Зашиверск

редактировать
Герб Зашиверска (1790 г.; в верхней половине воспроизводится герб Иркутска ).

Координаты : 67 ° 27'N 142 ° 37'E / 67,450 ° N 142,617 ° E / 67,450; 142,617 Зашиверск (Русский : Зашиверск; Якутский : Зашиверскай) был городом к северу от полярного круга на территории нынешней Республики Саха (бывшая Якутия), Россия. Он был расположен на правом берегу реки Река Индигирка в месте крутого поворота реки вокруг городища. Основана в 1639 году. Служила городом-крепостью, а затем административным центром. В 1803 году административные функции были переданы на Верхоянск.. Впоследствии город страдал от повторных эпидемий оспы. Он был полностью обезлюден к 1898 году (по одним данным, к 1863 году).

Спасо-Зашиверская церковь (построена в 1700 году) была перенесена в Новосибирск от Алексей Окладников, а сейчас экспонируется в Музее Археологического института РАН.

Содержание
  • 1 Ранняя колония
  • 2 Процветание
  • 3 Упадок
  • 4 Город-призрак
  • 5 Современные исследования
  • 6 Ссылки и заметки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Ранняя колония

С конца Смутного времени небольшие группы русских проникли и колонизировали Дальневосточную Арктику двумя отдельными волнами, исходящими из Белого моря области и с Уральских гор. В 1639 г. рота Постника Иванова, сибирского казака, достигла стоянки Зашиверск и остановилась там на зимовку. Участок, расположенный ниже порога (Шиверы, шиверы, на сибирском диалекте, отсюда и название Зашиверск) реки Индигирки, примерно в 870 км от ее впадения, обозначил перекресток речной путь на Колыму и Чукотку и сухопутный путь (Царская тропа, царская дорога) от Якутска до Нижнеколымска. Постник сообщил об изобилии ценных соболя и рыбы, значительном населении коренных поселенцев и кочевников, а также серебра, которым обладают юкагиры ; воевода из Якутска ответила созданием постоянной колонии, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Русские ввели налогообложение туземцев путем сбора ясак в соболиных шкурах и систематически нарушал самозваные права; аборигены избежали вымогательства, переселившись в отдаленные районы. Дважды, в 1668 г. (Форсайт: 1666-1667) и 1679 г., ламуты открыто восстали и осадили Зашиверск, но колонисты победили и укрепили поселение деревянным частоколом, единственный в своем роде на Индигирке. Ламуты были разогнаны с помощью крепостных орудий, но успешно уничтожили русский караван на пути от реки Яны в Зашиверск. Их активное сопротивление продолжалось до 1692 г., к 1700 г. ламуты и юкагиры были твердо подчинены и прекратили собственные боевые действия среди местных кланов.

Деревянная палаточная церковь Спасителя была возведена в 1700 году. Исследователь Дмитрий Лаптев жаловался в 1741 году, что Зашиверский храм остается единственным православным храмом от устья реки Лены до Анадыря. Известный проповедник Зашиверской церкви отец Алексей Слепцов был ссыльным, сыном бывшего губернатора Москвы. В 1735 г. получил разрешение проповедовать с условием, что никогда не покинет Зашиверск. Он умер в 1783 году в возрасте 74 лет, и его обязанности взял на себя его сын Михаил, доживший до 87 лет.

Процветание
Рисунок Зашиверска между 1785 и 1792 годами Луки Воронина, воспроизведенный в Издание 1948 года мемуаров Фердинанда фон Врангеля

Зашиверск вырос как рыночный поселок, и его ежегодная ярмарка привлекала торговцев со всего Дальнего Востока. В 1786 г. его органический рост был стимулирован учреждением уезда управления; Наплыв правительственных чиновников и их слуг временно превратил его в настоящий город с ратушей, тюрьмой, полицией из тридцати казаков и трактиром. Население достигло пяти сотен, в том числе 64 военных и 8 священнослужителей. Это процветание подробно зафиксировали исследователи Гаврил Сарычев и Джозеф Биллингс, которые также отметили гостеприимство местного Ивана Баннера, этнического датчанина на русской службе. Баннер, помимо повседневных полицейских функций, активно привлекал чукчей к принятию российского гражданства и ревностно отслеживал деятельность иностранных торговцев в этом районе. Позже он вошел в состав Русско-американской компании.

Герб Зашиверска был утвержден в октябре 1790 года вместе с другими гербами Иркутской губернии. Согласно гербу , золотая лисица в черном поле символизировала охотничьих лис как источник пропитания для населения. Чрезмерная охота во время истощения диких животных 18 века; уменьшение торговли мехом означало конец города. В 1803 году, когда Зашиверск утратил свое прежнее экономическое значение как рынок, уезд был упразднен, а все государственные функции были переведены в Верхоянск.

Закат

Арктический исследователь Фердинанд фон Врангель, пересекший Сибирь летом 1820 года и достигший Зашиверска в октябре, отметил, что, хотя после 1786 года поселение расширилось примерно до тридцати постоянных домов (в отличие от более ранних юрт ), после в результате слияния Верхоянского и Зашиверского уездов последний «погрузился в прежнюю нищету». К 1820 году город сократился до пяти домов; Были две русские семьи, якут почтмейстер, православный миссионер отец Михаил и его брат. Врангель был удивлен, обнаружив, что местная церковь ухожена, хотя отцу Михаилу было 87 лет. Он проповедовал в Арктике в течение шестидесяти лет, обратил в веру около 15 тысяч туземцев и все еще мог пересечь свой огромный приход верхом на лошади и охотиться на дичь в горах. Михаил был единственным местным жителем, способным выращивать капусту и корнеплоды коротким арктическим летом. Якуты прихода отца Михаила разделились на более богатых кочевников, пасущих лошадей и скот, и более бедных поселенцев, «речных якутов». Последние поселились вдоль рек и выжили рыболовством, их единственным домашним скотом были ездовые собаки. Зашиверск тогда еще сохранил некоторые из своих логистических функций: пребывание там Врангеля совпало с проходом правительственного каравана с солью и мукой заголовком в Нижнеколымск ; лошадей для каравана предоставили якуты.

Джон Дандас Кокрейн посетил Зашиверск в декабре 1822 г. пешком и посетовал на то, что «из всех мест, которые я когда-либо видел, носящих название города или поселка, это самое лучшее. самое тоскливое и пустынное: моя кровь застыла во мне, когда я увидел это место и подошел к нему ». Он записал семь домашних хозяйств, состоящих из одного человека: двух священнослужителей, вдову, двух унтер-офицеров, почтмейстера и торговца: «Я видел торговое судно с шестнадцатью орудиями и только пятнадцатью людьми, но никогда не видел. раньше видел городок с семью жителями ». Кокрейн похвалил гостеприимство этих людей, которые предоставили ему «роскошную жизнь» и «много рыбы... величайший деликатес, который я когда-либо пробовал».

Город-призрак

Врангель и Кокрейн посетили Зашиверск после того, как население было поражено первой вспышкой оспы в 1816 году. Вторая вспышка, произошедшая в 1840 году, унесла жизни всех оставшихся поселенцев (или, по разным данным, спасла только одну девушку). Исчезновение Зашиверска породило сибирскую легенду : когда местные торговцы нашли брошенный на ярмарке сундук, шаман запретил открывать сундук, в то время как православный священник согласился открыть Это. Торговцы открыли сундук... и выпустили мрачного жнеца. Согласно Джорджу Кеннану, в 1879 году бюрократия считала, что заброшенный город все еще существует, и отправила Германа Шиллера, политического изгнанника из Полтавы, на 3700 миль. марш пешком до Зашиверска. Только тогда весть о гибели города дошла до правительства, и Шиллера отправили в еще один год в Среднеколымск. Похожая вымышленная история была пересказана в «Щепотке соли».

Официально Зашиверск прекратил свое существование только в 1890 году. Гарри де Виндт, путешествовавший по региону в 1902 году, стал свидетелем заброшенного Зашиверска., его руины все еще стоят. Он отметил, что город до сих пор отмечен на современных британских картах и ​​карте Генерального штаба 1883 года.

Современные исследования
Деревянная церковь из Зашиверска (построена около 1700 г.)

В 1969 г. автор Алексей Окладников заново открыл и исследовал останки Зашиверска. По словам археолога Николая Журина, Окладникову сообщили о существовании Зашиверской церкви летчики полярной авиации, которые задавались вопросом, как церковь могла возникнуть и выжить в замерзшей пустыне. Он организовал экспедицию 1969 года и действительно обнаружил, что церковь, оставшаяся без присмотра около века, в хорошем состоянии. Вторая экспедиция, в 1971 году, тщательно разобрала бревенчатую конструкцию (набрав любопытных вертолетных пилотов, которые подняли всю тентовую крышу в сборе) и отправила детали в Академгородок. Волонтеры медленно собирали церковь на месте будущего музея под открытым небом (54 ° 51′0 ″ N 83 ° 10′43 ″ E / 54,85000 ° N 83,17861 ° E / 54.85000; 83.17861 ), но по состоянию на июнь 2006 года интерьеры не были восстановлены, и церковь не была освящена для возобновления службы.

Окладников и его коллеги Гоголев и Ащепков являются авторами окончательной академической книги по сюжет, Древний Зашиверск, напечатанный Наука в 1977 г. В музее под открытым небом (Усть-Алданский улус Саха) установлена ​​копия Зашиверской церкви. Республика ).

Ссылки и примечания
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 07:09:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте