Аль-Мансур би-Наср Аллах

редактировать
аль-Мансур би-Наср Аллах. المنصور بنصر الله
Золотой динар аль-Мансура, аль-Мансурия, 338.jpg хиджры Золотой динар из аль-Мансур, отчеканен в его новой столице, аль-Мансурия, в 949/50
халифе из династии Фатимидов
Правление17 мая 946-18 марта 953
Предшественникаль-Каим би-Амр Аллах
Преемникаль-Муизз ли-Дин Аллах
Родилсяянварь 914. Раккада
Умер18 марта 953 г. (39 лет)
Выпускаль-Муизз Ли-Диниллах
Полное имя
Куня : Абу Тахир. Имя : Исмаил. Лакаб : аль-Мансур Биллах
Династия Фатимид
Отецаль-Каим би-Амр Аллах
МатьКарима

Абу Тахир Исмаил (арабский : أبو طاهر إسماعيل, романизированный : Абу Шахир Исмаил; 914 января - 18 марта 953), более известный под своим царственным именем аль-Мансур би-Наср Аллах (Арабский : المنصور بنصر الله, романизированный : a л-Мансур би-Нар Аллах, букв. «Победитель с помощью Бога»), был третьим халифом из Фатимидского халифата. в Ифрикия, правивший с 946 года до своей смерти. Он руководил периодом кризиса, когда ему приходилось противостоять крупномасштабному хариджитскому восстанию Абу Язида. Ему удалось подавить восстание и восстановить стабильность режима Фатимидов.

Содержание
  • 1 Ранние годы и вступление на престол
  • 2 Правление
    • 2.1 Подавление восстания Абу Язида
      • 2.1.1 Битва за Кайруан
      • 2.1.2 Преследование Абу Язида
      • 2.1.3 Осада Кияны и смерть Абу Язида
    • 2.2 Укрепление правления Фатимидов в Магрибе
    • 2.3 Восстание на Сицилии и отношения с Византией и Омейядами
  • 3 Смерть и наследие
  • 4 Сноски
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
Ранняя жизнь и вступление в должность

Будущий аль-Мансур Биллах родился Исмаилом в начале января 914 года в дворцовом городе Раккада рядом с Кайруаном. Он был сыном тогдашнего наследника и будущего второго Фатимида имама - халифа, Мухаммада аль-Каима би-Амр Аллаха (r. 934–946), и местная наложница-рабыня Карима, которая когда-то принадлежала последнему Аглабидскому эмиру Ифрикии Зиядат Аллах III. Исмаил не был старшим сыном Аль-Каима; но первенец, аль-Касим, как сообщается, умер раньше своего отца.

Согласно официальной версии событий, 12 апреля 946 года аль-Каим публично провозгласил Исмаила своим наследником с царственное имя аль-Мансура Биллаха, и когда он умер 17 мая, аль-Мансур стал имамом и халифом. Современные историки периода Фатимидов, такие как Хайнц Хальм и, подозревают, что приход к власти аль-Мансура был результатом дворцовой интриги, возглавляемой влиятельным камергером-рабом Джавдхаром, с участие других фигур из гарема аль-Каима. На это указывают несколько факторов: учитывая изнурительную болезнь Аль-Каима, неясно, был ли он вообще способен провозгласить преемника; Первым действием нового халифа было заключение своих дядей и братьев под домашний арест во дворце под надзором Джаудхара; Джаудхар в своих мемуарах утверждает, что Исмаил был тайно назначен наследником отца уже во время прихода на престол Аль-Каима в 934 году, причем сам Джаудхар был единственным, кто доверил свою тайну; и сам аль-Мансур, очевидно, был вынужден составить трактат, защищающий его преемственность, что указывает на оспариваемый характер его вступления.

Царствование

Подавление восстания Абу Язида

Во время его вступления на престол Фатимидский халифат переживал один из самых критических моментов: крупномасштабное восстание под руководством хариджита берберского проповедника Абу Язида захватил Ифрикия и угрожал самой столице аль-Махдия. В результате, по словам историка, «ему пришлось немедленно принять на себя самые тяжелые обязанности, не проходя никакого ученичества в качестве правителя». Аль-Мансур справился с этой задачей: источники Исмаилита (сторонники Фатимидов) и суннитов (антифатимидов) согласны с тем, что аль-Мансур оказался образцовым правителем, восхваляя его эрудиция и красноречие в классическом арабском, а также его храбрость и энергичное руководство в бою.

Пока продолжалось восстание Абу Язида, аль-Мансур и его правительство скрывали смерть своего Отец, задача, которую облегчила затворническая жизнь, которую вел Аль-Каим, редко выходивший из своего дворца во время его правления. Все общественные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени Аль-Каима, и Исмаил действовал якобы только как его назначенный наследник. Действительно, царственное имя аль-Мансур было публично принято только после окончательного подавления восстания. Тем не менее новый правитель быстро доказал свои способности. Еще до смерти своего отца, 16 мая, он отправил морским транспортом оружие и припасы в Сусс и через несколько дней начал скоординированную атаку, чтобы освободить город: 26 мая гарнизон Сусса при содействии Кутама Берберская конница с юга и войска высадились по морю с севера, прорвали осаду города и вынудили Абу Язида отвести свои войска вглубь страны к Кайруану.

Битва за Кайруан

Абу Язид застал Кайруана в восстании против него, и городские ворота закрылись, так что он основал лагерь в двух днях пути от города. Тем временем аль-Мансур встретился с делегацией знати Кайруана в Суссе и объявил полную амнистию в обмен на их обновленную лояльность. 28 мая в городе было оглашено воззвание халифа, и в тот же день армия Фатимидов во главе с самим халифом разбила лагерь к югу от города. Принц Фатимидов был вынужден показать пример, чтобы убедить неуправляемого Кутаму укрепить лагерь рвом и стеной, поскольку берберы считали это признаком трусости и считали раскопки рабским трудом; только после того, как сам аль-Мансур взял лопату и начал копать, их убедили помочь.

Абу Язид напал на лагерь утром 5 июня и был отброшен назад с большим трудом. Согласно рассказу очевидца, аль-Мансур сыграл ведущую роль в отражении нападения, его церемониальный зонтик был явно показан и служил точкой сплочения, но не исключено, что его роль была приукрашена в целях легитимации. Обе армии оставались укрепленными вокруг Кайруана в течение следующих двух месяцев, участвуя в частых столкновениях. Абу Язид несколько раз пытался захватить городские ворота штурмом, но аль-Мансур построил укрепленные лагеря меньшего размера для их защиты. Абу Язид пытался заставить Фатимидов отступить, послав своего сына совершить набег на окрестности аль-Махдии, где многие из Кутамы поселили свои семьи; но хотя аль-Мансур послал несколько войск, чтобы защитить их, он отказался двинуть свою главную армию.

В то время как аль-Мансур медленно наращивал свои численно меньшие силы с контингентами из отдаленных провинций империи Фатимидов, Абу Поддержка Язида стала уменьшаться, когда его последователи покинули его лагерь; только берберы Хавара и Бану Камлан оставались стойко верными ему. С возрастающей уверенностью аль-Мансур выступил со своей армией, чтобы спровоцировать генеральное сражение, но Абу Язид отказался. Наконец, 13 августа Фатимиды штурмовали лагерь повстанцев, и Абу Язид со своими войсками прорвался и бежал. Победа оказалась вдвойне удачной для аль-Мансура: ища поддержки против Фатимидов, Абу Язид вступил в контакт с испанскими омейядами и признал сюзеренитет халифа Абд ар-Рахмана III. Флот Омейядов был отправлен ему на помощь, но когда его командир услышал новости о победе Фатимидов при Кайруане, он повернул назад.

Даже в своей победной депеши в столицу, зачитанной камергером Джаудхаром, ал. -Мансур поддержал выдумку все еще живого Аль-Каима, описывая себя просто как «Меч Имама». Правитель Фатимидов теперь приступил к примирению с гражданами Кайруана: он воздержался от назначения исмаилитского кади над городом, как прежде, вместо этого выбрав старого и уважаемого маликита faqih ; он назначил губернатором не Кутаму, а военного офицера славянского происхождения Кудама аль-Фата; перечислил все налоги в течение двух лет; и предлагал большую часть захваченной добычи в качестве милостыни городской бедноте. В то же время аль-Мансур приказал превратить место своего лагеря к югу от города в новый город-дворец, официально известный как аль-Мансурия, а в местном масштабе - Сабра. Помимо увековечения таким образом его победы, перспектива возвращения резиденции халифа в окрестности Кайруана, старой столицы Ифрикии, была еще одним признаком халифальной благосклонности кайруанцев. Находясь в Кайруане, 18 октября аль-Мансур принял посланника Византийской империи. Неизвестно, какими были дела посланника с халифом, но, скорее всего, они касались возобновления перемирия, действовавшего между двумя державами в южной Италии, которое устраивало обе державы в то время.

Преследование Абу Язида

Пока аль-Мансур оставался в Кайруане, на севере аль-Хасан ибн Али аль-Калби собрал свежие силы Кутамы у Константина и отбили Бежу и Тунис, обеспечив северный фланг халифа. Усиленный тысячей конников из Киренаики, аль-Мансур, 24 октября выступил из Кайруана в направлении Сбиба. Оттуда двинулась армия Фатимидов, которая сопротивлялась атакам повстанцев и приветствовала войска Фатимидов как освободителей. Ибн Хазар, лидер Зената берберов, послал посланника, чтобы заявить о своей верности. Это, в свою очередь, вынудило Абу Язида бежать на юг и обходить территории Зенаты через пустыню. Аль-Мансур следовал за ним до Бискры, но местные гиды не советовали следовать за лидером повстанцев, так как маршрут был опасен для армии. В Бискре губернатор Мсила и Заб области представился халифу в покорности, взяв с собой юношу, которого провозгласили пророком в Оресе. регион. Проведя его через лагерь, аль-Мансур заживо содрал с юношу кожу и набил чучело.

Когда халиф узнал, что Абу Язид нашел убежище в горах Джебель-Салат, к западу от Шотт-эль-Ходна 207>озера, он повел свою армию на север к Тубне, а затем на запад, вдоль северного берега Шотт-эль-Ходна. Абу Язид противостоял армии Фатимидов в городе Магра 9 декабря, но потерпел поражение. После победы делегации из племен и поселений региона начали прибывать в Мсилу, чтобы заявить о своей верности аль-Мансуру, включая сына Ибн Хазара, Якуба. Вскоре после этого Абу Язид атаковал армейский лагерь аль-Мансура возле Мсилы, но снова был отброшен. Аль-Мансур послал свои войска в горы Ходна, чтобы преследовать мятежника, но Абу Язид снова бежал в Джебель-Салат. Когда войска Фатимидов преследовали его там, он снова бежал в пустыню, и на этот раз аль-Мансур решил последовать за ним. После изнурительного одиннадцатидневного марша по пустыне он был вынужден повернуть назад, только потому, что тяжелая зима нанесла еще больший урон его армии.

Не имея возможности следовать за Абу Язидом, аль-Мансур вместо этого повернул на север, чтобы территория Санхаджа берберов, лидер которых, Зири ибн Манад, когда-то покорился Аль-Каиму. Зири вышел и лично представился халифу Фатимидов и был щедро вознагражден. После приказа повернуть назад на восток, аль-Мансур 10 января 947 года тяжело заболел и заболел лихорадкой и оставался прикованным к постели в течение двух недель. После выздоровления он направился в Мсилу. Абу Язид теперь поселился в разрушенной крепости Азбих (византийская эпоха) недалеко от Мсилы. Аль-Мансур послал приказ о новых сборах в Кутаму, которые должны были быть проведены на их родине в Малой Кабилии, в то время как Ибн Хазар повторил свои заявления о лояльности, в том числе запросил правильную формулу для хутбы для использования в пятничной молитве и при чеканке монет. Этот запрос означал окончательное принятие Зенатой суверенитета Фатимидов. Приверженность Зенате также означала, что Абу Язид был отрезан от снабжения. 6 марта аль-Мансур в сопровождении 4000 своей кавалерии и 500 санхаджи отправился в Азбих. Они обнаружили, что крепость заброшена, но когда они повернули назад, на арьергард внезапно напали Абу Язид и его люди. В завязавшемся сражении правитель Фатимидов снова одержал победу, и Абу Язиду, раненному, с трудом удалось спастись. Вместе с письмом, в котором объявляется о своей победе, аль-Мансур отправил 1070 отрубленных голов повстанцев в Кайруан.

Осада Кияны и смерть Абу Язида

Абу Язид снова бежал в горы Ходна, и аль-Мансур преследовал его там. Войска Фатимидов безжалостно преследовали лидера повстанцев по узким горным тропам. Лагерь Абу Язида был захвачен и сожжен, но ему удалось найти убежище в крепости Кияна (недалеко от более позднего форта Бени Хаммада ). Аль-Мансур не сразу напал на него там; скорее, дождавшись новых набегов Кутамы, он приступил к методичному покорению гор, не давая Абу Язиду найти убежище, если ему снова удастся сбежать. Только после окончания рамадана, 26 апреля, он двинулся к крепости под проливным дождем.

Крепость, расположенная на крутой скале на горном плато, была помещена под осады с осадными машинами, доставленными из Ифрикии по морю и переправленными через горы. Осажденные неоднократно пытались прорвать осаду вылазками, но были отброшены. В начале июня соседние крепости Шакир и Аккар, также удерживаемые повстанцами, сдались, и 14 августа 947 года было совершено последнее нападение на Кияну. Одетый в расшитую золотом красную одежду, аль-Мансур лично участвовал в бою верхом на лошади. После ожесточенных боев около полудня оборона была сломлена, и осажденные отошли в крепость. Аль-Мансур предложил помилование, если они выдадут Абу Язида, но они отказались. На рассвете следующего дня осажденные попытались прорваться в безопасное место, но потерпели поражение. Абу Язиду удалось бежать, но он упал в овраг и попал в плен. Тяжело раненный, он был допрошен калифом и скончался от полученных ран через четыре дня, 19 августа. Его кожа была засолена и набита, чтобы ее выставляли напоказ в каждом городе, через который победоносный халиф проходил на обратном пути.

Поражение Абу Язида стало переломным моментом для династии Фатимидов. Как комментирует историк Майкл Бретт, «при жизни Абу Язид поставил династию [Фатимидов] на грань разрушения; в смерти он был находкой», поскольку он позволил династии возродиться после неудач «Аль-Ка». я правление. С этой целью он был увековечен в историографии Фатимидов как «Ложный Мессия» (ал-Масих ад-Даджжал ), а восстание было задумано как апокалиптическое событие, предсказанное аль-Махди, для чего он построил аль-Махдийю «как убежище для династии от великого врага и цитадель, из которой затем будет завоеван весь мир», и победа над ним как истинное возрождение династии. В самый день смерти Абу Язида аль-Мансур объявил себя имамом и халифом и публично принял свой царственный титул аль-Мансур би-Накр Аллах, «Победитель с помощью Бога».

Укрепление правления Фатимидов в Магрибе

Во время возвращения армии в Мсилу на них напал какой-то Зената, который отказался подчиниться вместе со своим лидером Ибн Хазаром. По словам Хайнца Хальма, это было «последнее восстание против правления Фатимидов в центральном Магрибе». Даже самые решительные партизаны Абу Язида, Бану Камлан, вскоре подчинились властям Фатимидов в обмен на помилование.

Один из Джедаров, которых аль-Мансур посетил во время своего пребывания в Тахерте в 947 году <278 Теперь Аль-Мансур намеревался вернуться на восток, но ему помешали, когда пришло известие о потере Тахерта. Город был завоеван Фатимидами уже в 909 году, но удерживался лишь незначительно под полуавтономным правлением вождей берберского племени микнаса ; один из них был заключен «Аль-Каимом» в аль-Махдии, но сумел бежать в суд Омейядов. С их помощью он отплыл обратно в Магриб и захватил Тахерт от имени Абд аль-Рахмана III. Халиф Фатимидов отправился из Мсилы 7 сентября, чтобы вернуть город, но когда он прибыл в Тахерт 20-го числа, он обнаружил, что Хамид ушел: он и его последователи отплыли обратно в Испанию. В отместку халиф выкопал кости своих родственников и сжег их, а также минбар мечети, из которой была прочитана пятничная молитва от имени его соперника Омейядов. Находясь в Тахерте, аль-Мансур снова тяжело заболел и был близок к смерти, вплоть до того, что его последнее завещание было написано. После выздоровления он возглавил экспедицию против берберов лувата, но когда они отступили в пустыню, ничего не добилось. Халиф также провел некоторое время, осматривая достопримечательности, посетив водопады и Джедары, позднеантичные курганы г. В последнем месте у него была надпись, созданная Соломоном, генералом византийского императора Юстинианом I, переведенная для него.

Оставив придворного евнуха Масрура как губернатор Тахерта, он отправился в обратный путь на восток 2 января 948 года, а через одиннадцать дней триумфально вошел в свою новую столицу аль-Мансурию через «Ворота Побед» (bāb al-futūḥ). 14 февраля он покинул аль-Махдию, чтобы противостоять сыну Абу Язида Фадлю, который все еще сопротивлялся Фатимидам в Оресе. Армия халифа прошла через Сбейтла в Гафса, повстанцы отступили перед ними, не вступая в бой, и отступили на свои базы в Оресе. Кампания, по-видимому, была главным образом направлена ​​на укрепление репутации назначенного наследника аль-Мансура, Маадда (будущего аль-Муизз ли-Дин Аллах ), поэтому после разграбления крепости Мидес и опустошив его окрестности, в которых фатимидский принц достойно отличился, армия вернулась к еще одному триумфальному вторжению в аль-Мансурию 28 марта. Вскоре после этого суд покинул новую столицу, которая еще не была достроена, в аль-Махдию, где аль-Мансур впервые с большой помпой отпраздновал Ид аль-Фитр как халиф. В своей проповеди в мечети аль-Мансур публично истолковал свою победу над «Лжемессией» как знак божественного благоволения, отметив, что Бог «желает обновить и укрепить нашу династию». В знак своей новой уверенности аль-Мансур в это время освободил двадцать членов династии Аглабидов, которые находились в заключении с 909 года: им были вручены богатые подарки и разрешено уехать в Египет.

Тем временем, Сын Абу Язида Фадл был убит предательством губернатора Мдилы. Его отрубленная голова была отправлена ​​халифу, который отправил ее вместе с чучелом своего отца на Сицилию. Корабль затонул, но труп Абу Язида был выброшен на берег в аль-Махдии, где он был распят и выставлен на всеобщее обозрение. Другие сыновья Абу Язида, Язид и Айюб, пытались продолжить сопротивление в Оресе, но вскоре они тоже были убиты.

Восстание на Сицилии и отношения с Византией и Омейядами

25 В апреле 947 г. восстание, возглавленное семьей Бану ат-Табари в Палермо, свергло правителя Фатимидов Сицилии. Повстанцы считали Ибн Аттафа слишком слабым и пассивным против византийцев в южной Италии, что позволило последним прекратить платить согласованную дань в обмен на перемирие. Это было серьезной проблемой для ведущих сицилийских арабских кланов, которые зависели от дани в отсутствие возможности собирать грабеж через набеги.

Чтобы справиться с восстанием, аль-Мансур выбрал человека, который отличился при подавлении восстания Абу Язида губернатор Туниса аль-Хасан ибн Али аль-Кальби был назначен новым губернатором Сицилии. Когда он прибыл в аль-Мансурию в январе 948 года, он привел с собой византийского стратега из Калабрии. Его миссия неясна, но, вероятно, византийцы стремились возобновить перемирие, которому угрожали события на Сицилии, где новая доминирующая фракция могла возобновить набеги против них во имя джихада в поисках грабежа. Весной 948 года аль-Хасан аль-Кальби прибыл в Мазара с флотом и армией, в то время как без его ведома повстанцы отправили делегацию, чтобы подать прошение о назначении нового губернатора из аль-Мансура. По прибытии на Сицилию аль-Кальби был проинформирован о миссии делегации, но, тем не менее, двинулся на Палермо. Повстанцы быстро потеряли поддержку, и ведущие знатные деятели без боя сдали ему город. Аль-Кальби заключил в тюрьму лидеров повстанцев, как и аль-Мансур с делегацией повстанцев в Ифрикии. Быстрое восстановление контроля Фатимидов над Сицилией, по-видимому, также привело к возобновлению перемирия с Византией на три года и, вероятно, к выплате задолженности в виде дани. Аль-Хасан аль-Кальби станет первым из серии губернаторов Калбидов острова, которые будут править им как наместники Фатимидов до 1053 года.

Великая мечеть Кайруана

В начале сентября 948 года., суд Фатимидов переехал в аль-Мансурию, которая теперь стала официальной резиденцией халифа. Государственный монетный двор, казначейство и швейные фабрики остались в аль-Махидье под контролем Джаудхара. Поскольку мечеть новой столицы была незавершенной, аль-Мансур стал единственным фатимидским халифом, который молился и проводил пятничную молитву в Великой мечети Кайруана.

Перемирие с Византией длилось недолго. В 949 г. византийцы и Омейяды обменялись посольствами в своих судах и, очевидно, договорились о союзе против Фатимидов: следующим летом византийцы атаковали позиции Фатимидов на юге Италии, а в 951 г. флот Омейядов захватил Танжер, давая суду Омейядов еще одну базу (наряду с Сеутой ), с помощью которой он мог оказывать влияние на племена и правителей западного Магриба и продвигать среди них антифатимидскую коалицию. Узнав о прибытии свежих византийских войск в Италию, аль-Хасал аль-Кальби обратился за подкреплением в Ифрикии. Аль-Мансур лично руководил подготовкой в ​​Тунисе, поставив экспедиционный корпус из 10 500 человек под командование славянского евнуха Фараджа (или Фараха).

В мае 951 года Фатимиды высадились около Региона и безуспешно напали на Герация, уйдя после уплаты дани, как только византийская армия помощи подошла к городу. То же самое повторилось в Кассано, прежде чем аль-Хасан аль-Кальби и Фарадж отвели свои войска обратно на Сицилию, на зимние квартиры в Мессине. Хотя византийцы также отвели свои войска в Апулию, это привело в ярость аль-Мансура, который ругал своих командиров за их робость. Следующей весной два фатимидских командира, подчиняясь приказу халифа, снова высадились в Калабрии. 7 мая Фатимиды нанесли тяжелое поражение византийской армии под командованием Малакена и Пасхалиса близ Герации и продолжили разграбление и ее, и. В результате византийцы предложили возобновить перемирие с уплатой дани. В знак своего успеха аль-Хасан аль-Кальби построил мечеть в Реджио и обязал византийцев не позволять ни одному мусульманину использовать ее и искать там убежища и убежища.

Смерть и наследство

Аль-Мансур провел большую часть своего правления в повторяющихся приступах тяжелой болезни, которая временами приводила его почти к смерти. Тем не менее он продолжал активно работать в правительстве и, в отличие от своего отца, проявлять себя на публичных мероприятиях и фестивалях до конца своей жизни. Последний такой случай имел место 19 февраля 9531 года, когда он руководил церемонией праздника Курбан-байрам, лично читая молитву в Кайруане. Он умер 19 марта, оставив свое царство своему сыну Мааду, который стал халифом под именем аль-Муизз ли-Дин Аллах (р . 953–975).

Аль -Мансур, сначала как бессильный наследник, а затем как стоически страдающий правитель, был превознесен в более поздних учениях Исмаилитов как образец и как жертва, которая искупила верующих. В то же время его жизнь и безвременная смерть возбудили народное воображение. Как отмечает историк Хайнц Хальм, «если аль-Мансур окажется так же плохо, как другие Фатимиды в книгах непримиримого Маликиса, юного победителя над ужасными полчищами Абу Язид по-прежнему пользовался популярностью у жителей Кайруана и впервые проявил нечто вроде верности своему дому ».

Сноски
Ссылки
Источники

.

Аль-Мансур би-Наср Аллах Династия Фатимидов Дата рождения: январь 914 г. Умер: 19 марта 953
Регламентские титулы
, предшествовавшие. аль-Каим би-Амр Аллах Фатимидский халиф. 17 мая 946 - 18 марта 953Преступники. аль-Муизз ли-Дин Аллах
Титулы шиитского ислама
Предшествующий. аль-Каим би-Амр Аллах 13-й Исмаилит Имам. 17 мая 946 - 18 марта 953Преемник. ал-Муизз ли-Дин Аллах
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:05:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте