Битва на островах Липари

редактировать

Битва на островах Липари
Часть Первой Пунической войны
Эолийские острова map.png . Острова Липари, также известные как Эолийские острова
Дата260 г. до н.э.
МестоположениеЛипара Гавань, Сицилия
РезультатПобеда Карфагена
Воюющие стороны
Карфаген Римская республика
Командиры и лидеры
Бодес. Ганнибал Гиско Гней Корнелиус Сципион Асина (Военнопленный )
Сила
20 корабли17 кораблей
Потери и потери
НетЗахвачено 17 кораблей. Сципион взят в плен

Битва за острова Липари или Битва при Липаре - морское сражение в 260 г. до н.э. во время Первой Пунической войны. эскадра из 20 карфагенских кораблей под командованием Бодес удивила 17 римских кораблей под командованием старшего консула за год Гней Корнелий Сципион в Липаре Гавань. Неопытные римляне показали плохие результаты, захватив все 17 своих кораблей вместе со своим командиром.

Римляне недавно построили флот, чтобы противостоять морскому контролю карфагенян над западным Средиземным морем, и Сципион с передовой эскадрой поспешно отважился на липары. Сражение было не более чем перестрелкой, но примечательно как первое морское столкновение Пунических войн и первый раз, когда римские военные корабли вступили в бой. Сципион был выкуплен после битвы и впоследствии стал известен как Асина (латинское «оселка»). Римляне выиграли две последовавшие за этим более крупные морские схватки и установили паритет в плавании.

Содержание
  • 1 Первичные источники
  • 2 История вопроса
    • 2.1 Операции на Сицилии
    • 2.2 Корабли
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Примечания, цитаты и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты
    • 5.3 Источники
  • 6 Дополнительная литература
Первичные источники

Основным источником почти по каждому аспекту Первой Пунической войны является историк Полибий (c.200 - ок. 118 г. до н.э.), грек, посланный в Рим в 167 г. до н.э. в качестве заложника. Его работы включают в себя руководство по военной тактике, не дошедшее до нас, но он наиболее известен своей работой Истории, написанной где-то после 146 г. до н.э., примерно через столетие после битвы. Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной с точки зрения карфагенской и римской точек зрения.

Карфагенские письменные записи были уничтожены вместе с их столицей, Карфагеном., в 146 г. до н.э., и поэтому описание Первой Пунической войны Полибием основано на нескольких, греческих, и латинских источниках, ныне утерянных. Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. Только первая книга из 40, составляющих «Истории», посвящена Первой Пунической войне. Точность рассказа Полибия вызывала много споров в течение последних 150 лет, но современный консенсус состоит в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказался [] достаточно надежным»; в то время как Декстер Хойос описывает его как «удивительно хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». Существуют и другие, более поздние истории войны, но в отрывочной или сводной форме, и они обычно охватывают военные действия на суше более подробно, чем на море.

Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодор Сицилийский и Дион Кассий, хотя классицист Адриан Голдсуорси утверждает, что «счет Полибия обычно предпочтительнее, если он отличается от любого из других наших счетов». Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические свидетельства реконструкций, таких как трирема Олимпиада. С 2010 года ряд артефактов был обнаружен на месте битвы у Эгатов, последней битвы войны, разыгравшейся девятнадцать лет спустя. Их анализ и поиск новых предметов продолжаются.

История вопроса

Операции на Сицилии

Карта западного Средиземноморья, показывающая территорию, контролируемую Карфагеном. и Рим в начале Первой Пунической войны. Территория, контролируемая Римом и Карфагеном в начале Первой Пунической войны

Первая Пуническая война между Карфагеном и Римом разразилась в 264 году до нашей эры. Карфаген был устоявшейся морской державой в западном Средиземноморье; Рим имел недавно объединенную материковую Италию к югу от реки Арно под своим контролем. Непосредственной причиной войны стало владение сицилийским городом Мессана (современный Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы, самый могущественный город-государство на Сицилии. К 260 г. до н.э. война длилась четыре года, и римляне продвинулись в Сицилию, добившись ряда успехов, включая захват Агригента, важной карфагенской базы. Однако карфагенский флот неоднократно совершал набеги на тылы римлян и даже на побережье Италии. Их контроль над морем также не позволил римлянам успешно блокировать те карфагенские города, которые находились на побережье. Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнашиваются, в ожидании восстановления части или всех своих владений и заключения взаимоприемлемого мирного договора.

Корабли

Диаграмма, показывающая позиции гребцов трех разных весел в триреме Изображение положение гребцов трех разных весел в греческой триреме

. Во время этой войны стандартным военным кораблем была quinquereme, что означает «пятивесельная». Квинкверема представляла собой камбуз, c.длиной 45 метров (150 футов), c. шириной 5 метров (16 футов) на уровне воды, с его палубой, стоящей c. 3 метра (10 футов) над уровнем моря и водоизмещение около 100 длинных тонн (110 коротких тонн ; 100 тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8 миль в час; 13 км / ч) в течение длительного времени. Современная копия галеры Olympias развивает скорость 8,5 узлов (10 миль / ч; 16 км / ч) и курсирует со скоростью 4 узла (4,6 миль / ч; 7,4 км / ч) часами подряд. Суда были построены как катафракты, или «защищенные», корабли с закрытым корпусом и полной палубой, способной нести на борту легионеров в качестве морских пехотинцев и катапульты. У них был отдельный «ящик для весла», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили укрепить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов.

В 260 г. до н.э. римляне решили построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквирему в качестве план для своих. Как начинающие корабелы, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, что делало их медленнее и менее маневренными. Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн, настолько повсеместно, что Полибий использует ее как сокращение от «военного корабля» в целом. На квинквереме находилась команда из 300 человек, из которых 280 были гребцами и 20 палубной командой и офицерами; обычно он также имел бы 40 морских пехотинцев, и если бы битва считалась неизбежной, ее можно было бы увеличить до 120.

Воссоздание флота из триер

Гребцы должны грести как единое целое., а также выполнять более сложные боевые маневры, требуется долгое и трудное обучение. По крайней мере, половина гребцов должна иметь некоторый опыт, чтобы управлять кораблем эффективно. В результате римляне изначально были в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Все боевые корабли были оснащены тараном , тройным комплектом бронзовых лопастей шириной 60 сантиметров (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных у ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавляемого воска для неподвижной установки на нос камбуза и закреплены бронзовыми шипами. В век, предшествовавший Пуническим войнам, абордажная операция становилась все более распространенной, а тарана сокращалась, поскольку более крупные и тяжелые суда, принятые в этот период, не обладали скоростью и маневренностью, необходимыми для тарана, а их более прочная конструкция уменьшала эффект тарана даже в случае успешной атаки.

Битва

Это давняя римская процедура избрания двух мужчин каждый год, известных как консулов ​​, для каждый руководит своими вооруженными силами. патриций Гней Корнелий Сципион, старший консул того года, получил командование флотом. Он вышел в море с первыми 17 построенными кораблями. Как первые в истории римские военные корабли, они некоторое время тренировались в домашних водах, прежде чем отправиться в Мессану. Там они готовились к прибытию основного флота и обеспечивали материально-техническое обеспечение римской армии на морском переправе в Сицилию.

Находясь в Мессинском проливе, Сципион получил информацию, что гарнизон город Липара был готов перейти на сторону римлян. Липара была главным портом Липарских островов и была постоянной угрозой римским коммуникациям через пролив. Хотя его экипажи были еще неопытными, а недавно спроектированные и построенные корабли все еще проходили ходовые испытания, консул не смог устоять перед соблазном завоевать важный город без боя и отплыл на Липару. Некоторые древние источники высказывают предположение, что предложение о сдаче Липары было уловкой, вдохновленной Карфагеном, чтобы побудить римлян направить свои корабли туда, где они могут попасть в засаду, но источники не содержат подробностей и обычно проримские. 86>

Римляне вошли в гавань на Липаре. Карфагенский флот находился под командованием Ганнибала Гиско, генерала, который командовал гарнизоном в Агригенте, и базировался в Панорме (современный Палермо ) примерно в 100 километрах (62 миль) от Липари. Когда он услышал о наступлении римлян на Липару, он отправил в город 20 кораблей под командованием Бодеса ​​, карфагенского аристократа. Карфагеняне прибыли ночью и заманили римлян в ловушку в гавани. На следующее утро Бодес повел свои корабли в атаку на римлян внутри гавани. Люди Сципиона не оказали сопротивления. Неопытные бригады не могли сравниться с хорошо натренированными карфагенянами, и их быстро одолели. Некоторые римляне запаниковали и бежали вглубь страны, а сам консул был взят в плен вместе со многими другими римскими старшими офицерами. В некоторых более поздних отчетах Сципион предательски схвачен во время споров, но это, вероятно, вымысел римлян. Все римские корабли были захвачены, большинство с небольшими повреждениями. Битва была немногим больше, чем стычка, но примечательна тем, что это была первая морская встреча Пунических войн и первая битва римских военных кораблей.

Последствия
Схема, показывающая расположение и использование корвуса на римской галере. Corvus, римское устройство для посадки на корабль

Сципион позже было освобождено, вероятно, выкуплено. Его легкое поражение принесло ему уничижительное прозвище когномен Асина, что на латыни означает осел. Этот когномен был тем более оскорбительным, что «asina» была женской формой слова «осел», в отличие от мужской формы «asinus». Несмотря на это, карьера Сципиона процветала, и он был консулом во второй раз в 254 г. до н.э.

Вскоре после победы на Липаре Ганнибал Гиско проводил разведку с 50 карфагенскими кораблями, когда он столкнулся с полным римским флотом. Он сбежал, но потерял большую часть своих кораблей. Именно после этой стычки римляне установили на свои корабли corvus. Корвус представлял собой мост шириной 1,2 м (4 фута) и длиной 11 м (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был разработан, чтобы пробивать палубу вражеского корабля и ставить на якорь. Это позволило морским пехотинцам легче садиться на вражеские корабли и захватывать их.

Позже в том же году коллега-консул Сципиона, Гай Дуилий, поставил подразделения римской армии в подчинение и принял командование флотом. Он быстро отплыл в поисках битвы. Два флота встретились у берегов Мила в битве при Миле. У Ганнибала Гиско было 130 кораблей, и историк Джон Лазенби подсчитал, что у Дуилия было примерно такое же количество. Используя корвус, римляне захватили 50 карфагенских судов и нанесли карфагенянам резкое поражение.

Война должна была длиться еще 19 лет, прежде чем закончиться поражением карфагенян и заключением мира. После этого Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и, во все большей степени, в Средиземноморском регионе в целом. Римляне построили более 1000 галер во время войны, и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на протяжении 600 лет.

Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
  • Полибий (2020) [c. 167–118 до н. Э.]. «Истории». Веб-сайт Билла Тейера. Перевод Пэтон, Уильям Роджер ; Тайер, Билл. Чикагский университет. Дата обращения 4 мая 2020 г.

Координаты : 38 ° 28′21 ″ N 14 ° 57′39 ″ E / 38,47250 ° N 14,96083 ° E / 38,47250; 14.96083

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:23:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте