Троебожие

редактировать

Троебожие (от греч. τριθεΐα, «три божества») - это нетринитарный христианская ересь, в которой отрицается единство Троицы и, следовательно, монотеизм. Это представляет собой большее «возможное отклонение», чем любая реальная школа мысли, постулирующая три отдельных божества. Обычно это было «не более чем враждебный ярлык», применяемый к тем, кто подчеркивал индивидуальность каждой ипостаси или божественной личности - Отец, Сын и Святой Дух - над единством Троицы в целом. Обвинение было особенно популярно между III и VII веками нашей эры.

В истории христианства различных богословов обвиняли в троебожии. Среди первых были монофизиты Иоанн Филопонос (умер около 570 г.) и его последователи, такие как Евгений и Конон из Тарса. Они учили, что общая природа Троицы - это абстракция, так что, хотя три личности единосущны, они различны по своим свойствам. Их точка зрения была попыткой примирить Аристотеля с христианством. Эта точка зрения, которую отстаивал Патриарх Петр III Антиохийский, была осуждена как троебожие на синоде в Александрии в 616 году. Она была снова осуждена как троебожие на третьем соборе. Константинополя в 680–81 гг.

В поздней античности несколько еретических движений критиковали православие как эквивалент троебожия. сабеллианцы, монархисты и пневматомахи называли своих противников тритеистами. евреи и мусульмане часто критиковали тринитаризм как просто одетый - тритеизм (см. Исламский взгляд на Троицу ). Группы, обвиняемые ортодоксами в троебожии, включают аномейцев и несториан.

. В Средние века, схоластики Роскелин был обвинен в троебожии. Он был крайним номиналистом, который считал три божественных личности существующими отдельно. Он был осужден как троебожник на синоде Суассона примерно в 1092 г. реалист схоластик Жильбер де ла Порре ошибся в противоположном направлении, проведя различие между три божественных существа и сущность Бога (составляющие четвертичность, а не троицу), и был обвинен в троебожии. Он был осужден на совете Реймса в 1148 г.. Идеи Гилберта повлияли на Иоахима Фиорского, и Четвертый Латеранский собор (1215 г.) попытался прояснить этот вопрос, подтвердив числовое единство Троицы.

В наше время, австрийский католик Антон Гюнтер, пытаясь опровергнуть гегелевский пантеизм, объявил трех божественных личностей тремя абсолютными и различными реальностями, связанными вместе только их общим происхождением.

Список христиан, обвиненных в троебожии

Следующие тритеистические тенденции были осуждены как еретические в господствующем богословии.

  1. Те, кого обычно подразумевают под этим именем, были частью монофизитов, которые имели большое влияние во второй половине шестого века, но не оставили никаких следов, кроме нескольких скудных заметок в Иоанн Эфесский, Фотий, Леонтий и т. Д. Их основателем считается некий Джон Аскунаджес, глава школы софистов в Антиохии. Основным писателем был Иоанн Филопон, великий аристотелевский комментатор; лидерами были два епископа, Конон из Тарса и Евгений из Селевкии в Исаврии, которые были свергнуты своими приближенными и укрылись в Константинополе, где они нашли могущественного новообращенного и защитника в Афанасии Монаха, внук императрицы Феодоры. Филопон посвятил ему книгу о Троице. Старый философ сослался на свои немощи, когда император Юстиниан вызвал его в суд, чтобы он дал отчет о своем учении. Но Конону и Евгению пришлось спорить во время правления Юстина II (565-78) в присутствии католического патриарха Иоанна Схоластика (565-77), с двумя чемпионами умеренная партия монофизитов, Стефан и Павел, последний впоследствии Патриарх Антиохии. Епископы-тритеисты отказались предать Филопона анафеме и представили доказательства того, что он согласен с Севером и Феодосием. Они были изгнаны в Палестину, и Филопон написал книгу против Иоанна Схоластика, вынесшего вердикт в пользу своих противников. Но он разработал собственную теорию о Воскресении (см. Евтихианизм ), на основании которой Конон и Евгений написали трактат против него в сотрудничестве с Фемистом, основателем Agnoctae., в котором они объявили его взгляды совершенно нехристианскими. Эти два епископа и обездоленный епископ по имени Теонас приступили к хиротонии епископов для своей секты, которую они основали в Коринфе и Афинах, Риме, Северной Африке и Западном Патриархате, а на востоке агенты путешествовали через Сирию и Киликию, Исаврию и Каппадокию, обращая целые районы и посвящая священников и диаконов в городах, деревнях и монастырях. Евгений умер в Памфилии ; Конон вернулся в Константинополь. Леонтий уверяет, что аристотелизм Филопона заставил его учить, что в Святой Троице есть три частичных субстанции (merikai ousiai, ikikai theotetes, idiai physeis) и одна общая. Происхождение доктрины было объяснено (впервые) в разделе МОНОФИЗИТЫ, где можно найти отчет о писаниях Филопона и Стефана Гобаруса, другого члена секты.
  2. Иоанн Филопон, и Аристотелев и монофизит в Александрии примерно в середине шестого века был обвинен в троебожии, потому что он видел в Троице разделенные три природы, субстанции и божества в соответствии с числом божественных личностей.. Он стремился обосновать эту точку зрения аристотелевскими категориями рода, вида и индивида.
  3. В средние века Роскеллин из Компьена, основатель Номинализм, как и Филопон, утверждал, что если Три Личности не являются tres res (3 объектами), вся Троица должна быть воплощением. Он был осужден за ересь троебожия на Суассонском соборе 1092–1093 гг. под председательством Рено дю Белле, архиепископа Реймса. Пытаясь апеллировать к авторитету Ланфранка и Ансельма, Роселлин побудил Ансельма написать Cur Deus Homo и другие трактовки божественной природы, опровергающие его обращение. Роселлин публично отрекся и после изгнания в Англию и Италию примирился с церковью, но вернулся к форме своих прежних рассуждений.
  4. Среди католических писателей Пьер Файдит, который был изгнан из Ораторского искусства в Париже в 1671 году за непослушание и умер в 1709 году, практиковал форму троебожия в его Eclaireissements sur la doctrine et Phistoire ecclésiastiqes des deux premiers siecles (Париж, 1696), в котором он пытался сделать выяснилось, что самые ранние отцы были троебожниками. Ему ответил премонстрат аббат Луи-Шарль Гюго (Apologie du système des Saints Pères sur la Trinité, Люксембург, 1699).
  5. Видный идеолог Русские старообрядцы и писатель Аввакум (умер в 1682 году) были обвинены официальной Православной Церковью и староверами в троебожии на основании некоторых отрывков из его писем.
  6. Католический каноник Трира по имени Оембс, находящийся под влиянием доктрин «Просвещения», аналогичным образом приписал отцам свой взгляд на три схожие сущности в Троице, назвав числовое единство Бога изобретением схоластов.. Его книга Opuscula de Deo Uno et Trino (Майнц, 1789) была осуждена Пием VII в записке от 14 июля 1804 года.
  7. Богемский философ-иезуит Антон Гюнтер был также обвинен в троебожии, в результате чего его работа попала в Index librorum.
  8. Среди протестантов Генрих Николай (ум. 1660), профессор в Данциге и Эльбинге. (не путать с основателем Familia Caritatis ).
  9. Наиболее известным в англиканской церкви является Уильям Шерлок, Декан Собора Святого Павла, чья защита Доктрины Святой и вечно Благословенной Троицы (Лондон, 1690 г.) против социнианцев, утверждая, что за исключением взаимного осознания друг друга, которых не может быть ни у одного сотворенного духа, три божественных личности суть «три различных бесконечных разума» или «три разумных существа». Роберт Саут атаковал эти три божественных личности в «Анимационных версиях» на «Оправдание» доктора Шерлока (1693). Говорят, что работа Шерлока сделала Уильяма Мэннинга социнианином, а Томас Эмлин арианцем, и этот спор высмеялся в пародии под названием «Королевская битва», приписываемой Уильяму Питтису (1694 г.) ?), который был переведен на латынь в Кембридже.
  10. Джозеф Бингэм, автор «Древностей», в 1695 году проповедовал в Оксфорде проповедь, которая, как считалось, изображала Отцов как троебожников, и была осуждена Hebdomadal Council как falsa, impia et haeretica, ученый, изгнанный из Оксфорда.
  11. Хотя члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, вероятно, не будут идентифицировать себя как троебожники, некоторые критики мормонизма заявляют, что он тритеистичен или политеистичен, потому что он учит, что Божество - это совет трех различных божеств, совершенно единых по цели, единству и миссии, но тем не менее отдельных и разных
  12. Некоторые предполагают, что Церковь адвентистов седьмого дня приняла тритеи Строгое мнение об Отце, Сыне и Святом Духе, поскольку он видит их единство не как Божество, состоящее из одного существа, а как три отдельных существа в единой группе.

См. также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:59:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте