Битва за залив Киберон

редактировать

Битва за залив Киберон
Часть Семилетней войны
Bataille des Cardinaux en 1759 peinte par Richard Paton.jpg . Битва за залив Киберон, Ричард Пэтон
Дата20 ноября 1759 г.
МестоположениеЗалив Киберон, Бискайский залив 47 ° 31′N 3 ° 0′W / 47,517 ° с.ш., 3.000 ° з.д. / 47,517; -3,000
РезультатРешающая победа Великобритании
Воюющие стороны
Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Королевство Великобритании Сэр Эдвард Хоук. Королевство Великобритании Джон Томас Дакворт Конт de Conflans
Сила
24 линейных корабля. 5 фрегатов21 линейный корабль. 6 фрегатов
Потери и потери
2 линейных корабля разбиты,. 400 убитых.6 линейных кораблей уничтожены,. 1 линейный корабль захвачен,. 2500 убитых

Битва при Киберон-Бэй ( известный как Bataille des Cardinaux по-французски) был решающим военно-морским сражением во время Семилетней войны. Он велся 20 ноября 1759 г. между Королевским флотом и французским флотом в заливе Киберон, у побережья Франции около ул. Назер. Битва стала кульминацией британских усилий по устранению французского военно-морского превосходства, которое могло дать французам возможность осуществить их запланированное вторжение в Великобританию. Британский флот из 24 линейных кораблей под командованием сэра Эдварда Хоука выследил и вступил в бой с французским флотом из 21 линейного корабля под командованием маршала де Конфлан. После тяжелых боев британский флот потопил или сел на мель шесть французских кораблей, захватил один и разбросал остальные, что принесло Королевскому флоту одну из его величайших побед и навсегда покончило с угрозой французского вторжения.

Битва ознаменовала подъем Королевского флота и превращения его в ведущую военно-морскую державу мира, а для британцев он был частью Аннуса Мирабилиса 1759 года.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Прелюдия
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Боевые порядки
    • 5.1 Франция
    • 5.2 Британия
  • 6 Тезка
  • 7 Примечания, цитаты и источники
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Цитаты
    • 7.3 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

Эндемическая неприязнь между Францией и Великобританией в XVIII веке превратилась в открытую войну в 1754 и 1755. В 1756 году по всей Европе разразилась так называемая Семилетняя война, в которой Франция, Австрия и Россия выступили против Британии и Пруссии. Франция поддержала Австрию и Россию в сухопутной кампании против Пруссии и предприняла то, что она считала своим основным усилием в морском и колониальном наступлении на Британию. К началу 1759 года ни один из союзов не имел преимущества ни в сухопутных, ни в морских кампаниях, и оба имели серьезные проблемы с финансированием войны. В 1759 году более 60% доходов Франции пошло на обслуживание долга, что привело к многочисленным дефицитам. Французский флот, в частности, был перегружен и страдал от отсутствия последовательной доктрины, усугубляемой неопытностью, граничащей с некомпетентностью государственного секретаря военно-морского флота, Николя Рене Берье, бывшего начальника полиции. Между тем военные усилия Великобритании до начала 1756 года потерпели неудачу. С лета 1757 г. он перешел под контроль нового напористого государственного секретаря южного департамента (министра иностранных дел) Уильяма Питта, который навязал скоординированную стратегию. К началу 1759 года это начало приносить плоды.

В ответ на британские успехи министры французского короля Людовика XV планировали прямое вторжение в Британию, которое в случае успеха решило бы война в их пользу. Армия численностью 17000 человек была собрана в Ванне, на юго-востоке Бретани, и около залива Киберон было собрано около 100 транспортов, плюс несколько военных кораблей, плывущих en flute, то есть с обнаженными пушками, чтобы они могли перевозить больше солдат. В окончательной форме французский план требовал, чтобы эти транспорты сопровождались французским флотом.

. Однако в лучшие времена французы изо всех сил пытались укомплектовать свой флот опытными моряками; Можно было использовать наземных солдат, но даже небольшой недостаток в управлении кораблем приводил к значительному затруднению в боевой обстановке. За три года войны тысячи французских моряков были взяты в плен англичанами; многие другие были заняты спекулятивной, а иногда и прибыльной, каперской карьерой; а нездоровые условия труда, обременительная дисциплина на борту и низкая заработная плата, выплачиваемая с опозданием, были сильным сдерживающим фактором для службы. Транспорт также требовал, по крайней мере, кадров квалифицированных людей. К лету 1759 года у французов было 73 линейных кораблей, крупнейших военных кораблей того времени: 30 служили за границей и 43 в своих водах. Корабли в домашних водах требовали общей экипажа около 25 000 человек; им не хватало более 9000 человек. 43 французских корабля в домашних водах были разделены между атлантическим портом Брест (22 корабля) и средиземноморским портом Тулон, с небольшим количеством в двух портах на Бискайский залив : Лорьян и Рошфор. У британцев было 40 линейных кораблей в своих водах и еще 15 в их Средиземноморском флоте, который базировался в Гибралтаре.

Брест был очевидной отправной точкой для экспедиции: это был крупный порт; он был хорошо расположен относительно господствующих ветров; и выход из него минимизировал расстояние и время плавания до предполагаемого места посадки. Однако Брест находился в конце длинного и относительно бесплодного полуострова, что затрудняло содержание там большого числа мужчин; запасы продовольствия должны были доставляться морем и были уязвимы для британской блокады. эпидемия тифа в Бресте в 1757–1758 гг. Унесла жизни более 4000 французских моряков, что значительно усугубило их нехватку опытных моряков. Кроме того, были опасения повторения вспышки тифа. Поэтому армия собралась в Ванне, а ее обозы - вокруг залива Морбиан ; местность была более плодородной, якорная стоянка была большой и защищенной, люди и припасы могли быть легко отправлены из Бордо, Рошфора, Нанта или Орлеана.

В августе французский Средиземноморский флот под командованием Жан-Франсуа де ла Клю-Сабран попытался прорваться через Гибралтар в Атлантику. Британский Средиземноморский флот под командованием Эдварда Боскавена поймал их, и в двухдневном сражении три линейных французских корабля были захвачены, два уничтожены и пять блокированы в нейтральном Кадисе ; двое сбежали из боя, чтобы добраться до Рохфорта. Пять французских кораблей в Кадисе были заблокированы заместителем командира Боскавена, Томасом Бродриком. Пять победоносных кораблей Боскавена были переданы флоту адмирала Эдварда Хоука у Бреста.

Прелюд
Карта залива Киберон

В 1759 году британцы под командованием Хоука, держал плотную блокаду на французском побережье в районе Бреста. В том году французы строили планы вторжения в Англию и Шотландию и сосредоточили транспорты и войска в устье Луары. Поражение средиземноморского флота в битве при Лагосе в августе сделало планы вторжения невозможными, но Шуазель все еще рассматривал план Шотландии, и поэтому флот получил приказ покинуть блокаду и забрать транспорты, собранные в заливе Морбиан.

. В первую неделю ноября поднялся западный шторм, и через три дня корабли Hawke's блокады были вынуждены бежать за Торбей на южном побережье Англии. Роберт Дафф остался в бухте Киберон с эскадрой из пяти «пятидесятых» (линейные корабли с 50 пушками) и девятью фрегатами, чтобы следить за транспортом. Тем временем небольшая эскадра из Вест-Индии присоединилась к Конфлану в Бресте, и, когда 14-го подул восточный ветер, Конфлан ускользнул. Он был замечен HMS Actaeon, который оставался на станции у Бреста, несмотря на штормы, но не смог встретиться с Хоуком, HMS Juno и попытался предупредить Даффа, но, очевидно, был прогнан французами и доставщиком еды «Любовь и единство», возвращавшимся из Киберона, который заметил французский флот в 14:00 15-го числа, в 70 милях к западу от Бель-Айла. На следующий день она встретила Хоука, и он уплыл в Киберон в шторм SSE. Тем временем HMS Vengeance прибыл в залив Киберон накануне вечером, чтобы предупредить Даффа, и он вывел свою эскадру в море, несмотря на западно-северо-западный шторм.

Битва
Следы британцев и французские флоты

Борясь с неблагоприятными ветрами, Конфланы замедлили ход в ночь на 19-е, чтобы прибыть в Киберон на рассвете. В 20 милях от Беллейла он заметил семь членов эскадрильи Даффа. Как только он понял, что это не главный британский флот, он пустился в погоню. Дафф разделил свои корабли на север и юг, французский фургон и центр преследовали его, в то время как арьергард держался с наветренной стороны, чтобы наблюдать, как с запада появляются странные паруса. Французы прервали преследование, но все еще были рассеяны, когда флот Хоука появился в поле зрения. HMS Magnanime заметил французов в 8.30, и Хоук дал сигнал к линии в ряд.

Конфланс столкнулся с выбор, сражаться в его нынешнем невыгодном положении в открытом море и «очень сильном» западно-северо-западном ветре, или занять оборонительную позицию в заливе Киберон и позволить Хоуку войти в лабиринт мелей и рифов. Около 9 часов утра Хоук дал сигнал к общей погоне вместе с новым сигналом для первых 7 кораблей, чтобы они выстроились в линию и, несмотря на погоду и опасную воду, двинулись на всех парусах. К 2.30 Конфлан обогнул Ле Кардино, скалы в конце полуострова Киберон, давшие название битве на французском языке. Когда он это сделал, раздались первые выстрелы, хотя сэр Джон Бентли в Варспите утверждал, что они были произведены без его приказа. Однако британцы начали наступать в тыл французского флота, даже когда их фургон и центр добрались до безопасной бухты.

Незадолго до 16:00 побитый Грозный сдался Резолюции, как и сам Хоук окружил Кардиналов. Керсент попытался прийти на помощь Конфлану, но Теси выполнила свой ход, не закрывая нижние орудийные порты; вода хлынула на палубу, и она перевернулась, оставшись в живых только с 22 людьми. Superbe также перевернулся, и сильно поврежденный Héros ударил своим флагом виконту Хоу, прежде чем сесть на мель на Four Shoal ночью.

Битва при Киберон-Бей: день после Ричард Райт 1760

Тем временем ветер переместился на северо-запад, еще больше запутав полуформировавшуюся линию Конфланов, когда они запутались вместе перед лицом дерзости Хоука. погоня. Конфлан безуспешно пытался разрешить путаницу, но в конце концов решил снова выйти в море. Его флагман, Солейл Ройал, направился ко входу в бухту как раз в тот момент, когда Хоук заходил на Ройал Джордж. Хоук увидел возможность разгребать Солей Ройал, но Интрепид вмешалась и взяла огонь. Тем временем «Солей Рояль» упал с подветренной стороны и был вынужден бежать и бросить якорь у Круазика, подальше от остальной части французского флота. Было около 5 часов вечера, и сгустилась тьма, поэтому Хоук дал сигнал к якорю.

За ночь восемь французских кораблей сумели сделать то, что не удалось сделать Soleil Royal, - пройти через мели и спастись. открытого моря, и бегите в Рошфор. Семь кораблей и фрегатов находились в устье Виллэйна (недалеко от карты выше, на востоке), но Хоук не осмелился атаковать их в ненастную погоду. Французы выбросили свои орудия и снаряжение и использовали прилив и северо-западный ветер, чтобы уйти через песчаную косу на дне реки Виллен. Один из этих кораблей потерпел крушение, а остальные шесть в течение 1760 года были захвачены блокирующей британской эскадрой, и только позже им удалось прорваться и достичь Бреста в 1761/1762 году. Сильно поврежденный Juste был утерян, когда он направлялся к Луаре, 150 членов ее команды пережили это испытание, и Resolution остановились на 4-м отмеле ночью.

Солейл Роял пыталась сбежать в безопасное место у батарей в Круазике, но Эссекс преследовал ее, в результате чего оба потерпели крушение на Четыре отмели рядом с Геросом. 22-го шторм утих, и три корабля Даффа были посланы, чтобы уничтожить выброшенные на берег корабли. Конфланс поджег Солейл-Ройал, а британцы сожгли Героса, как видно на правом рисунке Ричарда Райта.

Последствия

Британцы продолжали жестко блокировать французское побережье, что продолжало голодать французские торговые порты, еще больше ослабляя экономику Франции. Хоук попытался уничтожить несколько французских военных кораблей, застрявших в устье Вилена, отправив огневые корабли ; но они не смогли выполнить задачу. Хоук разработал план высадки на побережье, захвата полуострова и нападения на корабли с суши. Однако он был вынужден отказаться от этого, когда ему от Питта поступил приказ о другом подходе, который в конечном итоге оказался безуспешным.

Сила французского флота была сломлена и не восстановилась до окончания войны. В сочетании с победой адмирала Эдварда Боскавена в битве при Лагосе в августе прошлого года угроза французского вторжения была устранена. Хотя он фактически вывел из строя французский флот на проливе до конца войны, Хоук был разочарован тем, что не обеспечил более всеобъемлющую победу, утверждая, что если бы у него было еще два часа светлого времени, весь вражеский флот был бы взят. Полномочия Хоука были расширены, а в 1776 году последовало его назначение.

Военно-морской историк Николас Трейси назвал это сражение «самым драматическим морским сражением в эпоху парусного спорта», в то время как военно-морской теоретик и историк Альфред Махан утверждал, что «Сражение 20 ноября 1759 г. было Трафальгарским этой войны, и... английский флот теперь мог действовать против французских колоний., а позже и Испании, в более грандиозных масштабах, чем когда-либо прежде ». Например, французы не могли продолжить свою победу в сухопутной битве при Сент-Фуа следующей весной из-за отсутствия подкреплений и припасов из Франции, и поэтому залив Киберон можно рассматривать как битву, определившую судьба Новой Франции и, следовательно, Канады. Франция испытала на себе осознание того, что финансисты признали, что Британия теперь может нанести удар по французской торговле по своему желанию. Французское правительство было вынуждено объявить дефолт по своему долгу. Битва была одной из серии британских побед в 1759 году, в результате чего год был известен как annus mirabilis (латинское слово означает «год чудес»).

боевые приказы

Франция

Битва при Киберонском заливе. 1761 г.

Боевой порядок:

ИмяОрудияКомандирМужчиныПримечания
Первая дивизия
Солей Роял 80[fr ]950Флагман маркиза де Конфлана - наземный и сожженный
Ориент 80[fr ]750Флагман Шевалье де Гибридант Буд - сбежал в Рошфор
Глорье74[fr ]650Бежал в Вилен, находился в блокаде до апреля 1762 года
Робуст74Fragnier de Vienne650Бежал в Вилен, находился в блокаде до 1761 года, вернулся в Брест в январе 1762 года
Дофин Роял 70[fr ]630Бегство в Рошфор
Дракон64Луи-Шарль Ле Вассор де Ла Туш 450Бегство в Вилен, блокируемое там до тех пор, пока Январь 1761 г.
Пасьянс64[fr ]450Бегство в Рошфор
Второй дивизион
Тоннант 80[fr ]800Флагман шевалье де Бофремона - Бежать в Рошфор
Intrépide 74[fr ]650Бежать в Рошфор
Тезе74[fr ]650Основана
Superbe70[fr ]630Потоплен Royal George
Нортумберленд 64Белингант де Кербабут450Бежал в Рошфор
Эвей64[fr ]450Бежал в Вилен, находился в блокаде до 1761 года, вернулся в Брест в январе 1762 года
Бриллиант64[fr ]450Бежал в Вилайн, блокировал там до января 1761 г.
Третья дивизия
Грозный 80[fr ]800Флагман Де Сен-Андре дю Верже - Взято резолюцией
Magnifique74фанатик де Морог 650сбежал в Рошфор
Герос 74Виконт де Сансай650Сдался, но на следующий день сел на мель y в сильную погоду сгорел
Juste 70[fr ]630Затонувший в Луаре
негибкий64Tancrede540Заблудился у входа в Вилэйн
Сфинкс64Гойон450Сбежал в Вилен, находившийся в блокаде до апреля 1762 г.
Странный64Принц де Монбазон 450Бежал в Рошфор
Фрегаты и корветы
Эбе40300Возвращение в Брест
Эгретт36Бегство в Вилен
Вестейл 34254Бегство в Вилен
16[fr ]Бегство в Вилен
Принц Нуар6[fr ]Бегство в Вилен
Другое
Месть?

Британия

HMS Royal George, Флагман Хоука в заливе Киберон - копия из моржовой кости

Боевой порядок:

ИмяПушкиКомандирМужчиныПримечания
Роял Джордж 100Джон Кэмпбелл 880Флагман сэра Эдварда Хоука
Union 90Thomas E фургоны770Флагман сэра Чарльза Харди
герцога 80Сэмюэля Грейвса 800
Намюра 90Мэтью Бакл 780
Марс 74Коммодор Джеймс Янг 600
Варспайт 74Сэр Джон Бентли600
Геркулес 74Уильям Фортескью600
Торбей 74Август Кеппель 600
Магнаниме 74Виконт Хоу 600
Разрешение 74Генри Спик600Разрушен на отмели Ле Четыре
Герой 74Джордж Эдгкамб 600
Swiftsure 70Сэр Томас Стэнхоуп520
Дорсетшир 70Питер Денис 520
Берфорд 70Джеймс Гамбье 520
Чичестер 70Уильям Солтрен Уиллет520
Темпл 70Вашингтон Ширли 520
Эссекс 64Люциус О'Брайен480Затонувший на отмели Ле-Четыре
Месть 64Джон Сторр 480
Монтегю 60Джошуа Роули 400
Кингстон 60400
Интрепид 60Джервис Мейплсден400
Дюнкерк 60Роберт Дигби 420
Defiance 60Патрик Бэрд420
Рочестер 50Роберт Дафф 350
Портленд 50Мариот Арбетнот 350
Фолкленд 50Фрэнсис Сэмюэл Дрейк 350
Чатем 50Джон Локхарт 350
Венера 36240
Минерва 32Александр Худ 220
32Джон Страчан 220
Месть 28200
Ковентри 28Фрэнсис Бурслем200
Мейдстон 28Дадли Диггс200
Тезка

HMAS Quiberon - эсминец , названный в память о битве в заливе Киберон. Она служила в Королевском флоте, а затем в Королевском австралийском флоте. Quiberon был спущен на воду в 1942 году и участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны. Она была списана в 1964 году.

Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
  • Кинкель, Сара (2013). «Беспорядок, дисциплина и военно-морская реформа в Британии середины восемнадцатого века». Английский исторический обзор. 128 (535): 1451–1482. JSTOR 24473894.
  • Longmate, Norman (1993). Островная крепость: оборона Великобритании, 1603–1945 гг. Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0586208465.
  • Ллойд, Кристофер. "Hearts Of Oak: Битва при Киберон-Бэй, 20 ноября 1759 г." History Today (ноябрь 1959) 9 # 11 pp744-751.
  • Mackay, R.F. Адмирал Хоук (Оксфорд, 1965).
  • Маркус, Дж. Киберон-Бэй; Кампания в домашних водах, 1759 г. (Лондон, 1960).
  • Падфилд, Питер. Морское превосходство и открытие западного сознания: военно-морские кампании, сформировавшие современный мир (Overlook Books, 2000).
  • Робсон, Мартин. История королевского флота: Семилетняя война (IB Tauris, 2015).
  • Taillemite, Étienne (2002). Dictionnaire des Marins français. Талландье. ISBN 2-84734-008-4. OCLC 606770323.
  • Трейси, Николас. Битва при Киберон-Бэй, 1759: Хоук и поражение французского вторжения (Каземат Паблишерс, 2010).
  • Танстолл, Брайан и Трейси, Николас (ред.). Морская война в эпоху парусного спорта. Эволюция боевой тактики, 1650-1815 (Лондон, 1990).
  • Уиллер, Деннис (1995). «Климатическая реконструкция битвы при Киберонском заливе, 20 ноября 1759 года». Погода. 50 (7): 230–239. ISSN 0043-1656.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Битвой при Киберон-Бей.
Последняя правка сделана 2021-05-12 06:52:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте