История | |
---|---|
События | полное лунное затмение |
Джедарс (французское написание : Джеддары ) - это тринадцать Берберов мавзолеев, расположенных к югу от города Тиарет в Алжире. Название происходит от арабского : جدار jidār (стена), которое в местном масштабе используется для обозначения древних монументальных руин. Эти доисламские гробницы относятся к поздней античности (4-7 вв. Н.э.).
Гробницы расположены на вершинах двух холмов в гористой местности Район Френда, примерно в 30 км к югу от Тиарет. Есть три гробницы на Джебель-Лахдаре (35 ° 06′47 ″ N 1 ° 12′45 ″ E / 35,113098 ° N 1,212475 ° E / 35,113098; 1,212475 ), и десять на Джебель-Арави (35 ° 03′48 ″ N 1 ° 11′01 ″ E / 35,063391 ° N 1,183733 ° E / 35.063391; 1,183733, также известный как Ternaten) в 6 км к югу от первая группа. Размер могил и их расположение указывают на то, что они были построены для королевской семьи. На протяжении многих веков они систематически грабятся и, следовательно, находятся в состоянии разорения.
Памятники устанавливались прямо на грунт или при очень неглубокой выемке грунта. Часть камня добывалась из местного известняка и песчаника, часть была переработана из близлежащих поселений и некрополей прежних времен. Материалы широко варьируются: каменные блоки 1-1,5 м. длинные частично одетые блоки до 2,4 м. длинные плиты из натурального камня с минимальной отделкой, старые надгробия и фрагменты старых зданий. Большая часть конструкции - сухой камень ; известковый раствор используется экономно.
Тринадцать джедаров имеют много общих черт. Есть также много общего с гораздо меньшими берберскими гробницами, называемыми базинами, которые распространены в зоне до Сахары. Это показывает, что они представляют коренную берберскую архитектуру, несмотря на использование ими римских архитектурных приемов и средиземноморской христианской иконографии.
Характеристики:
Считается, что твердые тела джедары, не содержащие погребальных камер, могут покрывать единственную гробницу, выкопанную в скале.
Кажется, что на джедарах Джабала Лахдара есть дарственная надпись на одной стороне верхней части. Эта надпись была на латинском языке, но не была глубоко выгравирована и, следовательно, во всех случаях теперь почти неразборчива; вписанные блоки также сильно повреждены. Достаточно только подтвердить, что это были гробницы, а не чьи. Однако на этих джедарах можно увидеть огромное количество следов каменотесов, от отдельных букв до частичных имен. Большинство из них также латинские, некоторые постулируются как тифинаг. Есть несколько ненавязчивых христианских символов и пара грубо вырезанных панелей (очевидно, сцен охоты), похожих на многие древние либико-берберские наскальные изображения.
Самый большой джедар в Тернатене - единственный в этой группе, достаточно нетронутый, чтобы отображать эпиграфию и иконографию. Он содержал большие хорошо выполненные полихромные фрески (теперь почти полностью выветрившиеся) с религиозными сценами, типичными для средиземноморской христианской иконографии V века или позже, что указывает на то, что правящий класс к тому времени стал христианином. Этот джедар также содержит множество латинских надписей на переработанных надгробных плитах и других строительных материалах, датируемых временами Септимия Севера (202-203 гг. Н.э.) до 494 г. н.э. Источник этого переработанного материала точно неизвестен, но в окружающих районах есть несколько больших руин городов и некрополий.
Считается, что три джедара Джабал Лахдара являются Старейший. Относительная хронология внутри этой группы теперь считается известной на основе изучения следов каменщиков. Самый большой, с погребальными комнатами, известный как Джедар А, является самым старым; Вскоре после этого цельный Jedar B был построен многими из тех же мастеров. Последний джедар C, как полагают, был незавершенным, когда он был очень поспешно закончен, а его обитатель погребен, возможно, через поколение. Принимая во внимание ненавязчивый характер христианских символов, считается, что обитатели этих гробниц сами не были христианами, а правили христианскими подданными. Остатки деревянного гроба из Джедара Б вернули дату C14 - 410 ± 50 г. н.э. Калибровка даты в системе OxCal дает диапазон 410–615 гг. Нашей эры с вероятностью 95,4%. Недавнее перечитывание посвящения из Джедара А предложило дату 4-го века.
Единственным джедаром в группе Тернатенов, для которого была предпринята попытка датирования, является самый крупный, Джедар Ф. Поскольку последняя переработанная надгробная плита имеет дату 494 года, он может относиться к VI или VII веку. В отличие от памятников Джабал Лахдара, его погребальные камеры, кажется, были построены для содержания более чем одного человека, поэтому было предложено, чтобы это было династическим, с меньшими джедарами, окружающими его, меньшего дворянства или ранга.
Самое раннее известное упоминание джедаров относится к 947 году, когда халиф Фатимидов Исмаил аль-Мансур проводил военные действия в области Тиарет. Согласно дневнику кампании, который был скопирован несколькими более поздними историками, такими как Идрис Имад ад-Дин и Ибн Халдун, халифу показали джедары в Джабал-Лахдаре и он обнаружил надпись «в римский язык »(предположительно на греческом, но также, возможно, на латинском ). На вопрос о его значении ему сказали, что оно гласит: «Я strategos Соломон. Этот город называется Мавретания. Жители этого города восстали против Императора Юстиниана и его матери Феодоры. Поэтому он послал меня против них, и я построил это здание в ознаменование победы, дарованной мне Богом ». Хотя Ибн Халдун жил в этом районе несколько лет, он больше не упоминал джедаров.
Начиная с 1842 года, французские военные экспедиции в этом районе отметили памятники, в результате чего были сделаны первые археологические описания. Джедар А был открыт очень грубо в 1875 году антикварами, которые не опубликовали свои исследования. В 1882 году профессор Ла Бланшер из Алжирского университета опубликовал подробное исследование джедаров (в основном основанное на предыдущих раскопках) и попытался поместить их в исторический контекст. Его идентификация их как принадлежащих берберскому королю Массонасу, упомянутая историком 6-го века Прокопием, сегодня не поддерживается.
В начале 1940-х годов студент-антрополог доктор Роффо получил разрешение на раскопки. Для этого он использовал взрывчатку, чтобы вскрыть Джедар Б, из которого он получил скелет, который находился в деревянном гробу в гробнице, выкопанной под зданием; то же самое произошло с одним из меньших джедаров в Тернатене. Местонахождение этих скелетов неизвестно (они могут лежать неопознанными в алжирском музее), и доктор Роффо, как говорят, сжег большую часть своих записей в припадке досады после спора с директором отдела древностей (который, вероятно, узнал о его методах «раскопок»).
Во время войны за независимость Алжира джедары были закрыты французскими военными, которые засыпали все входы и заложили мины в некоторых местах. После войны они использовались шаманом для квазиисламских ритуалов плодородия, пока его не выселили местные власти.
В 1968-70 годах алжирка, обучавшаяся у Габриэля Кэмпса в Университете Экс-Марселя, Фатима Кадрия Кадра, провела первое археологическое исследование джедаров с использованием современных систематических методов.. Книга, основанная на ее диссертации, была опубликована Алжирским университетом в 1983 году и остается окончательной справочной информацией. Попытки лагеря (1995) приписать гробницы известным берберским королям, таким как Мастигас и Гармул, считаются спекулятивными.
Дальнейшие исследования был обескуражен нестабильной ситуацией в Алжире с того времени.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с джедарами. |