Бенвенуто Рамбальди да Имола, или просто и, возможно, более точно Бенвенуто да Имола (латинское : Benevenutus Imolensis) (1330–1388), был итальянским ученым и историком, лектор в Болонье. Сейчас он наиболее известен своими комментариями к Данте Божественная комедия.
Он родился в Имоле в семье юристов. В 1361–1361 гг. Он работал на Гомеса Альборноса, губернатора Болоньи и племянника кардинала Эгидио Альборноса.
. В 1365 году он отправился с дипломатической миссией от имени города, чтобы Авиньон и Папа Урбан V. В то время в Имоле доминировали члены семьи Алидози, и другие граждане ожидали перемен в папстве. Петиция, поданная Бенвенуто и другими, отклонилась; местная политическая ситуация дома заставила его уехать, не возвращаясь, в Болонью, где он зарабатывал себе на жизнь учителем. Там его обвинили в непристойности, что могло быть связано с лекциями об Аде; с другой стороны, сам Бенвенуто обвинял папского легата в Болонье в ненадлежащих отношениях между учителем и учеником. В то время как ранее он, возможно, читал лекции официально и преподавал некоторым классическим авторам, его более поздние лекции проходили в частном доме, в доме грамматика.
В 1373 году он посетил Флоренцию и там слышал Боккаччо лекцию о Данте. С 1375 г. он находился в Ферраре. Там его покровительствовал Никколо II д'Эсте, маркиз Феррарский, с которым он познакомился в Авиньоне.
Ранний гуманист, он все еще писал в средневековая латынь. Его комментарий к Данте был известен как Comentum super Dantis Aligherii comoediam. Чарльз Элиот Нортон считал, что комментарий Бенвенуто к Данте имел «ценность, превосходящую ценность любого другого комментатора четырнадцатого века». Он существует в трех версиях: одна опубликована в 1875 году, другая - в период его пребывания в Ферраре, а третья - в 1887 году (отредактировал Джеймс Филип Лакайта ). Вторая (феррарская) версия является источником его теории о том, что Божественная комедия сочетает в себе три жанра: комедия, трагедия и сатира. Это повлияло на Хуана де Мена, в частности, через Джованни да Серравалле, который слышал учение Бенвенуто. Бенвенуто признал влияние самого себя из традиции Аверроэса и Германна Алеманна, а также Боккачо.
Другими работами были:
Он также писал о Петрарке Carmen Bucolicum. 4>