Апокалипсис Илии является анонимным апокрифическим произведением, представляющим себя как откровение, данное ангелом. Сегодня известны две версии: коптская христианская фрагментарная версия и еврейско-еврейская версия. Название происходит от упоминания Илии в тексте, хотя нет других причин предполагать, что он должен быть автором.
Этот апокалипсис упоминается в Апостольских конституциях, Синопсис, Стихометрия Никифора и армянский список. Ориген, Амвросиастр и Евталий приписывают ему Первое послание к Коринфянам 2: 9:
Глаз не видел, ни слух, ни слух не вошли в сердце человека, то, что Бог приготовил для любящих Его.
Если они правы, то апокалипсис еще до Павла. Своеобразная форма, в которой эта цитата встречается в Климент Александрийский, Protrepticus x. 94 и Апостольские конституции vii. 32, показывает, что оба имеют один и тот же источник, вероятно, этот апокалипсис.
Епифаний приписывает этому произведению Еф. 5:14:
Пробуди спящий и воскресни из мертвых, и Христос даст тебе свет.
Еврейский вариант Апокалипсиса Илии был опубликован Адольфом Еллинеком в 1855 году и в 1897 году. Теодор Зан относит этот апокалипсис ко II веку нашей эры, но другие ученые отвергают такую раннюю дату.
Считается, что две существующие версии произошли от одного и того же оригинала, что могло бы быть быть тем, кого цитирует Апостол Павел. Коптская версия была обращена в христианство, а версия на иврите была сокращена.
Христианская версия, по сути, является редакцией пяти изначально отдельных произведений:
См. Википедию «Папирусы Честера Битти». В 1981 году была опубликована рукопись папируса СВ, номер 1493, содержащая некоторый текст Апокалипсиса Илии. Эта мс. содержит недостающий Апок Элайджа 2: 15b-2: 30a. См. Обсуждение в O.S. Wintermute «Апокалипсис Илии» в Джеймсе Чарльзуорте, изд. Ветхий Завет Псевдоэпиграф (Doubleday: 1983) 1: 721-53; особенно PP.727, 733.