Баба Тахир из Хамедана | |
---|---|
Баба Тахир Орян | |
Мистический Поэт | |
Родился | ок. 11 век. Хамадан, Иран |
Умер | ок. 11 век. Хамадан, Иран |
Почитается в | Исламе |
Майор святыня | Хамадан, Иран |
Влияния | Фирдоуси, Санаи, Ходжа Абдулла Ансари, Мансур Аль-Халладж, Абу-Саид Абул-Хайр, Баязид Бастами |
Под влиянием | Руми, Хафез, Джами, Омар Хайям, Низами Гянджеви и многие другие более поздние поэты-мистики |
Традиция или жанр | Мистик поэзия |
Баба Тахир (персидский : باباطاهر عریان) или Баба Тахер Ориан Хамадани (персидский : باباطاهر عریان همدانی) был персидским дервишским поэтом XI века из Хамадана, Ирана, которые жили во время правления Тугрила из династии Сельджуков над Ираном. Это почти все, что о нем известно, ведь он вел загадочный образ жизни. Хотя приставка «Баба» (примерно означающая «Мудрый» или «Уважаемый») считалась частью его имени во всех известных источниках, его прозвище «Ориан» (что означает «Обнаженный») действительно не появлялся примерно до 17 века. Прозвище, вероятно, было приписано ему, потому что он, казалось, вел очень духовный и стоический образ жизни и, таким образом, образно говоря, не был облечен мирскими и материальными потребностями. Его стихи написаны на хамаданском диалекте персидского языка. По мнению Л. П. Элвелл-Саттон он, вероятно, писал на диалекте Хамадани, добавляя: «Большинство традиционных источников называют это свободно Лури, в то время как это имя обычно применялось с ранних времен к стихам такого рода, Фахлавият, по-видимому, подразумевает, что они были на языке, относящемся к среднеперсидскому языку. Рубен Абрахамян однако обнаружил близкое родство с диалектом, на котором говорят в настоящее время время евреев из Хамадана ". Согласно Кембриджской истории Ирана, Баба Тахир говорил на определенном персидском диалекте.
Баба Тахир известен как один из самых почитаемых ранних поэтов персидской литературы. Мало что известно о его жизни. Он родился и жил в Хамадане провинции в Иране. Он был известен под именем Баба Тахер-э Ориан (Обнаженный), что предполагает, что он мог быть странствующим дервишем. Легенда гласит, что поэт, неграмотный дровосек, посещал лекции в религиозной школе, где его не приветствовали однокурсники. Даты его рождения и смерти неизвестны. Один источник указывает, что он умер в 1019 году. Если это верно, это делает Бабу Тахира современником Фирдоуси и Авиценны и непосредственным предшественником Омара Хайяма. Другой источник сообщает, что он жил между 1000 и 1055 годами, что маловероятно. Говорят, что Баба Тахир жил семьдесят пять лет. Рахат ас-содур из Раванди, работа которого была завершена в 603/1206, описывает встречу между Бабой Тахиром и сельджукским завоевателем Тугрилом (стр. 98–99). В то время, когда Баба Тахир жил в 10 веке, в развитии и росте литературы и искусства произошли большие изменения. Средневековые художники и поэты в Персии пользовались большим уважением и уважением и имели право свободно выражать свои мысли. По мнению Л. П. Элвелл-Саттон : «Его можно назвать первым великим поэтом суфийской любви в персидской литературе. В последние два десятилетия его до-байти часто ставили на музыку».
Стихи Бабы Тахира читаются по сей день по всему Ирану в сопровождении сетар, трехструнной виолы или лютни. Этот стиль поэзии известен как пехлевиат и очень древний. Катрены Бабы Тахира имеют скорее любовный и мистический оттенок, чем философский. Многие стихотворения Бабы Тахира относятся к стилю до-байти, разновидности персидских катренов, которые, по мнению некоторых ученых, имеют сходство со среднеперсидскими стихами.
Ему приписывают произведение под названием «Калемат-е Кесаар», собрание из почти 400 афоризмов на арабском, которое было предметом комментариев, один из которых предположительно сделал Айн-аль-Козат Хамадани. Примером такого изречения является высказывание, в котором Баба Тахир связывает знание с гнозисом: «Знание - это руководство к гнозису, и когда гнозис приходит, видение знания исчезает, и остается только движение знания к гнозису»; «знание - венец гностика, а гнозис - венец знания»; «всякий, кто становится свидетелем того, что предписано Богом, остается неподвижным и бессильным».
Его гробница, спроектированная Мохсеном Форуги, расположена недалеко от северного входа в город Хамадан в Западном Иране, в парк, окруженный цветами и извилистыми дорожками. Строение состоит из двенадцати внешних опор, окружающих центральную башню. Он был построен в 1970 году.
На Викискладе есть материалы, связанные с Баба Тахир. |