункциональными религиозными мероприятиями, в преподавании и образовании другими религиозными мероприятиями. Похоже, что мечеть аль-Андалусийин в районе за рекой также выполняла медицинскую роль, по крайней мере, до периода Маринидов, хотя, очевидно, никогда не сравниться с более поздним престижем Каравийин. Каравийин начала действовать более формально как образовательное учреждение, отчасти из ограниченных исторических систем, относящихся к ее раннему периоду. Наиболее важные исторические тексты, такие как Руд аль-Киртас Ибн Аби Зар и Захрат аль-Ас Абу аль-Хасан Али аль-Джазнаи не вызывают каких-либо четких подробностей об истории преподавания в мечети, хотя аль-Джазнаи (который жил в 14 веке) регистрирует, что преподавание происходило там до его времени. В случае опасности, самые ранние упоминания халакат (кружки) для обучения и преподавания, возможно, террориста только к 10-му или 12-му веку. Историк Абдельхади Тази указывает на самые ранние явные свидетельства преподавания в Аль-Каравийине в 1121 году. Марокканский историк Мохаммед аль-Мануни считает, что это было во время правления Альморавидов (1040–1147 гг.)), Что мечеть приобрела функцию учебного заведения. Историк Эварист Леви-Провансал относит начало медресе и учения к периоду Маринидов (1244–1465).

В 10 веке династия Идрисидов пала от власти, и Фес стал оспариваться между халифатами Фатимидов и Кордобан Омейядов и их союзниками. В этот период престиж Каравийин постепенно рос. В какой-то момент хутба (пятничная проповедь) была перенесена из мечети Шурафа Идриса II (сегодня Завия Мулая Идриса II ) в мечеть Каравийин, таким образом, он получил статус Пятничной мечети (главной мечети общины). Эта передача произошла коротким периодам господства Фатимидов над городом, что предполагает передача могла произойти по инициативе Фатимидов. В любом случае мечеть и ее учебное заведение продолжали пользоваться уважением политическими элитами, при этом сама мечеть была значительно расширена Альморавидами неоднократно украшалась при династиях. По традиции все другие мечети Феса основывали время призыва к молитве (азан ) в соответствии с мечетями Карауийин.

Апогей в период Маринидов

Реконструкция водяные часы XIV из дар аль-Муваккит мечети Каравийин (экспонируются в Стамбульском музее века истории науки и техники в Исламе )

Многие ученые считают, что высшая точка Каравийина как интеллектуального и научного центра пришлась на XIII-XIV веков, когда учебная программа самой широкой, достигшей новых высот после столетия экспансии и покровительства элиты. традиционные религиозные предметы, такие как Коран и фикх (исламская юриспруденция), а также другие науки, такие как грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия и геогрф. Рафи. Напротив, некоторые предметы, такие как алхимия / химия (аль-Кимия) официально не преподавались, поскольку считались слишком неортодоксальными.

Медресе Аль-Аттарин (основан в 1323 г.), к северу от мечети Каравийин

начиная с конца 13 века, особенно в 14 веке, династия Маринидов была ответственна за строительство официального медресе в области вокруг главного здания Каравийина. Первым из них было медресе Саффарина в 1271 году, за нимали аль-Аттарин в 1323 году и медресе Месбахия в 1346 году (более крупное, но намного позднее). Медресе Черратинское медресе также было построено поблизости в 1670 году.) Эти медресе свои собственные курсы и иногда становились известными учреждениями сами по себе, но обычно у них были намного более узкие учебные программы или специализации. Одна из самых важных функций, по-видимому, их заключалась в двигатель жильем студентов из других городов, многие из которых были бедными. Таким образом, эти здания действовали как дополнительные или вспомогательные функции по отношению к самому каравийину, который стал центром интеллектуальной жизни в городе.

Каравийин также собрал большую подборку рукописей, которые хранились в библиотеке, основанной Маринидом Султаном Абу Инаном Фарисом в 1349 году. Магриб, аль-Андалус и Ближний Восток. Часть коллекции была собрана десятилетиями ранее султаном Абу Юсуфом Якубом (годы правления 1258–1286 гг.), Который убедил Санчо IV Кастильский передать ряд работ из библиотек Севилья, Кордова, Альмерия, Гранада и Малага в Аль-Андалусе / Испания. Первоначально Абу Юсуф разместил их в соседнем медресе Саффарин (которое он недавно построил), но позже переместил в Каравийин. Среди наиболее ценных рукописей, хранящихся в настоящее время в библиотеке, есть тома из знаменитого Аль-Муватта из Малика, написанные на газели пергаменте, копии Сират из Ибн Исхак, рукопись Корана 9 века (также написанная на пергаменте газель), копия Корана, султаном Ахмадом аль-Мансуром в 1602 г., копия книги Ибн Рушда «Аль-Баян Ва-аль-Тахсил ва-аль-Тауджи» (комментарий к Малики фикх), датируемая 1320 г., и оригинал книги Ибн Халдуна Аль -'Ибар (включая Мукаддима ), подаренную автором в 1396 году. Также недавно в библиотеке вновь обнаружен сертификат иджаза, написано на олень пергаменте, который некоторые ученые считают старейшим из сохранившихся предшественников докторской степени, выданной человеку по имени Абделла Бен Салех Аль Коутами в 1207 г. н.э. под руководством трех других врачей и в присутствии главного кади (судья) города и двое других свидетелей. Библиотекой управлял каим или «консерватор», который следил за поддержанием ее коллекции. К 1613 году один консерватор оценил коллекцию библиотеки в 32000 томов.

Документ из библиотеки Каравийина, который утверждает некоторые ученые, которые старейшим из сохранившихся в мире медицинских наук, выданных в 1207 году н.э.

Студенты были мужчинами, но традиционно было сказано, что «заинтересованным женщинам от времени предоставлялись возможности для прослушивания выступлений, когда они размещались в специальной галерее (riwaq ), выходящей на круг ученых». Картограф XII века Мохаммед аль-Идриси, карты которого помогли европейским исследованием в Ренессансе, как утверждается, некоторое время жил в Фесе, что позволяет предположить, что он возможно, работал или учился в Аль-Каравийине. Медресе подготовило множество ученых, которые сильно повлияли на интеллектуальную и академическую историю мусульманского мира. Среди них Ибн Рушайд аль-Сабти (ум. 1321), Мохаммед ибн аль-Хадж аль-Абдари аль-Фаси (ум. 1336), Абу Имран ал- Фаси (ум. 1015), ведущий теоретик школы Малики исламской юриспруденции, и Лео Африканус, известный путешественник и писатель. Ученые-первопроходцы, такие как Аль-Идрисси (ум. 1166 г.), Ибн аль-Араби (1165-1240 гг.), Ибн Халдун ( 1332-1395 г.), Ибн ал-Хатиб (ум. 1374), Аль-Битруджи (Альпетрагиус) (ум. 1294) и Ибн Хирзихим ( ум. 1163) все были связаны с медресе в качестве студентов или преподавателей. Некоторые христианские использовали также Аль-Каравийин, в том числе фламандский Николас Клейнаертс (ум. 1542) и голландец Голиус (ум. 1667), а также Гербер д'Орийак, который позже стал папой Сильвестром II.

Упадок и реформ

Последующие каравийин пережил общий упадок вместе с относительным упадком самого Феса. (Хотя история виз Герберта в Фесе рассматриваются современными учеными как легенда.) Сила его преподавания застопорилась, а его учебная программа уменьшилась по диапазону и охвату, указав на исламских науках и арабских лингвистических исследованийх. Даже некоторые традиционные исламские специальности, такие как тафсир (коранический экзегезис ), постепенно игнорировались или забрасывались. В 1788-89 гг. алауитский султан Мухаммад ибн Абдаллах провел реформы, которые регулировали программу учреждений, но также налагали более строгие ограничения и исключали логику, философию и более радикальные Суфийские тексты из учебной программы. Со временем исчезли и другие предметы, такие как астрономия и медицина. В 1845 году султан Абд ар-Рахман провел дальнейшие реформы, но неясно, имело это какое-либо существенное влияние в долгосрочной перспективе. В период с 1830 по 1906 год число преподавателей сократилось с 425 до 266 (из последних, только 101 преподавал).

К XIX веку библиотека мечети также пострадала от упадка и запущенности. Со временем значительная часть его коллекции была потеряна, скорее всего, из-за слабого надзора и из-за того, что книги не возвращали заемщики. К началу 20-го века коллекция сократилась примерно до 1600 рукописей и 400 печатных книг, хотя многие ценные исторические предметы, тем не менее, были сохранены.

20-й век и преобразование в государственный университет

Главный вход к библиотеке и другим южным пристройкам мечети сегодня, у площади Сеффарин

В то время, когда Марокко стало французским протекторатом в 1912, аль-Карауийин стал свидетелем упадка религиозного центра обучение от его средневекового расцвета. Тем не менее, он сохранил некоторое значение как учебное заведение для администрации султана. Студенческий состав был жестко разделен по социальным слоям; этническая принадлежность (араб или бербер ), социальный статус, личное богатство и географическое происхождение (сельское или городское) определяли групповую принадлежность студентов, которые были изолированы как в учебном заведении, так и в своих личных квартирах. Французская администрация провела ряд структурных реформ в период с 1914 по 1947 год, включая учреждение календарей, назначение учителей, заработную плату, расписания, общее управление и замену иджаза на шахада аламийха, но выполнила не модернизировать и содержание обучения, в котором все еще доминировали традиционные мировоззрения улемов. В то же время количество студентов в Аль-Каравийине сократилось до 300 в 1922 году, когда марокканская элита начала вместо этого отправлять своих детей в новооткрытые колледжи и институты западного типа в других частях страны. В 1931 и 1933 годах по приказу Мухаммеда V преподавание каравийинов было реорганизовано в начальное, среднее и высшее образование.

Каравийин также играл роль в марокканском националистическом движении и в протестах против французского колониального режима. режим. Многие марокканские националисты получили здесь образование, а некоторые из их неформальных политических сетей были созданы благодаря этому общему образованию. В июле 1930 г. каравийин активно участвовал в пропаганде Я Латиф, совместной молитвы, читаемой во время бедствий, для повышения осведомленности и противодействия берберскому дахиру, изданному французскими властями в мае того же года. В 1937 году мечеть была также одним из пунктов сбора (вместе с близлежащей мечетью Р'сиф ) для демонстраций в ответ на жестокое подавление протестов в Марокко в соседнем городе Мекнес, который закончился размещением французских войск через Фес-эль-Бали и у самих мечетей.

В 1947 году Аль-Карауийин был интегрирован в государственную систему образования, но это было только королевским указом после обретения независимости в 1963 году медресе было окончательно преобразовано в университет под контролем министерства образования. В это же время (в 1940-х годах) и женщин впервые приняли в университет. Старое медресе было закрыто, а новый кампус был основан на территории бывших казарм французской армии. Пока декан занял свое место в Фесе, четыре факультета были открыты в городе иза его пределами: факультет исламского права в Фесе, факультет арабских исследований в Марракеше и факультет теологии в Тетуан, плюс один около Агадира в 1979 году. Были внедрены современные учебные программы и учебники, профессиональная улучшенная подготовка учителей. После реформ в 1965 году Аль-Каравийин был официально переименован в «Университет Аль-Куарауайн».

В 1975 году общие исследования были переданы недавно основанному Университету Сиди Мохаммеда бен Абделлаха ; Аль-Каравийин сохранил исламские и теологические курсы обучения. В 1973 году Абдельхади Тази опубликовал трехтомник истории под названием جامع القرويين (Мечеть Аль-Карауийин).

В 1988 году, после трех десятилетий перерыва, преподавание Традиционного исламского образования в медресе аль-Каравийин было возобновлено королем Хасаном II, что было истолковано как шаг к поддержке консервативной поддержки монархии.

и учебная программа

Обучение в университете Аль-Каравийин сосредоточено на исламских религиозных и юридических науках, с особым упором на классической арабской грамматикой / лингвистикой и малики правом, таким студентам предлагается несколько уроков по другим неисламским предметам, таким как французский, английский. Обучение проводится по традиционному методу, когда ученики сидят полукругом (халка ) вокруг шейха, который предлагает им прочитать определенный текст, задает им вопросы по определенным вопросам грамматики., закон или толкование, и объясняет сложные моменты. Студенты со всего Марокко и исламской Африки посещают Qarawiyyin, хотя некоторые могут приехать так далеко, как мусульманская Центральная Азия. Даже новообращенные мусульмане часто посещают это учреждение, в основном их привлекает тот, что шейхи каравийинов и исламские ученые в Марокко являются наследниками богатого религиозного и научного наследия мусульман аль-Андалус.

Большинство учащихся в Каравийин составляет от 13 30 лет, и они учатся, чтобы получить диплом средней школы и степень бакалавра университетского уровня, мусульмане с достаточно высоким уровнем арабского языка также могут посещать лекционные кружки на неформальной основе, традиционную категорию посетителей «в поисках [религиозных и юридических] знаний». »(« Зувваар ли'л-талаб фии 'илм »). Помимо того, что они мусульманами, от будущих студентов требуется каравийин выучить наизусть Коран, а также несколько других более коротких средневековых исламских текстов по грамматике и малики закону, и в целом очень хорошо владеть классическим арабским языком. Распространено заблуждение, что университет только для открытости мужчин; он открыт как для мужчин, так и для женщин. Впервые женщин приняли в университет в 1940-х гг.

Архитектурная история мечети
Внутренний двор мечети с минаретом X века, вид изнутри одного из двух Саадиан -эра павильоны (конец 16 - начало 17 века). Дар аль-Муваккит (14 век) также виден слева от минарета, отмеченный окном прямо над галереей арок.

Ранняя история (IX-X века)

Арки в молельном зале мечети.

Мечеть была основана в IX веке, но ее нынешний вид является результатом долгой исторической эволюции, продолжавшейся более 1000 лет. Первоначальное здание нынешней мечети занимает большую часть того, что сегодня является центральной площадью молельного зала к югу от двора. Он имел часть прямоугольную форму в плане размером 36 на 32 метра и занимал площадь 1520 квадратных метров и состоял из молитвенного зала с четырьмя поперечными проходами, идущими примерно с востока на запад, параллельной южной кибла стена. Вероятно, у него также был двор сравнительно небольшого размера, и первый минарет, тоже небольшого размера, по сообщениям, на том месте, которое сейчас занимает деревянная аназа (у центрального входа в молельный зал со двора).). Первоначально воду для мечети давали из колодца, вырытого на территории мечети.

