Александр Харди (ок. 1570/1572 - 1632) был французским драматургом, один из самых плодовитых за все время. Он утверждал, что написал около шестисот пьес, но до нас дошли только тридцать четыре.
Он родился в Париже и, кажется, большую часть своей жизни был связан с труппой актеров («Comédiens du Roi »), возглавляемой актером. по имени Валлеран Леконт, которому он поставил пьесы; Харди, возможно, гастролировал по провинции и даже выступал с этой труппой (его участие в этой труппе засвидетельствовано с 1611 года, но, возможно, началось гораздо раньше). Труппа Валлерана Леконта выступала в Париже в 1598-1600 годах в Hôtel de Bourgogne, а затем снова в 1606-1612 годах. После смерти Валлера труппу возглавил актер Беллероз (Пьер Ле Мессье ), и в 1629 году труппа получила исключительные права на Отель де Бургонь. Из-за его сложных отношений с Беллероз в 1627 Харди начал писать для конкурирующей труппы актеров ("") вокруг Клода Дешама, которая выступала в Театре Марэ.
. Многочисленные посвящения Харди, похоже, никогда не приносили ему богатства или даже покровителей.. Его самым могущественным другом был Исаак де Лаффемас (ум. 1657), один из самых беспринципных агентов кардинала Ришелье, и он был в дружеских отношениях с поэтом Теофилем де Виу, обращавшийся к нему в некоторых стихах, помещенных во главе его Театра (1632 г.), и Тристан л'Эрмит испытывал к нему такое же восхищение. Пьесы Харди были написаны для сцены, а не для чтения; и в интересах компании, чтобы они не печатались и не попадали в обыкновенные акции. Харди писал быстро, часто адаптируя пьесы из французских, зарубежных и классических источников (Овидий, Лукиан, Плутарх, Ксенофонт, Квинт Курций Руф, Иосиф, Мигель де Сервантес, Хорхе де Монтемайор, Боккаччо,).
В 1623 году Харди опубликовал Les Chastes et Loyales Amours de Théagène et Chariclée, трагикомедию за восемь «дней» или «драматических стихотворений», а в 1624 году он начал сборное издание своих произведений, Le Théâtre d'Alexandre Харди, Париж, из которых пять томов (1624–1628) были опубликованы, один в Руане, а остальные в Париже.
Сохранившиеся пьесы Харди таковы:
Двенадцать трагедий:
Четыре пьесы, которые по-разному относятся к трагедиям или трагикомедиям:
Десять трагикомедий ::
Три «драматические поэмы»:
Пять пастырей :
Известны также названия еще двенадцати пьес Харди.
Важность Харди в истории французского театра часто упускается из виду. Вплоть до конца шестнадцатого века средневековый фарс и спектакль доминировали на популярной сцене Парижа. Французская трагедия эпохи Возрождения Этьена Жоделя и его последователей была написана для ученых, и в 1628 году, когда работа Харди была почти закончена, и Жан Ротру и Жан Майре были на пороге своей карьеры, известно очень мало литературных драм других авторов, кроме Роберта Гарнье и Антуана де Монкретьена.
Харди воспитал народный вкус и сделал возможным драматическую деятельность семнадцатого века. Он имел богатый практический опыт игры на сцене и соответственно модифицировал трагедию, сохранив пять актов в стихах, но подавив припев (за исключением его самых ранних пьес), ограничив монологи (хотя монологи снова появляются в его более поздних пьесах) и обеспечив действие и разнообразие. в котором было отказано лирической драме Возрождения. Он был популяризатором трагикомедии. Его трагедии близки к модели Сенека (хотя временами они перекликаются с средневековыми пьесами о морали ), но Харди не интересовался Возрождением или классической драматической теорией (Аристотель, Гораций ), три единства (в пьесах Харди много локаций и они длится последние 24 часа) или правила «биензеанса» (его пьесы открыто изображают изнасилование и убийство и часто не содержат благородные персонажи). Стихотворный стиль Харди иногда запутан и неуклюж, и он проявляет определенную любовь к редким или эрудированным словам (обе эти стилистические привычки были бы осуждены Франсуа де Мальерб в тот же период); по этим причинам более поздние критики назвали Харди нечитаемым. Невозможно узнать, насколько драматурги семнадцатого века были ему обязаны в деталях, так как сохранилась лишь часть его работ, но в целом Харди можно приписать создание французского театра действия. Он умер в 1632 году от чумы.