Конвой ONS 5

редактировать

Конвой ONS 5
Часть Второй мировой войны
Дата29 апреля -6 мая 1943 г.
МестоположениеСеверная Атлантика
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Нацистская Германия Naval Ensign of the United Kingdom.svg Соединенное Королевство. Энсин ВВС Канады (1941-1968).svg Канада
Командиры и лидеры
Адмирал Карл Дёниц Связь конвоя: JK Brook RNR. Эскорт B7: Командир Питер Греттон
Сила
Подводные лодки Star 16. Подводные лодки Finke 2742 корабля. 7 эскортов
Потери и потери
7 подводных лодок потоплены. 7 подводных лодок повреждены13 судов потоплены (63,000 валовой регистр тонн (брутто))

ONS 5 был 5-м из пронумерованных ONS серий S low trade конвоев O, идущих из От Британских островов до с. североамериканского континента. Североатлантическое сражение вокруг него в мае 1943 года считается поворотным моментом битвы за Атлантику во Второй мировой войне. Битва нарастала и продолжалась в течение недели, в ней участвовали более 50 кораблей союзников и их эскорт, а также более 30 подводных лодок. Обе стороны понесли тяжелые потери. Однако это был почти последний конвой союзников, который сделал это, а потери, нанесенные атакующим подводным лодкам и группам подводных лодок, стали главной особенностью кампании; Таким образом, он рассматривается как момент, когда тактическое и стратегическое преимущество перешло к союзникам, и положил начало периоду, известному в Кригсмарине нацистской Германии как Черный май.

Содержание
  • 1 Общие сведения
  • 2 Участвующие корабли
  • 3 Действие
    • 3,1 24 апреля
    • 3,2 25–27 апреля
    • 3,3 Битва 28–29 апреля
    • 3,4 30 апреля
    • 3.5 Перегруппировка 1–3 мая
    • 3,6 4 мая
    • 3,7 5 мая
    • 3,8 Ночь 5–6 мая
  • 4 Заключение
  • 5 Потери
    • 5.1 Потери кораблей союзников
    • 5,2 U - потерянные лодки
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

ONS 5 состояло из 43 судов, направлявшихся из Ливерпуля на Галифакс. Суда либо были в балласте, либо везли торговые и экспортные товары. Конвой отправился из Ливерпуля 21 апреля 1943 года и прибыл в Галифакс через три недели, 12 мая. Он находился под командованием JK Brook RNR, как Convoy Commodore, путешествовал на норвежском грузовом судне Rena. Эскорт обеспечивал Срединно-океанический эскортный отряд группа B7, 7 боевых кораблей под командованием капитана Питера Греттона на эсминце Дункан. Также в составе группы были эсминец Vidette, фрегат Tay и корветы Sunflower, Snowflake, Loosestrife и Pink. В состав группы также входили 2 траулера, Northern Gem и Northern Spray, в качестве спасательных судов, и нефтяной флот British Lady для дозаправки топлива в середине океана. К конвою присоединились другие эскортные суда по ходу боя.

ONS 5 был всего лишь одним из конвоев союзников в море в конце апреля; также на западных подходах были ON 180, только что уходящие, и HX 234, только что прибывающие. К Америкам приближались ONS 4 и ON 179; вылетел SC 128, в то время как в середине Атлантики, из-за прохода ONS 5 к востоку от Гренландии, был SC 127. Два других конвоя, направлявшихся на восток, HX 235 и HX 236, также находились в центре Атлантики, следуя южным маршрутом. В то время в Северной Атлантике находилось более 350 кораблей.

Против них атаковали 58 подводных лодок в 3 патрульных линиях; Шпехт (Дятел) с 17 лодками к югу от Гренландии на западной стороне воздушного зазора ; Meise (Bluetit) с 30 лодками к востоку от Гренландии, покрывающими северный маршрут, и Amsel (Blackbird) с 11 лодками, к югу от Meise, покрывающими южный маршрут.

Meise была развернута, чтобы поймать SC 127, который был идентифицирован B-Dienst, но 26 апреля SC 127 проскользнул через брешь в линии и скрылся незамеченным. Осознавая, что произошло 27 апреля, и зная, что медленный конвой, идущий на запад, неизбежен, Мейсе изменили конфигурацию; самые восточные лодки (всего 16) образовали патрульную линию «Стар» (Starling), чтобы ее перехватить. В 8 часов утра 28 апреля U-650 заметила ONS 5, и группа Star быстро собралась для атаки.

Задействованные корабли

ONS 5 состояли из 42 судов и 16 эскортных судов (хотя не все присутствовали одновременно); В ходе 7-дневного боя было потеряно 13 кораблей.

«Волчьи стаи» и «Финке» состояли из 43 подводных лодок (хотя, опять же, не все были на связи); 6 из них были потеряны.

Действие

Торговые суда, отходившие из Ливерпуля 21 апреля 1943 года, были встречены группой сопровождения B7 в 14:00 22-го; и конвой сформировался при сильном ветре и сильном море. В 22:00 польскому грузовому судну Modlin пришлось повернуть назад из-за неисправности двигателя. Удержание оставшихся кораблей на местах становилось все труднее, поскольку погода ухудшилась 23-го числа.

24 апреля

24 апреля 1655 года, при умеренном шторме, Flying Fortress C из 206-й эскадрильи RAF из Бенбекула сбросил шесть глубинных бомб на водолазную подводную лодку. Крепость D нашла U-710 на поверхности менее чем через час и затопила ее глубинными бомбами, когда подводная лодка пыталась дать отпор, а не погрузиться в воду. U-710 была всего в 10 милях (16 км) от конвоя, хотя, вероятно, не подозревала о ее близости.

25–27 апреля

Грузовые суда Борнхольм и Беркель столкнулись вечером 25-го числа. из-за умеренного шторма с запада на северо-запад скорость конвоя снизилась до двух или трех узлов. Борнхольм начал набирать воду и 26-го покинул конвой, пытаясь достичь Исландии. Видетт присоединилась к конвою с тремя торговыми судами из Исландии 26-го числа, в то время как спасательный траулер Northern Spray стоял у отставшего грузового судна Penhale, пока отставший не был отправлен в Рейкьявик, чтобы траулер мог вернуться в состав конвоя. В полдень 26-го числа BdU изменили шифр машины Enigma, который использовался для передачи команд подводным лодкам. Разведывательные службы союзников не могли расшифровать трафик сообщений до полудня 5 мая. Погода была достаточно умеренной, чтобы Дункан, Видетт и Лузстрайф могли дозаправиться 27-го числа у эскорт-масленки British Lady, а спасательный буксир из Исландии спас Борнхольм в тот вечер.

Битва 28–29 апреля

28 числа ONS 5 прибыл в район Звездного патруля и был замечен в 09:00 U-650. U-650 удерживал контакт, несмотря на то, что был вынужден трижды пикировать, чтобы избежать сближения с самолетами в 10.14, 1150 и 1518. К ночи к U-650 присоединились U-375, U-386, U-528 и U-537. Сообщения о контактах подводных лодок предупредили командира Греттона о присутствии подводных лодок на носу, корме, четверти и корме конвоя. Дункан и Тай предприняли безуспешную атаку глубинными бомбами после того, как заметили подводную лодку на носу левого борта в 18:30.

Греттон организовал энергичную оборону, когда подводные лодки атаковали после наступления темноты. В 2000 году «Санфлауэр» обнаружила контакт радаром на расстоянии 3 800 ярдов (3,5 км); и после закрытия потерял радиолокационный контакт, получил сомнительный контакт ASDIC и сбросил две глубинные бомбы. В 22:45 Дункан обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 3500 ярдов (3,2 км); и при закрытии потерял радиолокационный контакт, получил контакт ASDIC на 1500 ярдов (1,4 км), потерял контакт на 1100 ярдах (1,0 км) и сбросил одну глубинную бомбу. Вернувшись на станцию, Дункан обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 2300 ярдов (2,1 км); и, приблизившись, заметил подводную лодку, которая нырнула на 1100 ярдов (1,0 км) и появилась на ASDIC на 500 ярдах (460 м). Дункан сбросил десять глубинных бомб; и, поворачиваясь для следующей атаки, получил еще один радиолокационный контакт. Радиолокационный контакт исчез на расстоянии 3 000 ярдов (2,7 км). Дункан не установил контакта с ASDIC, но сбросил одну глубинную бомбу в предполагаемую позицию ныряния, прежде чем установить еще один радиолокационный контакт на расстоянии 4000 ярдов (3,7 км). Когда Дункан закрылся, подводная лодка нырнула на дальность до 1500 ярдов (1,4 км). Дункан установил хороший контакт с ASDIC и сбросил десять глубинных бомб на видимый след. Еще две глубинные бомбы были сброшены, когда слабый контакт ASDIC был восстановлен в 00:45. В 01:32 "Снежинка" приблизилась к контакту гидрофона, и U-532 была обнаружена визуально и на радаре на расстоянии 1300 ярдов (1,2 км). У-532 выпустила шесть торпед. Ближайший промахнулся со Снежинкой примерно на 20 ярдов (18 м). После того, как U-532 нырнул, Снежинка сбросила три глубинных бомбы при первоначальном контакте с ASDIC и десять глубинных бомб, когда контакт был восстановлен на 2000 ярдов (1,8 км). Снежинка восстановила контакт с ASDIC на расстоянии 1400 ярдов (1,3 км) и сбросила еще десять глубинных бомб. Вскоре Тэй сбросил глубинные бомбы на хороший контакт ASDIC за кормой конвоя. U-532 вернулась на базу для устранения повреждений глубинной бомбы. U-386 и U-528 также были повреждены в результате этих атак и были вынуждены вернуться на базу. U-386 благополучно прибыла в Сен-Назер 11 мая, но U-528 была атакована в Бискайском заливе и в тот же день была потоплена самолетом.

U-258 и U-650 поддерживали связь всю ночь, а U-258 была затоплена впереди на рассвете 29-го числа. Когда конвой прошел над головой в 05:30, U-258 поднялась на перископическую глубину и выпустила две торпеды по Маккиспорту. После того, как одна торпеда попала в McKeesport по правому борту, «Северный камень» обнаружил U-258 и сбросил три глубинных бомбы. Снежинка сбросила одну глубинную бомбу на сомнительный контакт с SONAR в 0605 и еще две глубинные бомбы в 06:15 после того, как контакт был восстановлен на расстоянии 1200 ярдов (1,1 км). McKeesport был оставлен и потоплен эскортом, чтобы предотвратить обнаружение секретных документов немецкими границами. Northern Gem спас всех, кроме одного члена экипажа. U-258 также была повреждена и была вынуждена вернуться на базу. Адмиралтейство организовало для УНС 5 подкрепление в ответ на этот бой. HMS Oribi был отделен от SC127, а эсминцы Penn, Panther, Impulsive и Offa из 3-й группы поддержки под командованием капитана Дж. М. Маккоя, RN, вышли из Ньюфаундленда. Погода стремительно ухудшалась, и к вечеру 29-го числа конвой шел в сильный шторм. Около 1700 г. Подсолнечника ударила волна, которая залила воронье гнездо водой. Ураган замедлил скорость Oribi до 11 узлов, но присоединился к конвою в 23:00, когда Тай атаковал подводную лодку за кормой. В 23:12 Дункан установил контакт с ASDIC на расстоянии 1100 ярдов (1,0 км); и Дункан, и Снежинка сбросили глубинные бомбы, чтобы отпугнуть подводные лодки.

30 апреля

ONS 5 обнаружило, что преодолевает скорость менее 3 узлов при шторме силой 10. Конвой начал рассыпаться, некоторые корабли остановились в 30 милях от конвоя, а конвои были заняты задержанием отставших. Oribi смог заправиться топливом из масленки конвоя, когда 30-го шторм ненадолго утих, прежде чем из-за погодных условий дозаправка снова стала невозможной, и у ряда эсминцев стало так мало топлива, что возникло сомнение в том, смогут ли они продолжить. В 2305 Снежинка установила радиолокационный контакт на расстоянии 3 300 ярдов (3,0 км) и сбросила одну глубинную бомбу после того, как подводная лодка нырнула при освещении звездным снарядом. Эскорт сбросил несколько случайных глубинных бомб до рассвета, и адмирал Дёниц отменил погоню вечером 1 мая.

Перегруппировка 1–3 мая

1 мая Дёниц приказал лодкам у Стар и Шпехт., с некоторыми новичками, чтобы сформировать новую линию патрулирования на запад. Это была группа Finke (Финч), действовавшая 3 мая в составе 27 лодок и получившая задание перехватить идущий на запад конвой SC128. Эсминцы 3-й группы поддержки присоединились к конвою в 01:00 2 мая, но ситуация с топливом на борту эсминцев становилась все более отчаянной, поскольку погода и частые корректировки курса во избежание айсбергов не позволяли дозаправиться топливом. В 14:00 3-го числа Греттон был вынужден доставить Дункана в Сент-Джонс на экономической скорости (8 узлов); и он прибыл туда, где осталось только 4 процента топлива. В отсутствие Греттона командование принял на себя лейтенант Р. Э. Шервуд из HMS Tay. Сонар, установленный на борту Тэя, отказал, когда Шервуд принял на себя командование группой сопровождения. Impulsive также отправились в Исландию в 19:00 3 мая, когда Northern Gem доставил выживших из Маккиспорта, а Пенн и Пантер отправились в Ньюфаундленд в 06:00 4 мая.

4 мая

К 4 мая погода снизился до Force 6, а ONS 5 теперь развивал до 6 узлов, хотя уменьшился до 30 кораблей и 7 эскортов. Остальные рассыпались и двигались независимо друг от друга, в том числе группа из четырех человек с Пинк, отставшая от основной части на 80 миль. 1-я группа поддержки вышла из Ньюфаундленда в полдень с фрегатами «Уир», «Джед», «Спей» и шлюпами «Пеликан» и «Сеннен», чтобы заменить Ориби и Оффа, запасы топлива которых станут критическими 5-го числа. Подводная лодка U-628 группы Finke, собранная, чтобы поймать конвой SC 128, заметила конвой ONS 5 в 2018 году. Две подводные лодки группы Finke были атакованы RCAF Cansos в отдельных инцидентах. Одна предполагаемая U-630 была потоплена; но теперь считается, что это была U-209, которая была повреждена в результате атаки Canso W и затонула позже при попытке вернуться на базу. Другой, U-438, был лишь слегка поврежден в результате атак Кансо Э.

В 22.20 Видетт обнаружил U-514 на радаре на расстоянии 3600 ярдов (3,3 км) и приблизился, пока U-514 не нырнул, когда расстояние упало. до 900 ярдов (820 м). Видетт наказал U-514 серией из 14 глубинных бомб, в результате чего U-514 выбыл из боя до 7 мая. Северная Британия находилась в 6 милях (9,7 км) от кормы конвоя и затонула в течение двух минут после торпедирования U-707 в 22:37. Видетт обнаружила U-662 на радаре на расстоянии 3 600 ярдов (3,3 км) и, приблизившись, заметила U-732 на 1000 ярдов (910 м). Боевая рубка все еще была видна с расстояния 80 ярдов (73 м); и набор из 14 глубинных бомб, сброшенных на глаз, вызвал повреждения, требующие возвращения U-732 на базу.

5 мая

U-264 и U-628 выпустили по пять торпед каждая вскоре после полуночи. Харбери был поражен в 0046; Харперли был поражен двумя торпедами в 0104; и Вест Максимус был поражен одной торпедой в 0103, другой - в 01.10 и третьей - в 01:35. Обе подводные лодки забрали три корабля; но современные историки приписывают первый грузовой самолет U-628, а два других - U-264. Одна из торпед прошла в пределах 125 ярдов (114 м) от Снежинки. В 0122 Снежинка начала закрывать радиолокационный контакт, освещенный звездными снарядами, выпущенными Ориби; и оба корабля сбросили глубинные бомбы. Стрельба подтолкнула U-264 к погружению, а глубинные бомбы вынудили U-270 вернуться на базу. U-358 торпедировал Бристоль-Сити в 02:25, а Вентворт - в 02:30. На рассвете Лорьян пропал из конвоя. Свидетели ее гибели не выжили в битве. Перед тем как потопить U-125, она отправила по радио отчет о потоплении парохода, идущего самостоятельно; и современные историки предполагают, что Лорьян оторвался от конвоя и был торпедирован U-125.

Northern Spray к 07:00 подобрал 143 выживших из Северной Британии, Харбери, Харперли и Вест-Максимуса и был откомандирован, чтобы забрать спасенных людей. в Ньюфаундленд. Loosestrife взял на себя роль спасательного корабля и подобрал выживших из Бристоль-Сити и Вентворта. В 1057 Ориби заметил надводную подводную лодку на расстоянии 7 миль (11 км). U-223, U-231, U-621 и U-634 нырнули при приближении Ориби. Oribi сбросила 14 глубинных бомб после того, как подводные лодки нырнули. U-638 торпедировала Долиус в 12.40. Подсолнечник установил контакт ASDIC на расстоянии 1200 ярдов (1,1 км) в течение нескольких минут и уничтожил U-638 с помощью десяти глубинных бомб, прежде чем спасти выживших от Долиуса. В тот день Тай, Ориби и Оффа заправились топливом у нефтяников конвоя. Примерно в 1950 году Селвистан, Гаринда и Бонд были поражены залпом из четырех торпед U-266 в течение нескольких минут. Селвистан и Бонд затонули в течение двух минут. Тай спас выживших с трех кораблей, в то время как Оффа совершил атаку глубинными бомбами, повредив U-266, который был потоплен самолетом 15 мая при попытке добраться до базы для ремонта.

В полдень Пинк командовал лейтенантом. Аткинсон установила твердый контакт с ASDIC в 2200 ярдах (2,0 км) впереди своего небольшого конвоя, двигавшегося отдельно. Пинк потратила 90 минут на пять глубинных атак и ежа атак. Пинк получил послевоенный кредит на уничтожение U-192; но позже анализ пришел к выводу, что жертва, U-358, вернулась на базу после повреждения. U-584 торпедировала Западный Макадет, в то время как Пинк атаковал U-358. Пинк спас выживших.

Ночь 5–6 мая

Когда 5 мая погрузилось в темноту, Тэй насчитал семь подводных лодок, появившихся на пути конвоя; но ONS 5 входил в туман, образовавшийся там, где теплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением у берегов Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда. Видимость упала до 1 мили (1,6 км) к 2202 году и до 100 ярдов (91 м) к 01:00. Британский сантиметровый радар позволял эскортам видеть, а подводные лодки - нет. Многие из задействованных подводных лодок так и не вернулись на базу для подачи отчетов; поэтому историкам все еще трудно сопоставить отдельные сообщения о десятках кораблей, которые кратко взаимодействовали не менее чем в 24 попытках атаки в ночь с 5 на 6 мая.

В 2309 Видетт установил радиолокационный контакт на расстоянии 5100 ярдов (4,7 км).), а второй появился при закрытии первого. Видетт сбросил комбинацию из десяти глубинных бомб на подводную лодку, погружающуюся на 700 ярдов (640 м) впереди, а затем двинулся дальше, чтобы сбросить комбинацию из пяти глубинных бомб на втором контакте, который стал виден на 900 ярдах (820 м). Историки предполагают, что первая атака уничтожила U-531.

В 00:30 Лузстрайф установил радиолокационный контакт на расстоянии 5200 ярдов (4,8 км). Подводная лодка отвернулась, когда расстояние достигло 500 ярдов (460 м), и выпустила две торпеды по Лузестрайфу из кормовых аппаратов во время пикирования. Loosestrife сбросил десять глубинных бомб, захватив водолазную подводную лодку. Сообщается, что пятно нефти и мусора, как полагают, образовалось в результате разрушения U-192.

В 0252 Ориби столкнулся с U-125, впервые замеченным на расстоянии 200 ярдов (180 м) во время исследования ASDIC контакт, но потерял контакт после столкновения. Преследуя контакт ASDIC, Снежинка обнаружила U-125 на радаре в 0354, заметила сильное повреждение боевой рубки прожектором на расстоянии 100 ярдов (91 м) и наблюдала, как экипаж взорвал тушеные заряды и покинул корабль. Сопровождение предпочло продолжить патрулирование конвоя, а не пытаться спасти команду подводной лодки, предположительно потопившей «Лорьян».

В 0406 Видетт установил контакт с ASDIC на 800 ярдов (730 м) и произвел нападение ежа, вызвавшее два взрыва. Историки предполагают, что в результате этой атаки была уничтожена U-630.

В 0443 Санфлауэр установил контакт с ASDIC на расстоянии 1,200 ярдов (1,1 км) и впоследствии заметил всплывшую подводную лодку. Подсолнечник протаранил U-533 и сбросил две глубинные бомбы, когда U-533 попыталась нырнуть. И Лузстрайф, и U-533 смогли устранить повреждения и остаться в море.

В 0552 Пеликан возглавлял 1-ю группу поддержки, чтобы усилить эскорт конвоя, когда он обнаружил радиолокационный контакт на 5 300 ярдах (4,8 км). «Пеликан» установил визуальный контакт на расстоянии 300 ярдов (270 м), сбросил десять глубинных бомб там, где ныряла подводная лодка, и сбросил вторую серию из девяти глубинных бомб после восстановления контакта. Историки предполагают, что в результате этих атак была уничтожена U-438.

Финке уже исчерпал себя и столкнулся с растущими потерями, если атака продолжилась. Осознав свою ошибку, Дёниц отменил штурм 6 мая и приказал Финке удалиться.

Заключение

В течение недели ONS 5 подвергалось нападению со стороны более 40 подводных лодок. При потере 13 кораблей общим весом 63000 тонн эскорт причинил потерю 6 подводных лодок и серьезный ущерб еще 7.

Эта битва продемонстрировала, что конвои конвоя овладели искусством охраны конвоев; Имеющиеся в их распоряжении оружие и опыт означали, что отныне они смогут не только защищать свои заряды и отражать атаку, но и наносить значительный урон атакующему.

ONS 5 ознаменовал поворотный момент в битве за Атлантику. После этого действия союзники нанесли серию поражений и тяжелых потерь U-boat Arm, период, известный как Черный май. Это привело к выводу Дёница своих войск с арены Северной Атлантики.

Официальный историк Стивен Роскилл прокомментировал: «Эта семидневная битва против тридцати подводных лодок отмечена только широтой и долготой и не имеет названия, под которым она будет вспомнил; но это было, по-своему, столь же решающим, как залив Киберон или Нил."

Потери

Корабли союзников потеряны

ДатаИмяНациональностьПотериТоннажПотоплен
29 апреля 1943 г.Маккиспорт США 16198U-258
4 мая 1943 г.Лорьян Соединенное Королевство 464737U-125
4 мая 1943 г.Северная Британия Соединенное Королевство 29+4,635U-707
5 мая 1943 г.Харбери Соединенное Королевство 75,081U-628
5 мая 1943 годаВест Максимус США 55,561U-264
5 мая 1943 годаХарперли Соединенное Королевство 114,586U-264
5 мая 1943 г.Бристоль-Сити Соединенное Королевство 152,864U-358
5 мая 1943 г.W Энтворт Соединенное Королевство 55212U-358
5 мая 1943 г.Долиус Соединенное Королевство 45,507U-638
5 мая 1943 г.Вест Макадет США 05,565U-584
5 мая 1943 г.Селвистан Великобритания 65,136U-266
5 мая 1943 г.Гаринда Соединенное Королевство 05306U-266
5 мая 1943 г.Бонд Норвегия 51570U-266

Потерянные подводные лодки

ДатаНомерТипКапитанПотериПотоплен
4 мая 1943 годаU-209 VIIC Генрих Бродда46Летающая лодка Каталина из No. 5-я эскадрилья RCAF
5 мая 1943 г.U-638 VIIC Оскар Штаудингер44HMS Sunflower
5 мая 1943 г.U-531 IXC / 40 Герберт Неккель54HMS Vidette
6 мая 1943 г.U-192 IXC / 40 Вернер Хаппе55HMS Loosestrife
6 мая 1943 г.U-125 IXC Ульрих Фолкерс 54HMS Oribi, HMS Snowflake
6 мая 1943U-630 VIIC Вернер Винклер47HMS Vidette
6 мая 1943 годаU-438 VIIC Генрих Хенсон48HMS Pelican
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Майкл Гэннон: Черный май (1998). ISBN 1-85410-588-4
  • Питер Греттон: командир сопровождения конвоя (1964). ISBN (нет)
  • Арнольд Хейг: Союзная система конвоев 1939–1945 (2000). ISBN 1-55125-033-0 (Канада); ISBN 1-86176-147-3 (UK).
  • .Пол Кемп: Уничтожение подводных лодок (1997). ISBN 1-85409-515-3
  • Аксель Нейстл: потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны (1998). ISBN 1-85367-352-8
  • Стивен Роскилл : Война на море 1939–1945 Том II (1956). ISBN (нет)
  • Рональд Сет: Самая жестокая битва (1961). ISBN (нет)
  • Дэн ван дер Ват : The Atlantic Campaign (1988). ISBN 0-340-37751-8
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:23:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте