Теофиль де Виу (1590-25 сентября 1626) был французским барокко поэтом и драматургом.
Родился в Clairac, около Agen в Lot-et-Garonne и воспитанный как гугенот, Теофиль де Виу участвовал в протестантских войнах в Guyenne с 1615–1616 гг. обслуживание графа де Кандале. После войны он был помилован и стал блестящим молодым поэтом при королевском дворе. Теофил соприкоснулся с эпикурейскими идеями итальянского философа Лусилио Ванини, ставившими под сомнение бессмертие души. (Ванини обвинили в ереси и магии, и после того, как ему отрезали язык, он был задушен, а его труп сожжен в Тулузе в 1619 году.)
Из-за его еретических взглядов и его распутник образ жизни, де Виу был изгнан из Франции в 1619 году и путешествовал по Англии, но вернулся ко двору в 1620 году. В 1622 году под его именем был опубликован сборник распущенных стихов Le Parnasse satyrique, хотя многие стихи написаны другими. Однако в 1623 г. де Виу был осужден иезуитами по моральным обвинениям за свою бисексуальность. Он был заключен в тюрьму и приговорен к показу босиком перед Нотр-Дам в Париже для сожжения заживо.
Пока де Виу скрывался, приговор был приведен в исполнение в виде чучела, но в конце концов поэт был пойман в бегстве в Англию и помещен в тюрьму Консьержери в Париже почти на два года. Суд вызвал дебаты среди ученых и писателей, было опубликовано 55 брошюр как за, так и против де Вио. Его приговор был изменен на постоянное изгнание, и де Виу провел оставшиеся месяцы своей жизни в Шантийи под защитой герцога Монморанси перед своей смертью в Париже в 1626 году.
Де Виу написал сатирические стихи, сонеты, оды и элегии. Среди его произведений - пьеса «Трагическая любовь Пирама и Тисбе» (исполненная в 1621 году), трагическая история любви Пирама и Тисбы, которая заканчивается двойным самоубийством.
Он написал «Fragment d'une histoire comique» (англ.: Fragment of a Comic Novel, 1623), в котором выразил свои литературные вкусы. Он не был сторонником «метафорической эксцессы и высокой эрудиции» своих современников. Но он также считал «бесплодными» ограничения, предложенные потенциальными реформаторами, такими как Франсуа де Мальерб. Это пренебрежение ограничениями, вероятно, укрепило его репутацию нонконформиста.
Поэтический стиль Де Виу отказался от логических и классицистских ограничений Франсуа де Мальерб и оставался привязанным к эмоциональному и барочные образы позднего Возрождения, например, в его оде Un corbeau devant moi croasse (Ворона передо мной каркает), в которой изображена фантастическая сцена с громом, змеями и огнем (очень похожая на картину Сальватор Роза ). Два его стихотворения - это меланхолические мольбы к королю по поводу его заключения или ссылки, и этот оттенок печали также присутствует в его оде «О солитиде», в которой классические мотивы смешиваются с элегией о поэте посреди леса.
Теофиль де Виу был «заново открыт» французскими романтиками в XIX веке.
Он изображен в фильме Роберто Росселлини Декарт как встречающийся с Декартом в салонах вольнодумцев Парижа перед отъездом Декарта в Голландию в 1618 году.