Авиакатастрофа в Гатове, 1948 год - 1948 Gatow air disaster

редактировать

1948 год Авиакатастрофа в Гатове
Несчастный случай
Дата5 апреля 1948 г.
Краткое описаниеСтолкновение в воздухе
Местооколо RAF Gatow. Берлин, Германия. 52 ° 28′26 ″ N 13 ° 08′17 ″ E / 52,474 ° N 13,138 ° E / 52,474; 13,138 Координаты : 52 ° 28′26 ″ N 13 ° 08′17 ″ E / 52,474 ° N 13,138 ° E / 52,474; 13,138
Общее количество погибших15
Всего выживших0
Первый самолет
BEA Viking 1B в Манчестере.jpg . A BEA Vickers Viking 1B, похожий на самолет, потерпевший крушение в Манчестере в августе 1952 года
ТипVickers 610 Viking 1B
ОператорBritish European Airways
Регистрация G-AIVP
Пункт отправленияВеликобритания
Пункт назначенияRAF Gatow
Пассажиры10
Экипаж4
Выжившие0
Второй самолет
Яколев, Як-3.jpg . Як-3, похожий на упавший самолет
ТипЯковлев Як-3
ОператорВВС СССР
Пассажиры0
Экипаж1
Выжившие0

. Авиакатастрофа в Гатове была столкновением в воздухе в воздушном пространстве над Берлином, Германия, которое произошло 5 апреля, вызвав международный инцидент. Авиалайнер British European Airways (BEA) Vickers VC.1B Viking авиалайнер потерпел крушение около авиабазы ​​RAF Gatow после столкновения с Советские ВВС Яковлев Як-3 истребитель. Все десять пассажиров и четыре члена экипажа на борту «Викинга» погибли, как и советский летчик. Катастрофа привела к дипломатическому противостоянию между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой, и усилила недоверие, приведшее к блокаде Берлина в начале годы холодной войны.

Содержание
  • 1 Историческая справка
  • 2 Сведения о полете
  • 3 Крушение
  • 4 Последствия
  • 5 Запросы
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
Историческая справка

Историческим фоном авиакатастрофы стало нарастание столкновений из-за будущего Берлина и Германии. В конце Второй мировой войны, союзные державы согласились разделить и оккупировать Германию, включая столицу Берлин. Посредством ряда соглашений было решено разделить Германию и Берлин на четыре сектора; американцы, англичане и французы разделили западную половину Берлина, а Советы заняли Восточный Берлин. Разделение Германии поместило Берлин в пределах советской зоны оккупации, и поставки в Западный Берлин должны были доставляться либо по суше, либо по воздуху из американских, британских и французских зон в западной половине Германии. Германией совместно управляли союзники военного времени через Союзный Контрольный Совет, который периодически собирался для координации событий и обсуждения будущего Германии; в то время как Берлином совместно управляла Командатура союзников.

В 1947 году между Соединенными Штатами, Соединенным Королевством и Советским Союзом началось напряженное дипломатическое и военное противостояние из-за будущего Германии. Американцы и западноевропейские союзники хотели включить контролируемые ими секторы Германии в план Маршалла, экономический план восстановления Европы после разрушительной войны. Советы восприняли план Маршалла как основу для антисоветского альянса и заставили американцев, британцев и французов отступить. 20 марта 1948 г. советский представитель покинул заседание Контрольного совета союзников, а 31 марта 1948 г. Конгресс США одобрил финансирование плана Маршалла. Затем советские войска начали блокировать коридор, по которому грузы из западных зон Германии попадали в Западный Берлин. В ответ все большее количество самолетов доставляло грузы из Западной Германии на аэродром Темпельхоф в американском секторе и аэродром Гатов в британском секторе Берлина. В то же время советские военные самолеты начали нарушать воздушное пространство в Западном Берлине и препятствовать (или, как военные называли "шум") полеты в Западный Берлин и из него. Несмотря на опасность полета в таких условиях, гражданские самолеты продолжали прилетать и вылетать из Берлина.

Сведения о рейсе

Самолет, участвовавший в инциденте, был Vickers 610 Viking 1B с регистрационным номером G-AIVP; и впервые поднялся в воздух в 1947 году. Экипаж BEA состоял из четырех человек, все из которых были бывшими членами Королевских ВВС. На борту было десять пассажиров, большинство из которых были британцами.

