Пять Домов Чана (также называемых Пять Домов Дзэн ) были пятью основными школами чаньского буддизма, которые возникли во время Танского Китая. Хотя в то время они не считались формальными школами или сектами буддизма, сейчас они считаются важными школами в истории чань-буддизма. Большинство линий чан по всей Азии и остальному миру первоначально выросли из пяти первоначальных домов Чана или находились под сильным влиянием их.
Период Даосин (道 信 580–651) и Даман Хунжэнь (弘忍 601–674) стали называть Восточно-горное учение из-за расположения резиденции Хунжэня в Хуаммей. Этот термин использовал Шэньсю, самый важный преемник Хунжэня.
Шэньсю (神秀 606? –706) был самым важным преемником Хунжэня. В 701 году он был приглашен к императорскому двору императрицей Ву, которая оказала ему должное императорское благоговение. В этот период были созданы первые документы о происхождении.
Согласно традиции, шестой и последний наследственный основатель, Хуэйнэн (惠 能; 638–713), был одним из гигантов Чана. истории, и все сохранившиеся школы считают его своим предком. Шэньхуэй, преемник Хуэйнэна, утверждал, что Хуэйнэн был преемником Хунжэня, а не тогда публично признанным преемником Шэньсю. Самым выдающимся из преемников линии Шэньхуэй был Гуйфэн Цзунми
Влияние Шэньхуэя прослеживается в Сутре платформы, которая дает популярное изложение истории Хуэйнэна, но также примиряет созданный антагонизм. пользователя Shenhui. Сам Шэньхуэй не фигурирует в Сутре Платформы; он фактически был выписан из истории Чана.
С Востока Горные Учения нисходят через различные линии передачи Пяти Домов Чана.
Предшественники | ||||
5 | Даман Хунжэнь (601-674) (5-й Патриарх). (WG Ta-man Hung-jen, Jpn. Gunin) | |||
6 | Юйцюань Шэньсю (605? -706). (WG Yü-Ch'uan shen-hsiu, Jpn. Jinshū) | Huineng (638-713). (WG Hui-neng, Jpn. Enō) | ||
7 | Северная школа | Цинюань Синси (660-740). (WG Ch'ing-yüan Hsing-ssu, Jpn. Seigen Gyōshi) | Наньюэ Хуайран (677-744). (wg Nan -yüeh Huai-jang, Jpn. Nangaku Ej) | Heze Shenhui. (WG Ho-tse Shen-hui, Jpn. Kataku Jin'e) |
8 | Шито Xiqian (700-790). (WG Shih-t'ou Hsi-ch'ien, Jpn. Sekit Kisen) | Mazu Daoyi (709-788). (WG Ma-tsu Tao-i, Jpn. Baso Доитсу) | Южная школа . (Школа WG Ho-tse, японская школа Катаку) | |
9 | Школа Фаянь. Школа Юньмэнь. Школа Цаодун ) | Школа Хунчжоу. Школа Линьцзи | ||
Пятое поколение: Гуйфэн Цзунми (780–841). ((圭峰 宗密 WG Kuei-feng Tsung-mi, Jpn. Keih Shūmitu) |
Каждый из пяти домов определялся уникальным методом обучения. методы хулигана значительно отличались от других, хотя для учителей одной школы не было ничего необычного в использовании методов другой.
Школа Гуйян (潙 仰 宗 Guíyáng, Jpn. Игьё) была первой школой Пяти Домов Дзэн. Гуйян назван в честь мастера Гуйшань Линъю (771–854) (Гуй-шань Лин-ю, ип. Исан Рейю) и его ученика Яншань Хуэйи (807-883, или 813–890) (Ян-шань Хуэй-чи, ип. Кьодзан Эджаку).
Гуйшань был учеником Байчжан Хуайхая, китайского мастера дзэн, среди учеников которого был Хуанбо Сиюнь (который, в свою очередь, учил Линьцзи Иньсюань, основатель школы Линьцзи). Основав школу Гуйян, Яншань перевел свою школу в то, что сейчас является современным Цзянси.
Школа Гуйян отличается от других школ тем, что в ней используются эзотерические метафоры и образы в школьных коанах и другие учения.
В течение правления династии Сун (960–1279) школа Гуйян, наряду со школами Фаянь и Юньмэнь, была поглощена школой Линьцзи. Мастер Чань Сюй Юнь, однако, попытался возродить поглощенные линии. Попытка была успешной в отношении школы Гуйян, Сюань Хуа - ее наиболее известного современного представителя.
Линьцзи (кит. : 临济 宗; пиньинь : Линь цзи цзунг) была названа в честь чаньского мастера Линьцзи Инсюань, который был известен тем, что обучал студентов методам, включая крики и удары в попытке помочь студентам достичь просветления. Школа Линьцзи - преобладающая китайская школа Чань.
Школа Цаодун была основана Дуншань Лянцзе и его наследниками Дхармы в 9 веке. Некоторые приписывают имя «Cáodòng» как союз «Dongshan» и «Caoshan» от одного из его наследников Дхармы; однако «Цао» могло также происходить от Каоси (曹溪), «горного имени» Хуэйнэна, шестого предка Чана. Секта делала упор на приемы «безмолвного освещения ».
В 826 году корейский мастер Сеон Дуи, ученик Шестого предка Чан Хуэйнэна, принес Чан / Сон (корейский дзэн) в Корею и основал «Девять горных монастырей Сон», которые приняли название орден Чогье.
В 1227 году Догэн Дзэндзи, бывший студент Тендай, изучал буддизм Каодун и вернулся в Японию, чтобы основать Сото школа. Школа Каодун по-прежнему является респектабельной китайской школой Чань и уступает только Линьцзи по количеству монахов и храмов.
Школа Фаян (法眼 宗) была названа в честь китайского мастера чань Фаян Веньи (Фа-янь Вэнь-и), который жил с 885 по 958 год..
Школа Юньмэнь была названа в честь Юньмэнь Вэньян.
В течение Сун Дома династии (960–1279), Гуйян, Фаянь и Юньмэнь постепенно были поглощены домом Линьцзи. Каодонг был передан в Японию в 13 веке от преп. Руцзин из Храма Тяньтун дост. Догэн, что привело к созданию школы Сото Дзэн.
И Линьцзи, и Цаодун все еще практикуются в Китае сегодня. Дост. Шэн-янь - пример современного учителя Линьцзи и Цаодун. Дост. Сюй Юнь возродил школу Гуйян, школу Фаянь и школу Юньмэнь в Китае.