Афанасий I Гаммоло | |
---|---|
Сирийский православный патриарх Антиохии и всего Востока | |
Церковь | Сирийская православная церковь |
См. | Антиохия |
Установленная | 594/595 или 603 |
Срок действия истек | 631 |
Предшественник | Юлиан II |
Преемник | Иоанн III |
Личные данные | |
Родился | Самосата, Восточная Римская Империя |
Умер | 28 июля 631 г. |
Место жительства | Монастырь Святого Закхея, Ракка |
Святость | |
Праздник | 3 января |
Почитается в | Сирийской Православной Церкви |
Афанасий I Гаммоло (Сирийский : ܐܬܢܐܣܝܘܣ ܩܕܡܝܐ ܓܡܠܐ) был Патриархом Антиохии и главой Сирийской Православной Церкви с 594/595 или 603 до h. смерть в 631. Сирийская православная церковь поминает его как святого в Мартирологе раббана Слибы, а его праздник 3 января.
Афанасий родился в богатой семье в 6 веке в Самосате и вырос вместе со своим братом Северусом под опекой их матери Джоанны после смерти их отца. Согласно биографии Афанасия Патриарха Севера Антиохийского, отец Афанасия был священником и другом патриарха, а его дед по имени Афанасий был также священником и другом дедушки патриарха Северуса. Историчность этого утверждения сомнительна, однако, поскольку писания Патриарха Северуса предполагают, что он был обращенным язычником из языческой семьи, и поэтому вполне вероятно, что это представляет собой попытку христианизации его предков. Мать Афанасия пожертвовала большую часть денег своего мужа бедным, но сохранила достаточно, чтобы обеспечить Афанасия и Северуса. Оба брата получили хорошее образование, а позже стали монахами в монастыре Кеннешре, где их обучали чтению Библии.
После смерти Патриарха Юлиана II в монастыре близ Кеннешра был проведен синод для избрания его преемника, и епископы ограничились, постились и молились в течение трех дней. Вечером третьего дня епископам было открыто, что монах, которого они увидят проходящим мимо монастыря ранним утром следующего дня, был избран Святым Духом следующим патриархом.. На следующее утро епископы увидели, как Афанасий гнал верблюда мимо монастыря, и после проверки его знаний и обнаружения того, что он был монахом в Кеннешре, он был схвачен против его воли и избран патриархом. Он согласился стать патриархом, но его вступление в должность было отложено на год, поскольку епископы согласились на его просьбу разрешить ему вернуться в Кеннешре, чтобы выполнить свой долг по доставке соли из соляной шахты в Габбуле в монастырь. Это привело к тому, что он стал известен как Гаммоло («погонщик верблюдов» на сирийском языке). Источники расходятся во мнениях относительно даты хиротонии Афанасия патриархом. Он помещен 6 ноября 603 года в Хрониках пресвитера Фомы и поддерживается Иаковом Эдесским, тогда как Михаил Сирин датирует освящение 594 годом.. Вероятно, что Михаил или его источник удалили пустоту между смертью Юлиана II и хиротонией Афанасия, чтобы не ставить под сомнение законность патриархального преемства.
В 610 или 616/617 году Афанасий и пять епископов отправились в Александрию в Египте после получения письма от копта Папы Анастасия Александрийского, написанного в надежде восстановления отношений. Сирийская и Коптская церкви, хотя обе нехалкидонские, находились в расколе вследствие спора по вопросу о троебожии между Патриархом Петром III и Папа Дамиан Александрийский в конце VI века. Афанасий и его соратники, в том числе епископы Павел Эдесский, Павел из Теллы и Фома из Маббога, встретились с Анастасием в монастыре недалеко от Александрии, как не -Хальцедонцам был запрещен вход в город, и проводились обсуждения, чтобы положить конец расколу. Под покровительством Никиты, правителя Египта, Павел из Теллы и Фома из Маббога представляли Афанасия в обсуждениях с коптскими представителями, и в конечном итоге было достигнуто соглашение, и раскол между церквями был положен. Было опубликовано совместное заявление Афанасия и Анастасия, осуждающего Халкидонский собор и фолиант Льва. После этого делегация оставалась в монастыре еще на месяц, прежде чем вернуться в Сирию.
Монастырь Святого Матфея.По завершении римско-сасанидской войны 602–628 гг. Афанасий послал его синцелл (секретарь) от Иоанна до Шаханшаха Ардашира III из сасанидов Империя, и дал ему указание после этого отправиться в монастырь Святого Матфея около Ниневии в Ассирии, чтобы восстановить союз между сирийскими не -Хальцедонцы в Римской и Сасанидской империях. После того, как в монастыре был проведен синод, который завершился в пользу восстановления союза, Иоанн вернулся в Афанасий с епископами Христофором монастыря Святого Матфея, Георгием Синджаром, Даниилом Банухадра, Григорий Баремман и Ярдафне из Шахрзула, а также монахи Марута, Ит Алаха и Аха, которые должны были стать епископами для заполнения вакантных епархий. Афанасий уполномочил восточных нехалкидонцев рукоположить своих собственных епископов, и Христофор посвятил трех монахов епископами, а затем патриарх повысил Маруту до митрополита из Тагрита с верховенством над всеми епископы в Сасанидской империи. Восточная делегация вернулась домой, и Афанасий в 629 году направил в монастырь Святого Матфея письмо, подтверждающее его первенство над монастырями в Сасанидской империи, а его постоянный епископ получил титулы хорепископ и «глава
Согласно Хроникам Михаила Сирийского, император Ираклий вызвал Афанасия к Маббог в Сирии в 629 г., чтобы разрешить раскол между хальцедонской имперской церковью и нехалкидонской сирийской православной церковью. Афанасий и епископы Фома Пальмирский, Василий Эмеса, Сергий Урдский, Иоанн Кирр, Фома из Маббога, Даниил Харрин, Исайя из Эдессы, Северус из Кеннешра, Афанасий из Арабисса, Косма из Епифании и Северус из Самосаты встретились с императором и спорили в течение двенадцати дней. Ираклий потребовал, чтобы они приняли халкидонский символ веры, содержащий доктрины монофелитства и моноэнергетики, но это было отвергнуто, и император пришел в ярость и приказал преследовать нехалкидонцев внутри империи. С другой стороны, в Хрониках Феофана говорится, что Афанасий согласился принять халкидонский символ веры, чтобы император признал его патриархом Антиохии, так как не было халкидонского патриарха со дня смерти Анастасий II в 608 году.
Афанасий умер 28 июля 631 года и был похоронен в монастыре Гарумайе.
Сиро-Гексапла, сирийский перевод Ветхого Завета, был написан Павлом из Теллы по заказу Афанасия в 615-617 годах. Афанасий также мог быть покровителем сирийского перевода Павла Эдессы Проповедей Григория Назианзина, а также харклианской версии Нового Завета Фомы Маббога.
Афанасий написал биографию патриарха Севера Антиохийского. Оригинальная копия, вероятно написанная на греческом или сирийском языках, утеряна, но коптские фрагменты сохранились, а также арабская копия, которая позже была переведена на Эфиопский.
| 1 =
()Предшествующий. Юлиан II | Сирийский православный патриарх Антиохии. 594/595/603 –631 | Преемник. Иоанн III |