Авария

В дни, предшествовавшие инциденту, советские военные самолеты жужжали американские и британские пассажирские самолеты, когда они проходили через западные зоны. города. "Викинг" выполнял регулярный коммерческий рейс из Лондона через Гамбург в RAF Gatow в британской зоне Берлина. Примерно в 14:30, когда «Викинг» находился в зоне безопасности аэропорта, выровнявшись, чтобы приземлиться, сзади приблизился советский Як-3. Очевидцы показали, что, когда "Викинг" перед заходом на посадку сделал левый поворот, истребитель нырнул под ним, резко набрал высоту и задел левое крыло авиалайнера правым крылом. Удар оторвал оба сталкивающихся крыла, и «Викинг» врезался в советский сектор, в [de ], Staaken, недалеко от британского сектора (примерно в 2,5 мили (4,0 км) к северо-западу от Гатов), и взорвался. Як-3 разбился возле фермерского дома на Heerstrasse прямо в британском секторе. Все пассажиры обоих самолетов погибли при ударе.

Также было засвидетельствовано, что пилот Як выполнял высший пилотаж до аварии; Советские ВВС не проинформировали Королевских ВВС авиадиспетчеров в Гатове о своем присутствии. Они утверждали, что истребитель заходил на посадку на Даллгоу, соседней советской авиабазе (хотя осмотр обломков показал, что ходовая часть все еще была заблокирована, так что это маловероятно).

Позднее следователи союзников пришли к выводу, что «столкновение было вызвано действиями истребителя Як, который нарушал принятые правила полета и, в частности, четырехсторонние правила полета, участниками которых были советские власти.. "

Последствия
Мемориальная доска в Берлин-Вестенд

Первоначально существовало мнение, что крушение могло быть умышленным со стороны советского пилота. Генерал сэр Брайан Робертсон, британский военный губернатор Германии, немедленно отправился к своему советскому коллеге, маршалу Василию Соколовскому, чтобы выразить протест. Соколовский выразил сожаление по поводу инцидента и заверил Робертсона, что он не был преднамеренным, как Робертсон, похоже, верил; во всяком случае, он отменил свой предыдущий приказ обеспечить истребительную защиту всех британских транспортных самолетов, входящих или покидающих Гатов (американские власти издали аналогичный приказ, и они тоже отменили его).

Британский МИД выступил с заявлением, что «в Лондоне очень серьезно относятся к сегодняшней авиакатастрофе в Берлине». Более того, британские официальные лица посчитали, что советский пилот получил приказ вести себя провокационно.

Были также некоторые разногласия относительно действий Советов сразу после крушения. RAF пожарные машины и машины скорой помощи были отправлены из Гатова к месту крушения «Викинга» и, хотя изначально были допущены в советскую зону, позже им было предложено уехать. Через несколько минут после крушения советские солдаты вошли в британскую зону и установили кордон вокруг разбившегося истребителя. Генерал-майор Герберт, британский комендант Берлина, прибыл и попросил их уйти, но старший офицер отказался. Позже прибыл старший офицер и согласился убрать всех, кроме одного охранника, взамен позволив британскому охраннику разместить над обломками «Викинга».

Запросы

10 апреля была создана британо-советская следственная комиссия. Советский представитель генерал-майор Александров отказался заслушать показания немецких или американских свидетелей, заявив, что относились только британские и советские доказательства, и в любом случае немцы ненадежны. 13 апреля британцы завершили судебное разбирательство, заявив, что они не могут продолжать дело на этом основании.

Вслед за этим генерал Робертсон созвал британский следственный суд, который провел в Берлине 14–16 апреля. Было установлено, что авария была случайной, что вина в аварии была полностью по вине советского пилота, и что капитан Джон Ральф и первый помощник Норман Меррингтон из BEA ни в малейшей степени не виноваты в аварии. Однако Советы заявили, что полностью виноват британский самолет, который вылетел из низкой облачности и врезался в истребитель. Британское расследование узнало, что «Викинг» летел на высоте 1500 футов (457 м), что значительно ниже нижней границы облаков в 3000 футов (914 м).

Сноски
Ссылки
  • Министерство иностранных дел, Отчет следственной комиссии об обстоятельствах столкновения между авиалайнером «Викинг» и советским служебным самолетом 5 апреля 1948 г., 1948 г.
  • «Британский самолет упал недалеко от Берлина», The Times, 6 апреля 1948 г.
  • «Авиакатастрофа в Гатове», The Times, 10 апреля 1948 г.
Последняя правка сделана 2021-07-16 01:37:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте