А воронье гнездо представляет собой структуру, в верхней части главной мачты судна или структуру, которая используется в качестве смотровой точки.
Это положение обеспечивало лучший обзор для наблюдателей, чтобы обнаружить приближающиеся опасности, другие корабли или землю невооруженным глазом или с помощью монокуляра. Это было лучшее устройство для этой цели до изобретения радара.
Ее не следует путать с верхней площадкой в верхней части каждой нижней мачты парусного судна с прямоугольным такелажем.
По словам Уильяма Скорсби-младшего, воронье гнездо было изобретено в 19 веке его отцом, Уильямом Скорсби-старшим, китобоем, а также исследователем Арктики. Однако Скорсби-старший, возможно, просто улучшил существующие конструкции. Вороньи гнезда появляются на египетских рельефах еще в 1200 г. до н.э. и на изображениях финикийских, этрусских и бойотских кораблей в восьмом-седьмом веках до нашей эры. Воронье гнездо полностью исчезает с изображений кораблей после седьмого века, хотя связь между поднятой точкой обзора и лучшей видимостью по-прежнему хорошо понималась. Теон Смирнский писал, что, взбираясь на мачту корабля, можно было увидеть землю, невидимую для находящихся на палубе.
Первое зарегистрированное появление этого термина было в 1807 году, оно использовалось для описания платформы гнезда бочковых ворон Скорсби-старшего. Согласно популярной военно-морской легенде, этот термин происходит от практики моряков- викингов, которые несли ворон или воронов в клетке, прикрепленной к вершине мачты. В случаях плохой видимости выпускалась ворона, и штурман прокладывал курс, соответствующий траектории полета птицы, потому что птица неизменно направлялась « по прямой » к ближайшей суше. Однако другие военно-морские ученые не нашли никаких доказательств существования вороньей клетки на мачте и предполагают, что это название было придумано, потому что смотровая площадка Скорсби напоминала воронье гнездо на дереве.
Поскольку «воронье гнездо» находится далеко от центра масс корабля, вращательное движение корабля усиливается и может привести к серьезной морской болезни даже у обычных моряков. Поэтому отправка в «воронье гнездо» тоже считалась наказанием.
В классических железнодорожных поездов, коробчатая конструкция над камбуз, в куполе, также называли воронье гнездо. Он служил для наблюдения за всем поездом в движении.
Во время охоты воронье гнездо представляет собой слепое сооружение, в котором охотник или пара охотников решают преследовать дичь. Воронье гнездо - это не обычный покупной слепой, а импровизированное место, построенное с использованием местной естественной флоры (ветки деревьев, мох, снег (зимой) или песок (летом) и т. Д.). Воронье гнездо работает в большинстве сред и обеспечивает хорошую смотровую площадку (отсюда и название), когда оно построено на возвышенности, например, на склоне холма или на вершине холма.
Этот термин иногда используется метафорически для обозначения самых верхних строений в зданиях, башнях и т. Д. Такие конструкции часто называют прогулкой вдовы.