Альмира, Кёнигин фон Кастильен («Альмира, королева Кастилии», HWV 1; полное название: Der in Krohnen erlangte Glücks-Wechsel, oder: Almira, Königin von Castilien) первая опера Георгия Фридриха Генделя, написанная, когда ему было 19 лет. Впервые он был исполнен в Гамбурге в январе 1705 года.
Гендель пришел к город Гамбург летом 1703 года. Играл скрипачом в театре на Генземаркт, местном рынке. Позднее он также играл в оркестре на клавесине. Его первая опера, анонсированная как Зингшпиль, хотя в ней нет устного диалога, состоялась премьера 8 января 1705 года, после того как она была написана за несколько месяцев до этого.
Итальянское либретто было написано Джулио Пансьери в Венеции в 1691 году для оперы Джузеппе Бонивенти «Альмира». Немецкий перевод, использованный Генделем, был сделан Фридрихом Христианом Феусткингом. Речитативы оперы на немецком языке, и хотя большинство арий также на немецком, многие на итальянском, как это было принято в оперном театре в Гамбурге.
Альмира - единственный пример среди множества произведений Генделя. оперы без роли для кастрата.
Альмира имела оглушительный успех. Всего опера была исполнена двадцать раз, пока ее место не заняла следующая опера Генделя Нерон, музыка которой не сохранилась.
Первое современное исполнение Альмиры состоялось 23 февраля 1985 года, в день 300-летия Генделя, в Städtische Oper Лейпцига.
Как и все оперы Генделя, после того, как многие годы не исполнялись, «Альмира» сегодня представлена оперными театрами и фестивалями. Среди других представлений, Альмира была поставлена на опережение в Нью-Йорке в 2012 году и на Бостонском фестивале старинной музыки в 2013 году.
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 8 января 1705 года. |
---|---|---|
Альмира, королева Кастилии | сопрано | фрау Конрадин |
Эдилия, принцесса | сопрано | Барбара Кейзер |
Консалво, опекун Альмиры | бас | Готфрид Грюневальд |
Осман, его сын | тенор | Иоганн Конрад Дрейер |
Фернандо, сирота | тенор | Иоганн Маттезон |
Раймондо, король Мавретании | бас | Готфрид Грюневальд |
Белланте, принцесса Аранды | сопрано | фрау Ришмюллер |
Табарко | тенор | Кристоф Раух |
Действие вымышленной истории происходит в средневековом Вальядолиде.
Принцесса Альмира унаследовала трон от отца, и опера открывается с ее коронации. Новая королева приходит в замешательство, когда ее опекун Консалво утверждает, что ее отец доверил ему его предсмертное желание, а именно, что Альмира должна выйти замуж за кого-то из «дома Консальво», и, поскольку у него только один сын, довольно беспомощный армейский офицер по имени Осман, казалось ее отец хотел, чтобы она вышла за него замуж. Это неприятная новость для Альмиры, потому что она отчаянно любит своего личного секретаря, молодого человека неизвестного происхождения по имени Фернандо. Осман не недоволен, что его повысили до королевского статуса таким образом, но он тоже уже влюблен в кого-то другого, принцессу Эдилию. Во время изысканного придворного развлечения Альмира ошибочно полагает, что ее возлюбленный Фернандо флиртует с Эдилией, и становится охваченной ревностью. Неугомонный и измученный Осман посещает очередной блестящий праздник, устроенный принцессой Белланте.
Принцесса Белланте влюбилась в Османа, но отец Османа, Консальво, любовно преследует Белланте, что ее раздражает и пытается положить конец. Осман, хотя и влюблен в Эдилию, думает, что быть королевской особой будет великолепно, поэтому очень хочет жениться на Альмире и просит Фернандо, который, как он знает, имеет влияние на Альмиру, поговорить с ней от его имени. Король Мавретании Раймондо, маскируясь под «посла» Мавретании, появляется при дворе Альмиры и пытается завоевать ее любовь. Альмира не заинтересована, она все еще любит своего секретаря Фернандо, хотя она никогда ему об этом не говорила. Она идет к нему, чтобы признаться в своей преданности, но появляется Осман и, желая Альмиру не для себя, а для статуса, который он получит как ее муж, собирается ударить Фернандо, когда Альмира выхватывает у него кинжал. Эдилия узнает о том, что ее возлюбленный Осман теперь хочет жениться на Альмире, и начинает ревновать. Слуга Фернандо по имени Табарко встречает переписку от этих разных людей в этих любовных связях, открывает и читает все их письма.
В тщательно продуманном суде маска в честь Раймондо, Фернандо, Османа и Консальво, аллегорически олицетворяющих Европу, Азию и Африку. Раймондо пытается ухаживать за Эдилией, но она все еще любит Османа. Принцесса Белланте снова отвергает нежелательное внимание Консальво. Фактически, Белланте теперь поражен Османом. Табарко вручает прощальное письмо и семейную реликвию, рубин, от Фернандо Альмире, и когда Консальво видит рубин, он понимает, что Фернандо - его давно потерянный сын. Теперь Альмира может выйти замуж за Фернандо и по-прежнему исполнять предсмертное желание своего отца, Белланте выйдет замуж за Османа, а Эдилия в конце концов примет Раймондо. Все празднуют удачный исход событий.
Альмира представляет собой смесь зрелища, как в первой сцене коронации и маски в третьем акте, танца, комедии и драмы. Пол О'Детт, художественный содиректор Бостонского фестиваля старинной музыки, на котором была поставлена опера в 2013 году, так говорит об этой очень ранней работе подростка Генделя:
С первой страницы увертюра, она просто переполнена гениальностью и изобретательностью. Вы не можете поверить, что увертюра такого великолепия могла быть написана как первая попытка Генделя, потому что большинство композиторов никогда не достигают такого уровня изобретательности за всю карьеру.
Опера написана для двух траверс, двух гобоев, фагота, три трубы, литавры, струнные и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
В 1732 году пьеса была снова исполнена в редакции Георга Филиппа Телемана.
В 1879 году Ференц Лист сочинил транскрипция Сарабанды и Чаконы из вступительного акта этой оперы для его английского ученика по фортепиано Уолтера Бэча. Этот труд, отмеченный критиками как один из самых ярких поздних перефразирований Листа, а также как его единственная постановка пьесы барокко позднего периода его творчества, предвосхищает Ферруччо Бузони. позднемантические постановки Баха. Австралийский ученый Листа и пианист Лесли Ховард записал это произведение как часть полной серии Листа Hyperion Records.
Примечания
Источники