Черный май (1943)

редактировать

Черный май
Участник Битвы за Атлантику
Королевский флот во время Второй мировой войны A4570.jpg . Глубинные бомбы взрываются с эсминца HMS Vanoc во время Атлантического конвоя в мае 1943 г.
Дата29 апреля - 24 мая 1943 г.
МестоположениеАтлантический океан
РезультатРешающая победа союзников
Воюющие
Соединенное Королевство Германия
Командиры и лидеры
Макс Хортон. Джон Слессор Карл Дёниц
Сила
Королевский флот. Торговый флот 240 подводных лодок
Потери и потери
58 кораблей потоплено43 подводных лодки уничтожены. 37 повреждены подводные лодки

Черный май относится к периоду (май 1943 г.) в битве при атлантическая кампания во время Второй мировой войны, когда немецкая подводная лодка (U-Bootwaffe) понесла высокие потери и было потоплено меньше союзных кораблей; это считается поворотным моментом в битве за Атлантику.

U-995 Тип VIIC на мемориале ВМФ Германии в Лабое
Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1,1 март
    • 1,2 апреля
    • 1,3 мая
  • 2 " Black May "
  • 3 Успех союзников
    • 3.1 Тактические и технические разработки
    • 3.2 Авиация
    • 3.3 Числа
  • 4 Ответ Германии
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
Общие сведения

После февральских боев вокруг конвоев SC 118, ON 166 и UC 1 Черный май стал кульминацией мартовско-майского кризиса 1943 г. Битва за Атлантику.

март

В марте наступление подводных лодок достигло своего пика, с серией крупных сражений с конвоями, сначала вокруг конвоев HX 228, SC 121 и UGS 6 ; затем последовала битва за HX 229 / SC 122, крупнейшее сражение конвоев войны.

Потери союзников за март составили 120 судов водоизмещением 693 000 длинных тонн (704 000 т ), из которых 82 (476 000 длинных тонн (484 000 т)) были потеряны в Атлантический. Немецкая группа подводных лодок (U-Bootwaffe) (UBW) потеряла за это время 12 подводных лодок.

A В докладе Королевского флота позже был сделан вывод: «Немцы никогда не подходили так близко к нарушению связи между Новым Светом и Старым, как в первые двадцать дней марта 1943 года».

апрель

В апреле наступила некоторая передышка, поскольку в апреле UBW не смог сохранить такое большое присутствие в Атлантике. Многие из лодок, активно участвовавших в марше, были сняты для пополнения; тем не менее, лодки, которые еще работали в течение месяца, оставались активными. Особым шоком в конце апреля стало нападение U-515 на конвой TS 37, в результате которого четыре танкера были потеряны за три минуты, а еще три за следующие шесть. часов.

Потери союзников в апреле составили 64 корабля общим объемом 345 000 длинных тонн (351 000 т); 39 кораблей (235 000 длинных тонн (239 000 т)) были потеряны в Атлантике. UBW потеряла 15 лодок по всем причинам.

Однако в следующем месяце стратегическое и тактическое преимущество перешло к союзникам, где оно оставалось до конца кампании.

Май

Май открылся битвой за ONS 5, упорным столкновением, в котором обе стороны понесли тяжелые потери; 13 кораблей были потеряны из-за потери шести подводных лодок. Но тактические усовершенствования эскортов начали действовать; Следующие три атакованных конвоя потеряли семь кораблей и семь подводных лодок. Наконец, конвой SC 130 видел, как пять подводных лодок затонули (сын адмирала Дёница Петер был среди погибших на борту U-954 ) без потерь для конвоя.

Потрясен. этим адмирал Дёниц приказал отступить из Атлантики, чтобы отыграться; подводные лодки не смогли вернуться в бой в значительном количестве до осени и так и не вернули себе преимущество.

Общие потери союзников в мае составили 58 судов водоизмещением 299 000 длинных тонн (304 000 тонн), из которых 34 корабля (134 000 длинных тонн (136 000 тонн)) были потеряны в Атлантике.

«Черный май»

В мае 1943 года численность подводных лодок достигла своего пика: 240 действующих подводных лодок, из которых 118 находились в море, тем не менее, количество кораблей союзников продолжало снижаться.. В мае 1943 года также были понесены самые большие потери подводных лодок до того времени: в мае 1943 года была уничтожена 41 лодка, что составляет 25% от общего числа действующих подводных лодок.

24 мая 1943 года Карл Дёниц. - потрясенный поражением подводных лодок - приказал временно прекратить кампанию подводных лодок; большинство из них были выведены из эксплуатации.

В мае потери союзников сократились вместе с катастрофическим ростом потерь подводных лодок; 18 лодок было потеряно в боях конвоев в Атлантике за месяц, 14 - от воздушных патрулей; шесть из них в Бискайском заливе. С потерями на других театрах военных действий, авариями или другими причинами, общие потери подводных лодок в мае составили 43 лодки.

Причина потериПотерянный номер
Корабль12
Воздушное судно берегового базирования14
Воздушное судно морского базирования2
Корабль + Самолет берегового базирования4
Корабль + Самолет морского базирования1
Подводная лодка1
Столкновение2
Другие причины1
Отсутствие3
Бомбардировка3. (поднята и повторно введена в эксплуатацию)
Всего Потерянные43

Это был худший месяц с точки зрения потерь, понесенных UBW в войне, почти в 3 раза больше, чем в предыдущем худшем месяце, и большего количества лодок, чем было потеряно за весь 1941 год. опытные экипажи, особенно младшие офицеры, которые представляли следующее поколение командиров. Черный май сигнализировал о спаде, от которого UBW так и не оправился; Несмотря на различные усилия в течение следующих двух лет, подводные лодки так и не смогли восстановить угрозу для союзного судоходства, которую они представляли.

Успех союзников

Это изменение стало результатом сочетания огромного количества союзных кораблей в море, авиации союзников на море и технологических достижений в противолодочной войне. Они были введены в течение периода; они были осуществлены в мае и дали разрушительные результаты.

Тактические и технические разработки

Первым и наиболее важным фактором успеха союзников было то, что эскорт стал лучше; эскортные группы становились более опытными, а научный анализ давал более эффективную тактику. Стало использоваться новое оружие, такое как Hedgehog и FIDO, и новая тактика, такая как ползучая атака, впервые разработанная Capt. " Джонни "Уокер " оказался невероятно эффективным. Были организованы группы поддержки, которые размещались в море для усиления атакующих конвоев и чтобы иметь возможность преследовать подводные лодки до разрушения, а не просто отгонять их. Преимущество Ultra, наоборот, стало менее значительным на данном этапе кампании. Раньше его ценность заключалась в том, чтобы позволить переправить конвои в сторону от неприятностей; Теперь, когда эскорт мог успешно отражать или уничтожать нападавших, для этого не было особых причин. Хотя Адмиралтейство отказывалось от использования конвоев в качестве приманки, из-за морального духа Торгового флота не было никакого преимущества в предотвращении атак подводных лодок.

Авиация

Над колоннами, использование самолетов «очень большой дальности», таких как Liberator, и использование дополнительных авианосцев для закрытие воздушной прослойки имело большой эффект как при отражении атак, так и при уничтожении подводных лодок. Возобновление воздушного патрулирования над Бискайским заливом дальнобойными истребителями Beaufighter и Mosquitoes для нападения на лодки по мере их приближения и отхода от базы также начало действовать на этом этапе. конфликта. Оперативный анализ также использовался для повышения эффективности как методов атаки, так и используемого оружия.

Числа

Числа были фактором успеха союзников, хотя эффект был больше, чем просто цифры; В 1943 году и UBW, и союзники имели в рабочем состоянии намного больше судов, чем в начале войны.

Атлантическая кампания была тоннажной войной ; UBW нужно было топить корабли быстрее, чем их можно было заменить, чтобы победить, и нужно было построить больше подводных лодок, чем было потеряно, чтобы не проиграть. До мая 1943 года UBW не выигрывал; даже в худшие месяцы большинство конвоев прибыло без нападения, в то время как даже в те, которые подверглись нападению, большинство судов прошло. В HX 229 / SC 122, например, почти 80% кораблей прибыли благополучно. В начале кампании UBW нужно было погружать 700 000 длинных тонн (710 000 тонн) в месяц, чтобы выиграть; это было редко. Как только в игру вступили огромные судостроительные мощности США, эта цель подскочила до 1300000 длинных тонн (1300000 тонн) в месяц. Однако потери подводных лодок также были управляемыми; Немецкие верфи производили 20 подводных лодок в месяц, в то время как убытки за большинство месяцев до Черного мая были меньше половины этого показателя. Что изменилось в мае, так это то, что UBW начал проигрывать; потеря 43 подводных лодок (25% боевой численности UBW) была серьезным ударом, и потери, опережающие производство, стали обычным явлением, продолжаясь до конца войны.

Ответ Германии

Немцы пытались повернуть кампанию в Атлантике в свою пользу, вводя тактические и технологические изменения. Первое тактическое изменение означало, что подводные лодки начали операции в новых водах, таких как Индийский океан, в надежде, что их цели будут менее защищены. Хотя подводные лодки нашли меньше эскортных кораблей, затопить было меньше торговых судов. Далекие подводные лодки назывались Monsun Gruppe.

Другим тактическим изменением было попытаться противостоять воздушной мощи союзников, сражаясь на поверхности, а не с пикирования. Когда U-333 подверглась атаке с самолета в марте 1943 года, она не пикировала, а осталась на поверхности и сбила атакующий самолет. Была надежда, что этот успех может быть повторен, если подводные лодки будут иметь лучшую противовоздушную оборону.

Чтобы облегчить это, несколько подводных лодок были переоборудованы в подводные лодки зенитной артиллерии (такие как U-441 ), но безуспешно. Сначала зенитные подводные лодки шокировали союзников, но вскоре они приветствовали попытки подводных лодок продлить свое пребывание на поверхности. Дополнительная защита от самолетов компенсировалась тем, что подводной лодке приходилось дольше оставаться на поверхности, что увеличивало шанс пробить прочный корпус подводной лодки. Эффективность артиллеристов была ограничена отсутствием защиты от обстрелов самолетов, и пилоты союзников часто вызывали надводные подкрепления для борьбы с зенитными подводными лодками. Кроме того, дополнительные зенитные орудия вызывали сопротивление при погружении подводной лодки. Инцидент с U-333 оказался скорее исключением, чем правилом, и через шесть месяцев зенитный эксперимент был прекращен; Лучшая защита подводных лодок от самолетов - это нырнуть в случае нападения.

Новые технологии также были опробованы как способ вернуть себе верх. В середине 1943 года на подводных лодках были внедрены две новые технологии: радарное сигнальное устройство Wanze и торпеды T5 Zaunkönig. Предупреждающее устройство Wanze было разработано для заблаговременного предупреждения подводных лодок о самолетах путем обнаружения приходящих радиолокационных волн, чтобы подводные лодки могли нырнуть до того, как самолет начнет свой атакующий рейс. Торпеды T5 Zaunkönig предназначались для зигзагообразного движения в надежде, что у них будет больше шансов найти цель в составе конвоя. Союзники, в свою очередь, представили ловушку для создания шума Foxer в попытке уничтожить акустическое устройство самонаведения торпеды Т5. В ответ немцы разработали торпеду Т11, которая была разработана, чтобы игнорировать ложные цели, создающие шум, но война закончилась до того, как она была развернута.

Первые подводные лодки, оснащенные трубками (нем. Schnorchel), были введены в эксплуатацию в августе 1943 года. Шноркель по сути представлял собой раздвижную трубу, которая позволяла подводным лодкам подниматься в воздух без всплытия., позволяя дизельным двигателям подводной лодки работать под водой в течение более длительных периодов времени. Однако трубка страдала техническими проблемами и не нашла широкого применения до середины 1944 года. Радар союзников также стал достаточно точным, чтобы уловить даже небольшую цель шноркеля.

UBW также разработало принципиально новую подводную лодку, Elektroboot (лодки Type XXI и Type XXIII ). Elektroboote вообще не нужно было всплывать во время боевых действий, однако первые Elektroboote были введены в эксплуатацию слишком поздно, чтобы увидеть бой на войне.

Ни одна из новых тактик или технологий не могла переломить ход войны для подводных лодок, и тяжелые потери подводных лодок продолжались. После мая 1943 года скорость потери подводных лодок была больше, чем скорость ввода в эксплуатацию новых подводных лодок, и количество действующих подводных лодок медленно уменьшалось.

Примечания
Ссылки
  • Миллер, Дэвид. Подводные лодки: иллюстрированная история рейдеров глубин. Вашингтон: Brassey's Inc, 2000.
  • Нейстл, Аксель: потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны (1998). ISBN 1-85367-352-8
  • Роскилл, Стивен : Война на море 1939–1945 Том II (1956). ISBN (нет)
  • Стерн, Роберт С. Подводные лодки в действии. Squadron / Signal pub., 1977.
  • ван дер Ват, Дэн: Атлантическая кампания (1988) ISBN 0-340-37751-8
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:13:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте