Раввин. Иегуда Цадка | |
---|---|
Личный | |
Родился | Иегуда Иехошуа Цадка. 13 Январь 1910. Иерусалим, Израиль |
Умер | 20 октября 1991 (1991-10-20) (81 год). Иерусалим, Израиль |
Религия | Иудаизм |
Супруга | Фахима Батат. Тамар Асудери |
Дети | Моше. 4 других сына. 2 дочери |
Родители | Шауль и Симха Цадка |
Альма-матер | Порат Йосеф Иешива |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Раввин Эзра Аттия |
Преемник | Раввин Бен Цион Абба Шауль |
Должность | Рош иешива |
Иешива | Порат Йосеф Иешива |
Начало | Май 1970 |
Похоронен | Санхедрия Кладбище, Иерусалим |
Иегуда Иегошуа Цадка (иврит : יהודה צדקה; 13 января 1910 - 20 октября 1991) был уважаемым сефардским раввином и рошской ешивой. из Иешивы Порат Йосеф в Иерусалиме. Он стал студентом ешивы после своей бар-мицвы и продолжал учиться и преподавать там почти 70 лет.
Цадка родился в Иерусалиме у Шауля Цадки, еврейского купца из Багдада, который иммигрировал. в Османскую Палестину около 1900 года с женой Симхой, племянницей Бен Иш Чай. Семья жила в районе Бейт-Исраэль, и молодой Иегуда посещал Талмуд Тора Бней-Цион в районе Бухарима. После бар-мицвы он поступил в ешиву Порат Йосеф в Старом городе Иерусалима, которая открылась годом ранее. После смерти рош-ешивы Шломо Ланиадо Цадка стал учеником новой рош-ешивы, раввин Эзра Аттия, у которого он продолжал учиться в течение следующих 45 лет.
Цадка был учеником прилежный ученик, который поднялся на вершину своего класса. Днем учился в ешиве, а ночью в синагоге Беэр-Шева в Бейс-Исраэль. Каждую пятницу вечером он занимался в синагоге Шошаним Л'Давид, где собирались сефарды талмидей хахамим (мудрецы Торы).
В 1937 году Аттия предложил Цадку в качестве замены старшего лектора Талмуда, который не смог продолжить обучение. В первый класс Цадки входили раввин Овадия Йосеф, раввин Бен Цион Абба Шаул, раввин, раввин Барух Бен Хаим и раввин, и все они стали лидерами. позиции в мире сефардской Торы. Цадка преподавал в классическом сефардском стиле, уделяя особое внимание талмудическим комментариям к Махарше и Махараму. Как и Аттия, он также делал упор на изучение текстов мусар (этики), таких как Месиллат Йешарим. Он проявил себя как учитель своей способностью настраивать каждый урок на уровень своих учеников.
Цадка отличался любовью к Торе и ее мудрецам, а также желанием и рвением выполнять мицвот. Он жил просто и поощрял своих учеников довольствоваться отсутствием роскоши.
Хотя он имел квалификацию, чтобы служить даяном (религиозным судьей), и его попросили присоединиться к новому региональному бифдину раввин Реувен Кац, рав Петах-Тиквы, Цадка предпочитал продолжать учиться и преподавать в Порат Йосеф.
Во время арабо-израильской войны 1948 года, когда иорданцы армия захватила Старый город, Цадка руководила группами студентов Порат Йосеф, обучающихся в синагогах в окрестностях Геула, Катамон и в квартале Бухарим. После войны он ездил в Англию на четыре месяца, чтобы собрать деньги от имени нового здания ешивы, которое было построено в районе Геула в середине 1950-х годов.
За стенами ешивы Цадка была действует по всему Израилю, побуждая сефардские семьи давать своим детям образование по Торе, а не отправлять их в светские школы. Он выступал на митингах, организованных организацией «Пейлим» от имени просвещения по Торе для новых иммигрантов, и совершал обход в дни регистрации в школах, умоляя родителей зарегистрировать своих детей в школах Торы. После основания Государства Израиль он посетил абсорбционные лагеря, в которых жили сотни тысяч сефардских евреев , которые покинули или были изгнаны из арабских стран., призывая родителей не посылать своих детей в светские школы и поощряя устоявшиеся общины открывать школы Торы для детей иммигрантов.
Когда Аттия умер в мае 1970 года, руководители ешив попросили Цадку стать новой рош-ешивой. Он согласился, но когда он увидел новую табличку на двери своего класса: «Рабби Иегуда Цадка, Рош ешива», он настоял на том, чтобы ее сняли, и отказался называться таким названием.
В 1984 году он опубликовал сефер Коль Иегуда (Голос Иегуды), книгу галаха и аггада, включающую его подход ко всем вопросы жизни.
В последние годы жизни он перенес серию сердечных приступов, но смог выздороветь и вернуться к своему обучению. Даже находясь в больнице, он продолжал свою практику вставания в полночь на тиккун Чацот и молитвы васикин (служба восхода солнца). Во время одной госпитализации его посетил раввин Элазар Шах, который нашел его лежащим на кровати в отделении интенсивной терапии с сэфером, занятым изучением Торы.
Последний раз у него случился сердечный приступ в ночь на пост Гедалии в 1991 году, и он был доставлен в больницу. Через две недели он перенес инсульт и впал в кому. Он умер 20 октября 1991 г. (12 хешван 5752) и был похоронен на кладбище Санхедрии на семейном участке.
Его сменил как рош ешива раввин Бен Сион Авва Шауль. После смерти последнего в 1998 году сын Цадки, раввин Моше Цадка, был назван рош-ешивой геульского отделения иешивы Порат Йосеф.
Цадка женился на Фахиме Батат, дочери раввина Селима Цалаха. Батат из Багдада, 1934 год. У них было пять сыновей и две дочери. Фахима умерла в возрасте 57 лет, после чего Цадка снова вышла замуж за Тамар Асудери, которая пережила его.