По мере роста престижа мечети, здание было недостаточным для его религиозных и институциональных нужд. В течение 10-го века Омейядский халифат КордовыИспании / Португалия ) и Фатимидский халифатТунисе ) соперничали за контроль над Фесом и Марокко, которые постоянно рассматривались как буферная зона между ними. Несмотря на этот неопределенный период, мечеть получила широкое покровительство и первые пристройки. Зената Бербер амир Ахмед ибн Аби Саид, один из правителей Феса периода, который был союзником Омейядов, писал халифу Абд аль-Рахман III в Кордове за разрешение и средства на расширение мечети. Халиф одобрил, и работы были выполнены или завершены в 956 году. Эти работы расширили мечеть с трех сторон, охватив территорию современного внутреннего двора на север и до нынешних восточных и западных границ здания. Он также заменил первоначальный минарет новым, более крупным минаретом, который все еще стоит сегодня. Его общая форма с квадратным валом свидетельствует о последующем развитии минаретов Северной Африки (Магриби) и Андалузии. (Аналогичная работа была также проведена при Абд аль-Рахмане III в то же время в другом великой мечети Феса, Андалузской мечети.)

Мечеть была снова украшена, когда Амирид правительства аль -Музаффар (сын аль-Мансура ) возглавил военную экспедицию в Фес в 998 году. Среди украшений был новый минбар и новый купол, увенчанный талисманы в виде крысы, змеи и скорпиона, но ни одна из этих работ не сохранилась.

Расширение Альморавидов (12 век)

Одно из самых значительных расширений и обновлений была проведена между 1135 и 1143 годами под патронажем правителя Альморавидов Али ибн Юсуфа, и нынешняя форма мечети во многом обязана этой работе. Молитвенный зал был расширен за счет демонтажа существующей южной стены (кибла) и добавить еще трех поперечных проходов, в результате чего их количество увеличилось с 7 до 10, в то же время по сути повторяя формат арок мечети. Это расширение потребовало покупок и сноса ряда соседних домов и построек, в том числе тех, которые, по-видимому, были близлежащими еврейского квартала (до существования более позднего Меллы из Феса ). Новое расширение мечети включало не только новую михраб (нишу, символизирующую направление молитвы) в середине новой южной стены, но также реконструкцию или украшение центрального нефа молитвенного зала (арки по его центральной оси по линии, перпендикулярной южной стене и другим рядм арок), ведущие от двора к михрабу. Составленные из мукарна (соты или сталактита) и дополнительно украшенные замысловатыми рельефами из арабесок и куфических букв. Наконец, в 1144 году был завершен и установлен новый минбар (кафедра) в том же стиле и такого же художественного происхождения, что и знаменитый (и немного более ранний) минбар мечети Кутубия. Сделанный из дерева в искусно выполненной работе маркетри, украшенный инкрустацией и замысловатыми резными арабесками, который стал еще одной высокопрофессиональной работой в стиле, подражал более поздним марокканским минбарам

В другом месте. Многие главные входы в мечеть были снабжены деревянными дверями, покрытыми декоративной бронзовой фурнитурой, которые сегодня считаются одними из старейших сохранившихся бронзовых произведений искусства марокканской / андалузской архитектуры. Еще одним интересным элементом, добавленным к мечети, была небольшая вторичная молельня, известная как Джама аль-Гнаиз («Похоронная мечеть» или «Мечеть мертвых»), была отделена от главного молитв зала и предназначенного для обеспечения погребальные обряды по усопшим перед погребением. Это приложение также украшено куполом из мукарнаса и множеством декоративных арок и окон.

Украшение при династиях (XII века и позже)

Маринид -эра аназа или деревянная ширма на южной стороне двора, у входа в центральный неф молитвенного зала.

период Альмохадов

Более поздние династии продолжали украшать мечеть или дарить ей новую мебель, хотя таких радикальных работ, как экспансия Альморавидов, больше не предпринималось. Альмохады (позднее XII и XIII века) захватили Фес после длительной осады в 1145–1146 годах. Исторические источники (в частности, Роуд аль-Киртас ) сообщают историю, в которой утверждается, что жители Феса, опасаясь, что «пуританские» альмохады возмутились роскошным убранством мечети, поспешно прикрыли некоторые из богато украшенная резьба и украшения из экспансии Али ибн Юсуфа возле михраба. Хотя французский Анри Террасс предполагает, что эта операция могла быть проведена через территорию годами позже самими властями Альмохадов. Орнамент Альморавидов был полностью обнаружен только во время ремонта в начале 20-го века.

Однако, во время правления Мухаммада ан-Насира (правил 1199-1213) Альмохады действительно добавляли или улучшали ряд элементов в мечети, некоторые из которых, тем не менее, были отмечены сильными декоративными элементами. Помещения для омовения во внутреннем дворе были модернизированы, к северу была добавлена ​​отдельная мида'а (арабский : ميضأة) или комната для омовения (из которых сегодня сохранилась только приблизительная планировка), и был создан новый подземный склад. Они также заменили большую люстру мечети новой, более богато украшенной из бронзы, которую [fr ] описали как «самую большую и красивую люстру в исламском мире» и которая сегодня висит в центральном нефе мечети.

период Маринидов

Маринид -эра декоративный купол над вестибюлем Баб аль-Варда, центральными северными воротами мечети. <502 Мариниды, ответственные за строительство многих роскошных медресе вокруг Феса, внесли различный вклад в мечеть. В 1286 г. восстановили и защитили минарет X века, сделанный из некачественного камня, который приходил в упадок, покрыли его побелкой. У ее южного подножия они также построили Дар аль-Муваккит, камеру для хронометриста мечети, который отвечал за определение точного времени молитвы. Камера была оборудована астролябией и другим научным оборудованием той эпохи, чтобы помочь в решении этой задачи. Примечательно, что для него было построено несколько водяных часов, последние из которых, построенные по приказу султана Абу Салима Али II (годы правления 1359-1361), частично сохранились до сих пор. Cегодня. Галереи вокруг близлежащего двора (сан) также были перестроены или отремонтированы в 1283 и 1296–1297 годах, а у входа со двора в молельный зал (ведущий к центральному нефу михраба) декоративная деревянная ширма, называемая аназа, была установлена ​​в 1289 году и служила символическим «уличным» или «летним» михрабом для молитв во дворе. У центрального внешнего входа во двор с севера, ворот, называемых Баб аль-Вард («Ворота Розы»), в 1337 году над их вестибюлем был установлен декоративный купол и купол, которые видны и сегодня (с небольшими реставрациями). Несколько декоративных металлических люстр, висящих в молитвенном зале мечети, также относятся к эпохе Маринидов. Три из них были сделаны из церковных колоколов, которые мастера-мариниды использовали в качестве основы, на которую они прививали витиеватую медную арматуру. Самым большим из них, установленным в мечети в 1337 г., был колокол, привезенный из Гибралтара сыном султана Абу аль-Хасаном Абу Маликом после его отвоевания у испанских войск. в 1333 году.

Наконец, библиотека мечети была официально основана султаном Абу Инаном в 1349 году (750 хиджры ), о чем свидетельствует надпись над дверным проемом. Эта первая библиотека Маринидов была расположена в северо-восточном углу мечети (в отличие от нынешнего южного расположения библиотеки). В 1361 году султан Абу Салим добавил к нему комнату, которая была построена над соседней улицей и над ней и была посвящена чтению Корана.

периоды Саадитов и Алауитов

Один из саадских павильонов (конец 16-го и начало 17-го веков) во внутреннем дворе, украшенный резным деревом и лепным декором

саадианцы дополнительно украсили мечеть, добавив два выступающих павильона к западному и восточному концам двора, каждый из которых укрывал новый фонтан. Знаменитый саадский султан Ахмад аль-Мансур отвечал за строительство первого павильона на востоке в 1587–1588 гг., А западный павильон был добавлен его сыном Мухаммадом аль-Шейхом аль-Мамуном в 1609 г. Павильоны повторяют павильоны, найденные в Львовском дворе дворцов АльгамбрыГранаде, Испании ). Это было последнее крупное дополнение к архитектуре мечети. Султан Саади Ахмад аль-Мансур также построил новую комнату для библиотеки на южной стороне мечети (вокруг нынешнего местоположения библиотеки), которая была связана с мечетью через дверь в стене киблы. Династия Алауитов, правившая Марокко с 17 века и далее, продолжала вносить небольшие дополнения и регулярное обслуживание в мечеть, включая еще один ребристый купол в центральном нефе. Нынешнее здание библиотеки, которое постоянно обновляется, теперь восходит к эпохе большого расширения и модификации в 20 веке, особенно в 1940-х.

Архитектурное описание мечети
План эта мечети и некоторые ее пристроек. (На основе обзора начала 20 века; с тех пор южной части комплекса, библиотека, была изменена.)

Последовательные династии расширяли мечеть Каравийин, пока она не стала самой большой в Африке, вместимостью 22000 прихожан. Таким, нынешняя мечеть занимает площадь около половины гектара. Вообще говоря, он состоит из большого гипостильного внутреннего помещения для молитв, двора (сан ) с фонтанами, минарета (в западной части двора) и ряд пристроек в дополнение к самой главной мечети.

Внешний вид

Деталь Альморавидов -эра бронзовых накладок на дверях Баб аль-Гнаиз. Внутренняя сторона Баб аль-Варда (крайний справа) и Баб аль-Хафы (средний арочный проход), вид со двора.

Внешний вид Каравийина обычно не представляет собой монументального вида и интегрирован с плотной городской тканью вокруг него. По одному подсчетам, по его периметру распределены 18 отдельных ворот и входов. Ворота рассматриваются от огромных дверных проемов до огромных подковообразных арок сными дверями, которыми предшествуют деревянные крыши, закрывающие улицу перед ними. В то время как двери обычно делаются из дерева, некоторые ворота имеют обширные декоративные накладки из дерева бронзы, созданные в период Альморавидов. Наиболее богато украшенными и наиболее хорошо сохранившимися дверями верхних северных ворот, западные ворота Баб Сбитрийин (нынешние двери, однако, являются точными копиями, заменяющими оригиналами, хранящиеся в Дар) Бата ​​ музей) и юго-западные ворота Баб аль-Гнаиз, которые ведут к Джама аль-Гнаиз, или Похоронной мечети. Гораздо более монументальные северо-западные ворота мечети Баб аль-Шамаин (или Баб Аль-Максура также имеют тяжелую бронзовую фурнитуру, в том числе декоративные молотки, которые датируются периодом Альморавидов..

Рядом с Баб аль-Вардом, на его внешней стороне, находится еще один дверной проем, Баб аль-Хафа («Врата босоногих»), относящийся к эпохе Альмохадов, который отличается небольшим водным каналом через пол внутри него. Эта вода позволяла верующим, входящим в мечеть, омывать ноги по дороге, помогая с первым омовением.

Также рядом с мечетью находится башня, как Borj Neffara (برج النفارة, «Башня трубачей»), смотровая башня, которую иногда путают с минаретом, но на самом деле она была частью другого Дар аль-Муваккит (дома хронометриста).

Молельный зал (интерьер)

центральный неф мечети, ведущий к михрабу. Видны некоторые из богато украшенных люстр эпох Альмохад и Маринидов. михраб (ниша, символизирующая направление молитвы ) мечети

Внутренний гипостильный молельный зал занимает большую часть площади мечети. Как и интерьер представит мечетей в марокканской среде, это относительно суровое пространство, в основном с простыми стенами, деревянными крышами и рядами арок. Основная зона к югу от двора представляет собой подробное пространство, разделенное по десять поперечных проходов рядов арок, идущих южной стены. Южная стена этого зала также отмечает киблу, или направление молитвы для мусульман. Центральная ось молитвенного зала, перпендикулярная стена киблы, отмечена центральным «нефом», проходящим между двумя дополнительными линиями арок вдоль этой оси, перпендикулярно другим аркам. Этот неф ведет к михрабу : нише в стене киблы, которая символизирует направление молитвы и перед которой имам обычно проводит молитвы и читает проповеди. Эта общая планировка (гипостильный зал с центральным нефом, выделенным на других фоне) является знакомой планировкой для североафриканских мечетей в целом.

Район михраб, который относится к временам расширения Альморавидов (XII век), украшен с резной и расписной лепниной, а также несколько окон из цветного стекла. Сама михрабская ниша представляет собой небольшую нишу, покрытую небольшим куполом из мукарна (сталактитовой или сотоподобной скульптуры). Центральный неф, идущий вдоль оси михраба, отличается от остальной части мечети рядом архитектурных украшений. Арки, которые проходят вдоль него, имеют разную форму, включая как подковообразные арки, так и многолепестковые арки. Вместо деревянных простых потолков, большинства секций, покрытых серией из мукарна, каждый из немного отличается от другого, а также двумя «ребристыми» купольными куполами (похожими на купола Великая мечеть Кордовы и мечеть Кристо де ла Луз в Толедо ), относящиеся к периодам Альморавидов и Алауитов. Многие из композиций мукарна часто украшены замысловатыми рельефами с арабесками и арабскими надписями как куфическим, так и курсивными буквами. Кроме того, в нефе висят несколько искусно вырезанных бронзовых люстр, подаренных мечети в эпоху Альмохадов и Маринидов; по крайней мере три из них были сделаны из колоколов (вероятно, церковных), принесенных с побед в Испании.

Справа от михраба находится минбар (кафедра) мечети, которая также может храниться здесь в маленькой комнате за дверью в стене киблы. Минбар, скорее всего, имеет то же происхождение, что и знаменитый минбар Альморавидов мечети Кутубия, изготовленный мастерской в ​​Кордове вскоре после последнего и установленный в мечети Каравийин в 1144 г. ( в конце работ Альморавидов над мечетью). Это еще одно исключительное произведение маркетри и резьбы по дереву, украшенное геометрическими композициями, инкрустированными материалами и арабесками рельефами.

Помимо украшений центрального нефа, остальная часть мечети архитектурно довольно спокойна. однородная, но есть небольшие неровности в плане этажа. Например, арки в западной половине молитвенного зала короче, чем в восточной половине, а некоторые из поперечных проходов немного шире других. Эти аномалии полностью не объяснены, но, похоже, они присутствовали с первых веков существования мечети; они могут быть связаны с ранними реконструкциями или изменениями, не зарегистрированными в исторических хрониках.

Внутренний двор

Внутренний двор (сан ) мечети Каравийин, включая центральный фонтан и Саадиан -эра павильоны на обоих концах

Внутренний двор (сан ) прямоугольный, окруженный с трех сторон молитвенным залом и галереей с севера. Пол выложен типичной марокканской мозаичной плиткой (zellij ), а в центре находится фонтан. С внешней стороны мечети во внутренний двор можно попасть через главные северные ворота, называемые Баб аль-Вард, вестибюль которых покрыт белым куполом эпохи Маринидов, который рифленый снаружи и покрыт росписью и резьбой. лепнина внутри. Напротив этих ворот, расположенный на оси михраба, находится центральный вход во внутренний молитвенный зал, охраняемый резной и расписной деревянной ширмой, называемой аназа, которая также выступала в качестве символического «открытого» или «лета» михраб для молитв, происходящих во дворе. (Эти детали видны посетителям, стоящим за воротами.) И этот вход в молитвенный зал, и внешние ворота напротив него имеют фасады, украшенные резной и расписной штукатуркой.

На западном и восточном концах во дворе стоят два богато украшенных Саадианских павильона, каждый из которых укрывает другой фонтан. Павильоны имеют пирамидальные купола и имитируют павильоны в Двор львов в Альгамбре (Испания ). Они украшены резьбой по дереву и лепниной, стенами, выложенными мозаикой, и мраморными колоннами. За этими павильонами находятся пристройки главного молельного зала, разделенного рядами арок на четыре нефа. Галерея и арочный зал на северо-восточной стороне двора - это место для молитв, предназначенное для женщин.

Минарет

Минарет, вид с юга.

Минарет был построен в 10 веке. Омейядским халифом Кордовы и выходит на внутренний двор с запада. Он был построен из местного известняка относительно низкого качества и был побелен Маринидами в 13 веке, чтобы защитить его от порчи. Он имеет квадратную шахту и увенчан куполом, а также парапетом, с которого муэдзин исторически издавал призыв к молитве (азан). Высота всей конструкции составляет 26,75 метра. Любопытной особенностью минарета является уникальное для этого сооружения нижнее окно на его южном фасаде, имеющее форму «тройной» подковообразной арки, вытянутой вертикально. На южной стороне минарета, прямо над галереей внутреннего двора, находится комната, известная как Дар аль-Муваккит, предназначенная для точного определения времени молитвы.

погребальная пристройка (Джама аль-Гнаиз)

Множество пристроек к мечети выполняют различные функции. Северо-западный край здания занят уборными. За южной стеной киблы, к западу от оси михраб, находится область, известная как Джама аль-Гнаиз («Похоронная мечеть», или иногда переводимая как «Мечеть мертвых»), которая служила отдельным зарезервированным молельни. для погребальных обрядов. Этот тип сооружений не был особенно распространен в исламском мире, но есть несколько примеров в Фесе, в том числе в мечетях Храблиин и Баб-Гисса. Ее держали отдельно от главной мечети, чтобы сохранить чистоту последней, как обычного молитвенного помещения, которое в принципе могло быть испорчено присутствием мертвого тела. Это молельня восходит к периоду Альморавидов и также имеет такие украшения, как купол из мукарнаса и несколько декоративных арок различной формы.

Библиотека

Вид на современный читальный зал (قاعة المطالعة) Библиотека Каравийин.

Также за южной стеной мечети, но к востоку от оси михраб, находится историческая библиотека мечети и университета. Иногда ее называют старейшей библиотекой в ​​мире, открытой по сей день. (Хотя библиотека монастыря Святой Екатерины в Египте также считается более старой.) Первая специально построенная библиотечная структура была добавлена ​​к мечети султаном Маринидов Абу Инаном Фарисом в 1349 г. н.э., хотя он был расположен в северо-восточном углу мечети, а не на юге. Это первое строение существует и сегодня, оно встроено в женскую часть мечети и представляет собой квадратную камеру размером 5,4 метра на каждую сторону. Вход в нее закрыт деревянной ширмой периода Маринидов с надписью, вырезанной курсивом на арабском языке над дверным проемом, с записью основания библиотеки Абу Инаном.

Нынешнее здание библиотеки частично восходит к саадийскому сооружению Ахмада. аль-Мансур (конец 16 века), который построил камеру под названием аль-Ахмадия сразу за стеной киблы. Однако большая часть здания в настоящее время восходит к основному расширению 20-го века по заказу короля Мухаммеда V, которое началось в 1940 году. Это расширение включало нынешний большой читальный зал, длина которого составляет 23 метра с богато украшенным залом. -крашенный деревянный потолок, а также добавлен вход за пределами мечети, что сделало его доступным для немусульман. Это новое расширение библиотеки было начато в 1949 году. Библиотечный комплекс подвергся еще одной серьезной реставрации в последние годы под руководством Азизы Чауни и должен был открыться в 2016 или 2017 году.

Статус старейшего университета в мире

Некоторые источники, в первую очередь ЮНЕСКО, считают Каравийин «старейшим университетом в мире». Для сравнения: ЮНЕСКО описывает Болонский университет (основанный в 1088 году и обычно признанный старейшим средневековым европейским университетом ) как «старейший университет западного мира ". (Недавнее присвоение Италией исторической Болоньи статуса ЮНЕСКО Всемирного наследия, тем не менее, указывает на то, что ее университет является старейшим в мире.) Различные историки и ученые также называют Каравийин старейшим в мире существующий университет. Заявление также опубликовано Книгой рекордов Гиннеса под заголовком «Старейшее высшее учебное заведение, старейший университет», где каравийин описывается как «старейшее существующее и постоянно действующее учебное заведение в мире». а Болонский университет описывается как «самый старый в Европе». Аналогичным образом Британская энциклопедия датирует основание Университета Каравийин основанием мечети в 859 году и обычно считает, что «университеты» существовали за пределами Европы до появления европейской университетской модели. В других источниках также упоминается исторический или досовременный Каравийин как «университет» или «исламский университет».

Многие ученые, однако, рассматривают термин «университет» (от Latin Universitas) применимо только к учебным заведениям, которые первоначально сформировались в средневековой христианской Европе, утверждая, что первые университеты были расположены в Западной Европе вместе с университетами Париж и Болонья часто упоминаются как самые ранние примеры. Таким образом, широко утверждается, что современная модель западного университета происходит от этой европейской традиции, даже если в других частях мира существовали другие модели высшего образования. Соответственно, некоторые ученые считают, что Аль-Каравийин действовал в основном как исламское медресе (арабский : مدرسة) до окончания Второй мировой войны. Жак Верже говорит, что, хотя термин «университет» иногда применяется учеными к медресе и другим досовременным высшим учебным заведениям из соображений удобства, европейский университет означал серьезный разрыв между более ранними высшими учебными заведениями и был самым ранним истинно современным университетом. Многие ученые также считают, что университет был принят только за пределами Запада, в том числе в исламский мир, в ходе программ модернизации или в рамках европейских колониальные режимы с начала 19 века. Организация в досовременном Аль-Каравийине отличалась как от организации европейских университетов, так и от других мусульманских учреждений в Аль-АзхарКаире ) и Аль-ЗайтунаТунисе ) в том, что не было определенного учебного года, регистрация не была обязательной, продолжительность обучения не была фиксированной, и не было экзаменов для ратификации исследований. (Хотя ожидалось, что студенты будут посещать курсы в течение как минимум пяти лет и получат сертификат, называемый иджаза, если будет доказано, что они достигли высокого уровня знаний.) Эти ученые поэтому датируют преобразование аль-Карауийина в университет до его современной реорганизации в 1963 году. В результате этих реформ, два года спустя Аль-Карауийин был официально переименован в «Университет Аль-Карауийн».

Среди противоположных взглядов Яхья Паллавичини утверждает, что университетская модель не распространился в Европе до 12-го века и что он был обнаружен во всем мусульманском мире с момента основания аль-Карауийина в 9-м веке до, по крайней мере, европейского колониализма. Как упоминалось выше, Британская энциклопедия утверждает, что университеты существовали в некоторых частях Азии и Африки до основания первых средневековых европейских университетов, но не предполагает, что последние произошли от исламских университетов. Некоторые ученые, отмечая определенные параллели между такими медресе и европейскими средневековыми университетами, предположили, что последний, возможно, находился под влиянием медресе мусульманского мира, в частности, исламского Испания и Сицилийский эмират. Другие ученые поставили это под сомнение, сославшись на отсутствие доказательств фактической передачи из исламского мира в христианскую Европу и подчеркнув различия в структуре, методологии, процедурах, учебных программах и правовом статусе «исламского колледжа» (медресе) по сравнению с европейским

Самая ранняя дата формального обучения в Аль-Каравийине также неизвестна. Наиболее важные исторические тексты, такие как Руд аль-Киртас и Захрат аль-Ас, не содержат каких-либо четких подробностей об истории преподавания в мечети. В «Руд аль-Киртас» Ибн Аби Зар упоминается мечеть, но не ее образовательная функция. Аль-Джазнаи, автор «Захрат аль-Ас» XIV века, упоминает, что учение происходило здесь задолго до его времени, но без каких-либо других подробностей. В противном случае, самые ранние упоминания halaqat (кружки) для изучения и преподавания, возможно, относятся только к 10-му или 12-му веку. Марокканский историк Мохаммед аль-Мануни считает, что именно во время правления Альморавидов (1040–1147) мечеть приобрела свою функцию учебного заведения. Французский историк Эварист Леви-Провансал относит начало медресе и учение к более позднему периоду Маринидов (1244–1465). Другой марокканский историк, Абдельхади Тази, указал на самые ранние свидетельства преподавания в аль-Каравийине в 1121 году. Изучив свидетельства в работе Абдельхади Тази, Абдул Латиф Тибави утверждает, что:

Это значительно позже начала обучения в аль-Азхар при Фатимидах. Так что очень трудно подтвердить заявление о том, что Университет Каравийин является «старейшим университетом», и не только в мусульманском мире! Школа или колледж мечети не принимали название университета до 1960 года, когда на церемонии Мухаммад V присвоил ему это достойное звание.
Известные выпускники

Ряд выпускников известные философы, ученые и политики в истории Марокко и Запада либо учились, либо преподавали в Qarawiyyin с момента его основания. Здесь перечислены наиболее известные личности.

Список выпускников:

См. Также
  • flag Марокко портал
Ссылки и примечания
Дополнительная литература
  • Тази, Абдельхади. جامع القرويين [Мечеть Аль-Каравийин] (на арабском языке).
  • Террас, Анри (1968). La Mosquée al-Qaraouiyin à Fès; avec une étude de Gaston Deverdun sur les исторических надписей de la mosquée. Париж: Librairie C. Klincksieck. (На французском языке; в основном об архитектуре)
  • Le Tourneau, Roger (1949). Fès avant le Proteorat: étude économique et sociale d'une ville de l'occident musulman. Касабланка: Société Marocaine de Librairie et d'Edition. (На французском языке; содержит подробное обсуждение деятельности учреждения до французского колониального периода; в частности, см. Стр. 453 и после)
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Аль- Qarawiyyin.

Координаты : 34 ° 3 ′ 52 ″ с.ш., 4 ° 58'24 ″ з.д. / 34,06444 ° с.ш., 4,97333 ° Вт / 34,06444; -4.97333

Последняя правка сделана 2021-06-20 14:12:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте