Протрептик (Климент)

редактировать
Орфические мистерии используются в Протрептике как пример ложных культов греческого язычества.

Protrepticus (греч. : Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας: «Увещевание грекам») - первое из трех сохранившихся произведений Климента Александрийского, христианский богослов 2 в.

Содержание
  • 1 Описание
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Описание

Работа, как следует из названия, призыв к язычникам Греции принять христианство, и в нем Климент демонстрирует свои обширные познания в языческой мифологии и теологии. Это главным образом важно из-за того, что Климент рассматривает религию как антропологический феномен. После короткого философского обсуждения он открывается семью этапами истории греческой религии. Климент предполагает, что сначала люди ошибочно считали Солнце, Луну и другие небесные тела богами. Следующим развитием было поклонение продуктам сельского хозяйства, из которого, как он утверждает, возникли культы Деметры и Диониса. Затем человек почитал месть и обожествлял человеческие чувства любви и страха, среди прочего. На следующем этапе поэты Гесиод и Гомер пытаются перечислить Богов; Гесиода Теогония, дающая число двенадцать. Наконец, люди провозгласили божествами других людей, таких как Асклепий и Геракл. Обсуждая идолопоклонство, Климент утверждает, что предметы первобытной религии были необработанными деревом и камнем, и, таким образом, идолы возникали, когда такие природные предметы были вырезаны. Следуя Платону, Климент критикует все формы визуального искусства, предполагая, что произведения искусства - всего лишь иллюзии и «смертельные игрушки».

Климент критикует греческое язычество в Протрептике на том основании, что его божества являются одновременно ложными и плохими моральными примерами, и он нападает на мистические религии за их обскурантизм и тривиальные ритуалы. В частности, прихожане Диониса высмеиваются за ритуальное использование детских игрушек. В одних случаях он предполагает, что языческие божества основаны на людях, а в других - что они человеконенавистнические демоны, и цитирует несколько классических источников в поддержку этой второй гипотезы. Климент, как и многие доникейские отцы, положительно отзывается о Эвгемере и других философах-рационалистах на том основании, что они, по крайней мере, видели недостатки язычества. Однако больше всего он хвалит Платона, чьи апофатические взгляды на Бога служат прообразом христианства.

Фигура Орфея видна на протяжении всего повествования, а Климент противопоставляет его песня, представляющая языческие суеверия, с божественным Логосом Христа. Согласно Клименту, только через обращение в христианство человек может полностью участвовать в Логосе, который является универсальной истиной.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Буррус, Вирджиния (2010). Позднее древнее христианство. Филадельфия: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-9720-4.
  • Дроге, Артур Дж. (1989). Гомер или Моисей?: Раннехристианские интерпретации истории культуры. Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-145354-0.
  • Фергюсон, Джон (1974). Климент Александрийский. Нью-Йорк: Ardent Media. ISBN 978-0-8057-2231-4.
  • де Хауреги, Мигель Эрреро (2010). Орфизм и христианство в поздней античности. Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020633-3.
Внешние ссылки
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Protrepticus

.

Последняя правка сделана 2021-06-02 08:48:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте