греческое слово aoidos (ἀοιδός; множественное число: aoidoi / ἀοιδόι) относится к классическому греческому певцу. В современном гомеровском учении aoidos используется некоторыми как технический термин для квалифицированного устного эпического поэта в традиции, которой придерживаются Илиада и Одиссея считаются принадлежащими (сравните рапсод ).
В классическом греческом языке слово aoidos, «певец», является существительным-агентом, происходящим от глагол aeidein (ὰείδειν) или adein (ᾄδειν), «петь». Он встречается несколько раз в различных формах в Илиаде и Одиссее в отношении поэзии:
В мире, описанном в этих стихах, написание практически неизвестно (хотя его использование подразумевается в одном второстепенном эпизод, рассказ о беллерофонтах ); вся поэзия - «песня», а поэты - «певцы». Позже, в пятом и четвертом веках исполнение эпической поэзии было названо рапсодией, а ее исполнитель рапсодос, но это слово не встречается ни в ранних эпосах, ни в современной лирической поэзии, поэтому неизвестно, было ли это слово. Гесиод и поэт (ы) Илиады и Одиссеи считали бы себя рапсодами (это утверждал Вальтер Беркерт, и некоторые недавние Ученые считают, что рапсод по определению был исполнителем фиксированного письменного текста, а не творческим устным поэтом). Неизвестно даже, в какой степени создатели устной эпической поэзии были специалистами. Фемий и Демодок в «Одиссее» изображены исполняющими как эпические, так и неэпические песни.
Однако определенно существовала профессия аоидо. Евмей, персонаж «Одиссеи», говорит, что певцы (аойдои), целители, провидцы и ремесленники, скорее всего, будут приняты как гости, а нищие - нет; За пределами мира, описанного Гомером, Гесиод приводит аналогичный список в форме пословицы о профессиональной ревности:
Поттер ненавидит гончара, а ремесленник ненавидит ремесленника;. Нищий завидует нищему, певец певец.
— Гесиод, Работы и дни 25–26.Согласно «Илиаде» и «Одиссее» певцы черпали вдохновение из Музы. Гесиод описывает, как музы посещали его, когда он пас своих овец на горе Геликон, и даровали ему это вдохновение, позволяя ему петь о будущем, а также о прошлом. Анекдот в «Илиаде» о Фамирисе показывает, что музы могли забрать то, что они дали. Как и в некоторых других культурах, слепые люди иногда становились певцами: Демодок в «Одиссее» слеп, а легендарный создатель «Илиады и Одиссеи» Гомер часто считался слепым.
Аудитория выступлений aoidoi варьировалась в зависимости от жанра и обстоятельств (см. Список выше). Согласно «Илиаде», женщины участвовали в сетованиях, а иногда и возглавляли их. Многие из стихотворений Сапфо адресованы женщинам и, кажется, предполагают, что их аудитория - женщины. В повествовательной (эпической) поэзии иногда говорят, что аудитория была исключительно мужчинами; это преувеличение (например, Пенелопа слушает и прерывает одно из представлений, изображенных в «Одиссее»), но, вероятно, в значительной степени это правда из-за уединения женщин в ранней Греции.
На основе сравнительного изучения устной речи было показано, что Илиада и Одиссея (а также работы Гесиода ) происходят из традиции устных эпосов. В традициях устного повествования нет точной передачи текстов; скорее, истории передаются из поколения в поколение бардами, которые используют формулы, чтобы помочь запомнить огромное количество строк. Эти поэты были носителями древнегреческой устной эпической традиции, но о них мало что известно. Когда бы ни происходило сочинение (чаще всего предлагаются даты между 750 и 600 гг. До н.э.), современные поэты и писатели, которые могли знать о нем, не замечали этого события и не называли поэта (ов). Согласно классическим греческим источникам, Гомер жил задолго до того, как были написаны эти два стихотворения.