Матсес

редактировать
Чтобы узнать о языке, см. Язык Матсес.
Матсес
Mayoruna.jpg
Всего населения
ок. 3200 (по разным оценкам после 2000 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Заповедник коренных народов Матсес: ок. 2 000
Языки
Матсес, многие также говорят на испанском или португальском языках.
Религия
Христианин, анимист
Родственные этнические группы
Матис, Корубо

Matsés или Mayoruna являются коренными жителями этого перуанского и бразильской Амазонии. В настоящее время на исконные земли племени вторгаются незаконные лесозаготовки и браконьерство. Эти родины расположены между реками Джавари и Гальвез. Матсе охраняли свои земли как от других коренных племен, так и от чужаков-колонистов.

Примерно 3200 жителей племени матсес говорят на языке матсес, который принадлежит к семейству паноанских языков. За последние тридцать лет они стали преимущественно оседлым народом, живущим в основном в постоянных лесных поселениях. Тем не менее, они по-прежнему полагаются на охоту и собирательство как на большую часть своего существования. Их основной источник дохода - продажа шкуры и мяса пекари.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 Технологии
  • 3 Культура
    • 3.1 Мировоззрение
    • 3.2 Оружие
    • 3.3 Брак
  • 4 Новейшая история
  • 5 Политическая реорганизация коренных народов
  • 6 Земельные права
  • 7 Споры о журналах
  • 8 Муниципальная коррупция
  • 9 Усилия по сохранению
    • 9.1 Сохранение акате Амазонки
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки
    • 12.1 Дополнительные ресурсы

Имя

Слово Matsés происходит от слова "люди" на языке Matsés. Они также известны как Mayoruna. Название Майоруна происходит от языка кечуа (руна сими) и означает «речные люди». В Бразилии людей матсес обычно называют майорунами, а в Перу их обычно называют матсес.

Технология

Семья Матсес досконально знает растительный и животный мир окружающих тропических лесов. Мало что импортируется в общины Матсес, и большая часть того, что им нужно для выживания, поступает из тропических лесов. Традиционно охотились с луком и стрелами.

Культура

Их кухня включает в себя чапо из сладкого напитка из подорожника.

Мировоззрение

В мировоззрении анимиста Матсеса нет различия между физическим и духовным мирами, и духи присутствуют во всем мире. Матсес верят, что духи животных определяют здоровье и успех в охоте. Они стараются не оскорбить духов животных и имеют множество табу на охоту на различные виды животных.

Растения, особенно деревья, представляют собой сложный и важный интерес для Матсес. Каждое растение связано с животным духом. Когда растительный продукт используется в качестве лекарства, его обычно применяют наружно, и шаман разговаривает с животным духом, связанным с этим растением.

Оружие

Луки и стрелы - главное оружие культуры Матсес, хотя в настоящее время они редко используются в личных конфликтах. Обычно они используются только для охоты на животных. Никогда не было известно, что Матсес использовали военные дубинки, как соседние Корубо. Исторически сложилось так, что они использовали духовые ружья, как и у племени Матис в Бразилии; однако недавно они отказались от духовых пистолетов в пользу луков и стрел.

Свадьба

Семьи Матсес часто практикуют полигамию. Кросс-кузенские браки наиболее распространены. Браки заключаются в основном между двоюродными братьями и сестрами: мужчина женится на дочери сестры своего отца (тети).

Недавняя история

Матсес установили свой первый постоянный контакт с внешним миром в 1969 году, когда они приняли миссионеров SIL в свои общины. До этого они фактически находились в состоянии войны с перуанским правительством, которое бомбило их деревни напалмом и послало перуанскую армию вторгнуться в их общины, чтобы противостоять набегам Матсеса на деревни с целью похищения женщин для своего племени. В настоящее время отношения между матсесами и правительством Перу мирные. Дэн Джеймс Пантоне и Бьорн Свенссон описали первый мирный контакт Матсес с внешним миром в статье в Native Planet. В своей статье Джеймс и Свенссон описали встречу между Матсес в 1969 году и лингвистами SIL Харриет Филдс и Хэтти Ниланд. В том же 1969 году фотожурналист Лорен Макинтайр вступила в контакт с Матсесами, как описано в книге Петру Попеску « Сияние амазонок».

Политическая реорганизация коренных народов

Матсес очень разобщены и политически неорганизованы. В каждой деревне есть свой вождь, и у племени мало централизованной власти. Из-за отсутствия политической организации людям Матсес трудно получить медицинскую помощь из внешнего мира.

Земельные права

Матсес имеют право собственности на заповедник коренных народов Матсес, основанный в 1998 году. Площадь заповедника составляет 457000 га. Несмотря на право собственности на собственный заповедник, условия жизни матсес ухудшились. Согласно статье Дэна Джеймса Пантона в Cultural Survival Quarterly за 2006 год, условия жизни стали намного хуже, вплоть до того, что само выживание народа Матсес оказалось под угрозой. В настоящее время есть предложение о расширении общинного заповедника Матсес, чтобы дать людям Матсес контроль над своими традиционными охотничьими угодьями.

Споры о журналах

В сентябре 2013 года вождь Матсес объявил о планах начать вырубку земель коренной общины Матсес и отверг возражения экологических организаций, которые, как он утверждал, манипулировали учениками Матсеса. В ответ студенты Матсеса заявили, что вождем манипулируют лесорубы, и потребовали снести вождя Матсеса за то, что он не защищает интересы своего народа.

Муниципальная коррупция

Чтобы усложнить ситуацию для людей Матсеса, в сентябре 2013 года мэр Матсеса (Андрес Родрикес Лопес) округа Якерана был публично обвинен в коррупции муниципальными регулирующими органами, которые заблокировали его возможность использовать муниципальный текущий счет. Муниципалитет, в котором проживают Матсес, неоднократно подвергался мошенничеству, а экс-мэр Хелен Руис Торрес была приговорена к шести годам тюремного заключения за хищение муниципальных средств.

Усилия по сохранению

Acaté Amazon Conservation

Acaté Amazon Conservation - это некоммерческая организация, основанная в 2013 году, но существующая с 2006 года как свободная организация, состоящая из ее основателей Кристофера Херндона, доктора медицины, и Уильяма Парка. Acaté управляет проектами в перуанских тропических лесах Амазонки и объединяет культуру, здоровье и экологию во все свои проекты. Его текущие проекты включают в себя документирование и сохранение местных медицинских знаний племени матсес путем создания первой энциклопедии традиционной медицины, написанной на языке матсес, проекты / программы повышения устойчивости с использованием методов пермакультуры и обеспечение экономических возможностей матсес возобновляемыми недревесными натуральными продуктами.

Смотрите также

  • Ню-ну, нюхательный табак, используемый мужчинами Матсес

использованная литература

  • Романов С., Д. М. Хуанан, Ф. С. Уаки, Д. В. Флек. Традиционная жизнь матсес. CAAAP Press: Лима, Перу. 148 стр.

внешние ссылки

Дополнительные ресурсы

Последняя правка сделана 2024-01-01 11:56:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте