Карибскоязычные коренные народы, проживающие в юго-восточной части Гвианского нагорья, региона, разделенного между Бразилией, Суринамом и Французской Гвианой
Ваяна (альтернативные имена: Аджана, Уайана, Алукуяна, Гуак, Оджана, Оркокояна, Пирикси, Урукуэна, Вайано и т. Д.) - карибский народ, расположенный в юго-восточной части Гвианского нагорья, региона, разделенного между Бразилией, Суринамом, и Французская Гвиана. В 1980 году, когда проводилась последняя перепись населения, ваяна насчитывала около 1500 человек, из которых 150 в Бразилии, среди апалаев, 400 в Суринаме и 1000 в Французской Гвиане, вдоль реки Марони. Около половины из них до сих пор говорят на своем родном языке.
Содержание
- 1 История
- 2 Общество и культура
- 3 Политическая организация
- 4 Современные поселения
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 7 Дополнительная литература
История
Согласно устным преданиям и описаниям европейских исследователей 20-го века, ваяна возникла сравнительно недавно как особая группа; современные ваяны считаются объединением более мелких этнических групп, таких как Упулуи, Опагвана и Кукуяна. В восемнадцатом веке предки ваяны жили вдоль рек Пару и Яри в современной Бразилии, а также вдоль верхних притоков реки Ояпок, которая в настоящее время образует границу между Французской Гвианой и Бразилией.
Первое письменное упоминание о племени было в 1769 году, когда экспедиция французского ботаника Патриса наткнулась на деревню Ваяна. К концу 18 века предки ваяна были вовлечены в почти непрерывную военную борьбу с народами тупи, такими как ваямпи, которые гнали их через горы Тумук-Хумак. до верхних притоков реки Литани. Примерно в то же время маруны Алуку, бежавшие с плантаций в Суринаме, были вытеснены вверх по реке Литани голландскими колониальными силами при помощи марунов Ндюка, которые заключили мир с колониальные власти в обмен на военную помощь против «вторжений» со стороны новых групп маронов. С этого момента между ваянами и алуку установились интенсивные торговые отношения, и оба племени часто жили вместе в одних и тех же деревнях. В 1815 году Алуку и Ваяна стали кровными братьями.
Со временем Ваяна мигрировали с Алуку дальше вниз по течению рек Литани и Лава, чтобы оказаться в их современном положении. В 1865 году ндюка бабник Алаби пригласил группу ваянов, все еще живущих вдоль реки Пару в Бразилии, присоединиться к ним вдоль реки Тапанахони в Суринаме, вероятно, вдохновленный соглашением с ваянами, которое у Алуку был. Эта конкретная группа до сих пор живет в деревнях вдоль рек Тапанахони и Палумеу.
Несмотря на ограниченные контакты с посторонними, завезенные болезни изнасиловали племя в начале 20-го века и уменьшили население примерно до 500-600 человек. С 1962 года американские миссионеры из Вест-Индской миссии, которые ранее работали с Тириё, поощряли население концентрироваться в более крупных деревнях и предоставляли доступ на здравоохранение, образование и облегчение обращения населения. Французская часть внутренних дел раньше была территорией Инини, что позволило создать автономную и самодостаточную племенную систему для коренного населения без четких границ. В 1968 году поселения Ваяна во Франции вошли в состав сообщества Гранд-Санти - Папайчтон Французской Гвианы, который через год стал отдельными коммунами. Вместе с коммуной возникли правительственная структура и францизация. В конце 1980-х годов внутренняя война в Суринаме остановила развитие на суринамской стороне, и многие бежали на французскую сторону границы. Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовали начало (эко) туризма, а также нелегальной добычи золота. Наряду с шахтерами появились бары, проституция и азартные игры. Коммуна Марипасула иногда упоминается в основных французских СМИ как «Дальний Запад» из-за высокого уровня преступности.
Общество и культура
Общество ваяна характеризуется довольно низкой степенью социальной стратификации. Деревни часто включают не более одной большой семьи и довольно слабо связаны со своими соседними деревнями родственными узами, брачными обменами, общими ритуалами и торговлей. Миссионерам и представителям государства удалось лишь частично объединить ваяна в более крупные поселения, и, несмотря на то, что ваяны не так кочевые, как раньше, деревни ни в коем случае не являются постоянными и часто покидают их после смерти лидера..
Деревни часто возглавляет шаман или пьяи, которые посредничают в контакте Ваяны с миром духов и божеств, действуют как целители и с которыми консультируются по вопросам, касающимся охоты и рыбалки. Во многих деревнях ваяна до сих пор есть общественные дома или тукусипаны.
Эпутоп
Достижение совершеннолетия долгое время ассоциировалось с ритуалом под названием «путоп или мараке», в котором плетеная рамка, полная жалящих муравьев или ос, прикладывалась к телам мальчиков-подростков и девушки, вышедшие из церемонии взрослыми мужчинами и женщинами. В то время как старшие ваяны все еще в какой-то степени определяют свою ваяну по количеству «путопов», которым они подверглись в течение своей жизни, многие молодые ваяны отвергают необходимость пройти «путоп», чтобы стать ценными членами общества. В результате сегодня мало церемоний "утопов". Одна из недавних церемоний «утопов» состоялась в 2004 году в деревне Талхувен и была организована Эймавале Опойей, внуком лидера ваяны Яномале, по согласованию с французским кинорежиссером Жаном-Филиппом Изелем, который снял документальный фильм о
Несмотря на свою кончину, эпутоп был внесен в список нематериального культурного наследия, составленный французским Министерством культуры в 2011 году.
Политическая организация
До контакта с миссионерами и представителями государства ваяна не признавала формы лидерства, выходящие за рамки деревенского уровня. Однако суринамские, французские и бразильские штаты предпочли централизовать свои отношения с ваянами и для этой цели назначили капитанов, старших капитанов и гранман среди лидеров ваян. Поскольку концепция верховного вождя идет вразрез с идеями политической организации Ваяны, власть этих вождей за пределами их собственных деревень часто ограничена.
В Суринаме Кананоэ Апетина был назначен «главным капитаном». "Ваяны на реке Тапанахони в 1937 году, в то время как Яномале был назначен" старшим капитаном "Ваяны на реках Лава и Литани в 1938 году. После смерти Яномале в 1958 году Анапайке был назначен его преемником и служил лидер ваяны на суринамской стороне реки Лава, пока не умер в 2003 году. Канану Апетина умер в 1975 году, и его сменил, который в настоящее время признан суринамским правительством как гранман всей ваяны в Суринаме. Нынешний главный капитан на реке Лава - [nl ], который был установлен в августе 2005 года.
Текущий гранман Ваяны во Французской Гвиане - Амайпоти, сын первого вельможи Твенке, который проживает в деревне Кулумули.
Современные поселения
Абунасунга Тедамали Кавемхакан Тал. Антекуме Пата Туту Кампу Апетина Паломеу Ияхераи
Манау
Илива Поселения ваяна в Суринаме и Французской Гвиане, а также самые северные деревни Бразилии. В густонаселенном по стандартам Ваяна районе рек Литани и Верхняя Лава только наиболее важные населенные пункты обозначены меткой.
Место | Координаты | Жители | Ривер | Кантри |
---|
Абунасунга (Ленсайдэ) | 4 ° 1'37 ″ с.ш., 54 ° 19'57 ″ з.д. / 4,02694 ° с.ш., 54,33250 ° з.д. / 4,02694; -54,33250 (Абунасунга) | 20 | Лава | Франция |
Тедамали | 3 ° 39'6 ″ с.ш., 54 ° 0′28 ″ з.д. / 3,65167 ° с.ш., 54,00778 ° з.д. / 3,65167; -54.00778 (Тедамали) | 100 | Лава | Франция |
Элахе (Малипахпан) | 3 ° 27′54 ″ с.ш., 54 ° 0′17 ″ з.д. / 3,46500 ° N 54,00472 ° Вт / 3,46500; -54,00472 (Élahé) | 50 | Tampok | France |
Kayodé | 3 ° 23′23 ″ N 53 ° 55′29 ″ W / 3,38972 ° N 53,92472 ° W / 3,38972; -53.92472 (Кайоде) | 70 | Тампок | Франция |
Кавемхакан (Анапаикэ) | 3 ° 24′42 ″ с.ш., 54 ° 1′33 ″ з.д. / 3,41167 ° с.ш., 54,02583 ° з.д. / 3,41167; -54,02583 (Кавемхакан) | 82 | Лава | Суринам |
Алаватаймэни | 3 ° 23′8 ″ с.ш., 54 ° 2′36 ″ з.д. / 3,38556 ° с.ш., 54,04333 ° з.д. / 3,38556; -54.04333 (Alawataimë enï) | 25 | Lawa | France |
Talhuwen (Epoja ) | 3 ° 22′54 ″ N 54 ° 3′1 ″ W / 3.38167 ° N 54,05028 ° Вт / 3,38167; -54,05028 (Талхувен) | 146 | Лава | Франция |
Кулумули (Твенке) | 3 ° 23′1 ″ с.ш. 54 ° 3′16 ″ Вт / 3,38361 ° с.ш., 54,05444 ° Вт / 3,38361; -54,05444 (Кулумули) | 88 | Лава | Франция |
Пилейке | 3 ° 23′13 ″ с.ш., 54 ° 3′11 ″ з.д. / 3,38694 ° N 54,05306 ° W / 3,38694; -54,05306 (Пилейке) | 0 | Лава | Суринам |
Кумакахпан | 3 ° 21′40 ″ N 54 ° 3′31 ″ з.д. / 3,36111 ° N 54,05861 ° W / 3,36111; -54,05861 (Кумакахпан) | 21 | Лава | Суринам |
Antecume Pata | 3 ° 17′53 ″ N 54 ° 4′16 ″ Вт / 3,29806 ° N 54,07111 ° W / 3,29806; -54,07111 (Antecume Pata) | 175 | Lawa | France |
Palasisi (Wapahpan) | 3 ° 17′27 ″ N 54 ° 5'1 ″ з.д. / 3,29083 ° с.ш., 54,08361 ° Вт / 3,29083; -54,08361 (Паласиси) | 15 | Литани | Франция |
Пелея | 3 ° 17′34 ″ с.ш. 54 ° 5 ′22 ″ з.д. / 3,29278 ° с.ш., 54,08944 ° Вт / 3,29278; -54,08944 (Пелея) | 15 | Литани | Франция |
Палимино | 3 ° 17′35 ″ с.ш. 54 ° 5′50 ″ Вт / 3,29306 ° с.ш., 54,09722 ° Вт / 3,2 9306; -54,09722 (Палимино) | 15 | Литани | Франция |
Пилима | 3 ° 17'11 ″ с.ш., 54 ° 6'35 ″ з.д. / 3,28639 ° с.ш., 54,10972 ° Вт / 3,28639; -54.10972 (Пилима) | 40 | Литани | Франция |
Туту Кампу (Кулумули) | 3 ° 34′38 ″ с.ш., 54 ° 57′5 ″ з.д. / 3,57722 ° с.ш. 54,95139 ° W / 3,57722; -54.95139 (Туту Кампу) | 22 | Тапанахони | Суринам |
Апетина (Пилёвиме) | 3 ° 30′37 ″ с.ш. 55 ° 3′7 ″ з.д. / 3,51028 ° с.ш. 55,05194 ° Вт / 3,5 · 1028; -55,05194 (Апетина) | 262 | Тапанахони | Суринам |
Акани Пата | 3 ° 29′50 ″ с.ш. 55 ° 3′53 ″ з.д. / 3,49722 ° с.ш. 55,06472 ° з.д. / 3,49722; -55,06472 (Акани Пата) | 20 | Тапанахони | Суринам |
Паломеу | 3 ° 20′43 ″ N 55 ° 26′35 ″ W / 3,34528 ° N 55,44306 ° W / 3,34528; -55,44306 (Паломеу) | 96 | Тапанахони | Суринам |
Ияхераи | 1 ° 42′23 ″ с.ш., 54 ° 59′22 ″ з.д. / 1,70639 ° с.ш., 54,98944 ° Вт / 1,70639; -54,98944 (Ияхераи) | 52 | Пару | Бразилия |
Манау | 1 ° 35'11 "с.ш., 54 ° 55'14" Вт / 1,58639 ° с.ш., 54,92056 ° Вт / 1,58639; -54,92056 (Манау) | 21 | Пару | Бразилия |
Илива | 1 ° 22′36 ″ с.ш., 54 ° 44′40 ″ з.д. / 1,37667 ° с.ш., 54,74444 ° Вт / 1,37667; -54,74444 (Илива) | 13 | Пару | Бразилия |
максипуримоин | 1 ° 16'41 ″ с.ш., 54 ° 40′33 ″ з.д. / 1,27806 ° с.ш., 54,67583 ° Вт / 1,27806; -54,67583 (максипуримоин) | 65 | Пару | Бразилия |
Алдейя Бона / Апалаи (Карапаэукуру) | 1 ° 12′54 ″ с.ш., 54 ° 39′21 ″ з.д. / 1,21500 ° с. 54,65583 ° Вт / 1,21500; -54,65583 (Алдейя Бона) | 267 | Пару | Бразилия |
Мурей | 1 ° 12′39 ″ с.ш., 54 ° 37′47 ″ з.д. / 1,21083 ° с.ш. 54,62972 ° з.д. / 1.21083; -54,62972 (Мурей) | 20 | Пару | Бразилия |
Капуимен | 1 ° 11′43 ″ с.ш., 54 ° 37′15 ″ з.д. / 1,19528 ° с.ш., 54,62083 ° Вт / 1,19528; -54,62083 (Капуимен) | | Пару | Бразилия |
Тавэукулу | 1 ° 9'8 ″ с.ш., 54 ° 35′17 ″ з.д. / 1,15222 ° с.ш., 54,58806 ° Вт / 1,15222; -54,58806 (Тавэукулу) | 8 | Пару | Бразилия |
Арамапуку | 1 ° 7′4 ″ с.ш., 54 ° 36′58 ″ з.д. / 1,11778 ° с.ш., 54,61611 ° з.д. / 1,11778; -54,61611 (Арамапуку) | | Пару | Бразилия |
Аравака | 1 ° 2′57 ″ с.ш., 54 ° 37′51 ″ з.д. / 1,04917 ° с.ш., 54,63083 ° Вт / 1,04917; -54,63083 (Аравака) | 33 | Пару | Бразилия |
Тапауку | 1 ° 2′20 ″ с.ш., 54 ° 38′37 ″ з.д. / 1,03889 ° с.ш., 54,64361 ° Вт / 1,03889; -54,64361 (Тапауку) | 62 | Пару | Бразилия |
Аливемен | 1 ° 1'57 ″ с.ш., 54 ° 39'28 ″ з.д. / 1,03250 ° с.ш., 54,65778 ° з.д. / 1,03250; -54,65778 (Аливемен) | | Пару | Бразилия |
Курупопано | 0 ° 59'1 ″ с.ш., 54 ° 36′5 ″ з.д. / 0,98361 ° с.ш., 54,60139 ° з.д. / 0,98361; -54.60139 (Курупохпано) | 34 | Пару | Бразилия |
Суисуимен (Сюйсуимен) | 0 ° 51′12 ″ с.ш., 54 ° 38′46 ″ з.д. / 0,85333 ° с.ш. 54,64611 ° з. / 0,85333; -54,64611 (Суисуимен) | 69 | Пару | Бразилия |
Йолокоман | 0 ° 41′59 ″ с.ш., 54 ° 32′24 ″ з.д. / 0,69972 ° с.ш., 54,54000 ° Вт / 0,69972; -54,54000 (Джолокоман) | 38 | Пару | Бразилия |
Ананапиаре | 0 ° 37'16 ″ с.ш., 54 ° 25'51 ″ з.д. / 0,62111 ° с.ш., 54,43083 ° Вт / 0,62111; -54,43083 (Ананапиаре) | 40 | Пару | Бразилия |
Куримурипано | 0 ° 38′38 ″ с.ш., 54 ° 20′39 ″ з.д. / 0,64389 ° с.ш., 54,34417 ° Вт / 0,64389; -54,34417 (Куримурипано) | 24 | Пару | Бразилия |
Итапеки | 0 ° 34'50 ″ с.ш., 54 ° 14'47 ″ з.д. / 0,58056 ° с.ш., 54,24639 ° Вт / 0,58056; -54,24639 (Итапеки) | 21 | Пару | Бразилия |
Пууре | 0 ° 35′13 ″ с.ш., 54 ° 12′32 ″ з.д. / 0,58694 ° с.ш., 54,20889 ° Вт / 0,58694; -54,20889 (Purureh) | 67 | Пару | Бразилия |
Парахпара | 0 ° 29′15 ″ с.ш., 54 ° 6′7 ″ з.д. / 0,48750 ° с.ш., 54,10194 ° Вт / 0,48750; -54.10194 (Парахпара) | 60 | Пару | Бразилия |
Примечания
Ссылки
| Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ваяной. |
- Али, Маурицио и Айлинкаи, Родика. (2013). «Обучение и рост в коренной Амазонии. Система образования общин ваяна-апалаи Французской Гайаны ». Процедуры - Социальные и поведенческие науки (Elsevier ), 106 (10): 1742–1752. ISSN 1877-0428. doi : 10.1016 / j.sbspro.2013.12.196
- Бовен, Карин М. (2006). Overleven in een Grensgebied: Veranderingsprocessen bij de Wayana в Суринаме во Франс-Гайане (PDF). Амстердам: Rozenberg Publishers. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Chapuis, Jean (2007). L'ultime fleur. Ekulunpï tïhmelë. Essai d'ethnosociogenèse wayana (PDF) (Thesis) (на французском). Орлеан: Les Presses Universitaires. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Duin, Renzo Sebastiaan (2009). Wayana Social-политические пейзажи: Multi -scalar Regionality and Temporality in Guiana (PDF). Университет Флориды. CS1 maint: ref = harv (link )
- Fleury, Marie (2018). "Gaan Mawina, le Marouini (haut Maroni) au cœur de l'histoire des Noirs marrons Boni / Aluku et des Amérindiens Wayana ". Открытое издание. Revue d'ethnoécologie 13, 2018 (на французском языке). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Флери, Мари; Opoya, Tasikale; Aloïké, Waiso (2016). «Les Wayana de Guyane française sur les traces de leur histoire». Revue d'ethnoécologie [En ligne ]. 9 (9). doi : 10.4000 / ethnoecologie.2711. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Heemskerk, Мариеке; Дель вуай, Катя; Ноордэм, Дирк; Teunissen, Питер (2007). Базовое исследование ваяны: взгляд на устойчивые источники средств к существованию коренных народов ваяна, проживающих в Пулеовиме (Апетина), Палумеу и Кавемхакан (Анапаике) в Юго-Восточном Суринаме и его окрестностях (PDF). Парамарибо: Stichting Amazon Conservation Team - Суринам. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ricardo, Carlos Alberto, ed. (1983). Povos indígenas no Brasil vol. 3: Amapá / Норти-ду-Пара (PDF). Сан-Паулу: CEDI. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ван Велтхем, Люсия Хусак (1976). "Представители графики Ваяна-Апараи" " (PDF). Boletim do Museo Paraense Emílio Goeldi. 64 : 1–19. Проверено 6 марта 2018 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Van Velthem, Lucia Hussak (1980). "O Parque Indígena de Tumucumaque" (PDF). Boletim do Museo Paraense Emílio Goeldi. 76 : 1–31. Проверено 6 марта 2018 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ван Велтхем, Люсия Хусак (1990). «Os Wayana, as águas, os peixes ea pesca» (PDF). Boletim do Museo Paraense Emílio Goeldi. Série Antropologia. 6 (1): 107–116. Проверено 6 марта 2018 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Van Velthem, Lucia Hussak ( 2009 г.) "Mulheres de cera, argila e arumã: princípios criativos e fabricação material entre os Wayana ". Мана. 15 (1): 213–236. doi : 10.1590 / S0104-93132009000100008. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ван Велтхем, Люсия Хусак (2010a). «Artes indígenas: notas sobre a lógica dos corpos e dos artefatos ". Textos Escolhidos de Cultura e Arte Populares. 7 (1): 19–29. doi : 10.12957 / tecap.2010.12052. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ван Велтхем, Люсия Хусак (2010b). "Os" originais "e os" importados ": referências sobre a apreensão wayana dos bens materiais". Индиана. 27 : 141–159. doi : 10.18441 / ind.v27i0.141-159. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Ван Велтхем, Люсия Хусак (2014). «Змеи де Арума. Fabricação e estética entre os Wayana (Wajana) na Amazônia Oriental». PROA: Revista de Antropologia e Arte. 5 (1). Проверено 6 марта 2018 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Van Velthem, Lucia Hussak; Van Velthem Linke, Iori Leonel H. (2010). Livro da Arte Gráfica Wayana e Aparai: Waiana anon imelikut pampila - Aparai zonony imenuru papeh (PDF). Рио-де-Жанейро: Museu do ndio - FUNAI / IEPÉ. ISBN 978-85-85986-29-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- "Ваяна". Ethnologue.com.
- Wilbert, Johannes; Levinson, David (1994). Encyclopedia of World Cultures. Volume 7: South America. Boston: GK Hall. ISBN 0-8161-1813- 2
Дополнительная литература
- Девиллерс, Кэрол (январь 1983 г.). «Какое будущее у ваянов?» National Geographic. Том 163, № 1. С. 66–83. ISSN 0027-9358. OCLC 643483454.