Vienybė lietuvninkų (буквально: единство Литвы) был Литовскоязычные еженедельные газеты, издаваемые в Соединенных Штатах с февраля 1886 года по январь 1921 года. Основанная двумя литовскими американскими бизнесменами в Плимуте, штат Пенсильвания, газета сменила редакторов и политиков. ориентация часто. Изначально это была консервативная прокатолическая газета, поддерживающая единство польских и литовских иммигрантов в исторической традиции старого Речи Посполитой. Это был ответ на антиклерство и антипольский Lietuwiszkasis Balsas, опубликованный Йонасом Шлюпасом в Нью-Йорке. Под влиянием священника [lt ] газета отказалась от поддержки польско-литовского союза в пользу литовского национального возрождения и литовского национализма. Примерно с 1896 года газета начала отходить от католицизма в сторону либерализма и социализма. Атакуемая духовенством как «безбожное» издание, газета испытывала финансовые трудности, но популярность социалистических идей резко возросла после резни в Латтимере горных рабочих в сентябре 1897 года и во время русской революции. 1905 г.. После провала революции социалистические настроения утихли, и Виенибе лиетувнинку вернулась к литовскому национализму. Газета переехала в Бруклин, штат Нью-Йорк, в мае 1907 года. Она представляла собой национализм или третью промежуточную дорогу между двумя основными политическими лагерями - консервативным духовенством и либеральными социалистами. Он продолжал публиковаться до января 1921 года, когда он был преобразован в [lt ], который продолжал публиковаться до 1985 года.
Первый номер был опубликован 10 февраля 1886 года в Плимуте, штат Пенсильвания двумя литовскими бизнесменами Юозасом Паукштисом, владельцем нескольких продуктовых магазинов, и Антанасом Паяуйисом, владельцем гостиницы и небольшого банка.. Каждый из них вложил 1000 долларов (что эквивалентно 28 456 долларам в 2019 году) в надежде на прибыль, но Пажажис ушел в течение нескольких месяцев. Первоначально газета пропагандировала католические идеи и единство между польскими и литовскими иммигрантами в исторических традициях старого Речи Посполитой (см. польско-литовское самосознание ). Это был ответ на анти-духовенство и антипольские Lietuviškasis balsas, опубликованные Йонасом Шлюпасом в Нью-Йорке. Vienybė lietuvninkų была официальной газетой Литовского альянса Америки (литовский : Susivienijimas lietuvių Amerikoje или SLA). Его первым редактором был [lt ], который до этого работал помощником редактора польской газеты Ojczyzna в Буффало, Нью-Йорк. Бачкаускас создал секцию юмора и сатиры, которая стала очень популярной, и у газеты было около тысячи подписчиков и до 4000 читателей. После конфликта с Паукштисом Бачкаускас подал в отставку в апреле 1888 года и основал свою газету [lt ] в городе Маханой, Пенсильвания. Бачкаускаса сменил Антанас Турскис.
В августе 1889 года священник [lt ] прибыл в Плимут, чтобы основать литовский приход Святого Казимира. Под его влиянием газета отказалась от поддержки польско-литовского союза в пользу литовского национального возрождения. Турскис не поддержал эту новую идеологию и был заменен [lt ], последним редактором Аушры, в начале 1890 года. Взгляды Андзюлайтиса были гораздо ближе к Шлюпасу, и газета поддержала его Литовское научное общество основано в 1889 году в Балтиморе. Газета также приняла более современную литовскую орфографию и изменила написание названия с Wienibe Lietuwniku на Vienybe Lietuvniku. Сдвиг также вызвал раскол в SLA - Паукштис решил выйти из SLA и основать Литовский католический альянс Америки (литовский : Susivienijimas lietuvių katalikų Amerikoje или SLKA) в 1890 году. Vienybė lietuvninkų стала официальной газетой SLKA. в то время как SLA приняла Saulė, опубликованную Бачкаускасом. Андзюлайтис направил газету к демократическим и даже социалистическим идеям, публикуя статьи о рабочем движении и критику католических священников. Он также публиковал статьи на литературные и академические темы, которые мало интересовали малообразованных читателей. Количество подписчиков уменьшилось примерно с 900 до 200. Таким образом, Андзиулайтис был уволен в мае 1892 года.
Бурба пригласил Антанаса Милукаса стать новым редактор. Милукас, бывший студент семинарии сейнских священников, бежал в Соединенные Штаты, чтобы избежать царской полиции за нарушение запрета печати в Литве. Он был более постоянным и последовательным редактором, поддерживая как католические идеи, так и литовский национализм. Он хотел заплатить авторам газеты за их материалы, чтобы улучшить качество и привлечь больше талантов. С этой целью он основал общество, которое собирало 5 долларов (что эквивалентно 142 долларам в 2019 году) в месяц от своих членов и выплачивало взносы, в первую очередь для тех, кто жил в Литве. Милукас ушел с поста редактора в августе 1893 года, когда решил закончить учебу в St. Семинария Чарльза Борромео. Его сменил священник Юозас Петрайтис. Он публиковал статьи об освобождении Литвы от Российской империи, но избегал политических разногласий между американцами литовского происхождения. Он заболел и умер в мае 1895 года.
Новый редактор Юозас Алишюс-Алишаускас продержался всего четыре месяца. Он был уволен после того, как напечатал жалобу от литовских рабочих в Бостоне, которые обвинили католического священника в краже их средств. Его также обвинили в ненадлежащем поведении (крик на работников прессы и злоупотребление алкоголем). В ноябре 1895 года его заменил [lt ]. Он не был особенно религиозным и вытеснил Бурбу, который продолжал оказывать значительное влияние на газету. Бурба основал Валтис и обвинил Паукштиса в нецелевом использовании средств прихода. В то же время SLKA решила создать чисто католическую [lt ]. Таким образом, газета потеряла католический характер и начала публиковать статьи на более либеральные темы, в том числе о капиталистической эксплуатации и выборах в США. Бурба и другие священники напали на такое «безбожное» издание. Сдвиг отказал подписчикам и рекламодателям и в сочетании с банкротством банка, в котором он хранил свои сбережения, привел к банкротству Паукштиса.
В ноябре 1897 года Vienybė lietuvninkų был продан родственникам Паукштиса, но новый редактор [lt ] продолжил свою светскую и националистическую идеологию. После резни горняков в Латтимере в сентябре 1897 года социалистические идеи стали более популярными, и Миколайнис в сотрудничестве с Йонасом Шлюпасом опубликовал множество социалистических статей в Vienybė lietuvninkų. В январе 1901 года газета наняла нового редактора [lt ], который опубликовал больше художественных произведений и сумел увеличить тираж. Однако это не изменило своей политической ориентации - литовский национализм, смешанный с социалистическими и антикатолическими идеями. После смерти Мачиса-Кекштаса в декабре 1902 года Миколайнис вернулся менее чем на год. Его заменил [lt ], социалист. Популярность социализма возросла с русской революцией 1905. Ширвидас стал редактором [lt ], официальной газеты только что созданной [lt ], и был заменен Юозасом Балтрушайтисом в апреле 1905 года. Шлюпас, Ширвидас и Балтрушайтис были социалистами. возникли разногласия по разделению средств и по вопросу о том, кто должен представлять литовцев на Международном социалистическом конгрессе в Амстердаме. Такие опасения затмили литовские темы, такие как снятие запрета на печать в Литве в апреле 1904 года.
В мае 1907 года Ширвидас вернулся в качестве редактора и перевез газету из Плимута, штат Пенсильвания. в Бруклин, Нью-Йорк. После провала русской революции 1905 социалистические настроения утихли, и Виенибе лиетувнинку вернулась к литовскому национализму. Он представлял собой национализм или третью промежуточную дорогу между двумя основными политическими лагерями - консервативным духовенством и либеральными социалистами. В последние восемь лет редакторы менялись особенно часто. Газета поддерживала Литовскую национальную лигу Америки (литовский : Amerikos lietuvių tautinė sandara) и во время Первой мировой войны постоянно призывала делать пожертвования в свой фонд помощи, чтобы поддержать раздираемую войной Литву.
Примерно в 1918–1919 годах газета испытывала финансовые затруднения и была выкуплена Ширвидасом. Он изменил частоту публикации на два раза в месяц и был преобразован в [lt ], который продолжал публиковаться до 1985 года.
Изначально газета имела всего четыре особо больших (72 на 54 сантиметра или 28 на 21 дюйм) страницы. Это была одна из первых коммерческих газет Литвы - около 40% площади было отведено под рекламу. Как сторонник союза с Польшей, газета использовала польский алфавит, а литовские тексты были полонизмов. По словам редактора Турскиса, на логотипе газеты было рукопожатие под крестом - явный символ польско-литовского единства в католической вере. Логотип был заменен, чтобы показать рукопожатие над историческим гербом Литвы в окружении двух флагов (один неизвестен, а другой Соединенных Штатов ). Редактор Андзюлайтис-Калненас уменьшил формат до 33 на 25 сантиметров (13,0 × 9,8 дюйма) и увеличил количество страниц до 12. Кроме того, он добавил простую титульную страницу, которую можно было легко выбросить, чтобы в конце года все выпуски можно было объединить в книгу. Таким образом, только первый номер года имел надлежащую первую полосу. В 1893 году газета приняла тщательно продуманный логотип, сочетающий литовскую, американскую и литовско-американскую символику. В 1896 году редактор Каунаса принял значительно упрощенный логотип, в котором сохранился только герб Литвы и который оставался неизменным около десяти лет. В середине 1910-х годов газета приняла новый логотип, возвращающий рукопожатие, но на этот раз с восходом солнца над Ист-Ривер. В 1899 году газета приняла буквы č и š вместо польских cz и sz, особенно для сериализованных текстов, но потребовалось до 1904 года, чтобы полностью принять эту новую орфографию.
Газета публиковала новости из Литвы (обе переизданы из других газеты и оригинальные рассказы собственных корреспондентов), из США, со всего мира (в основном из Европы) и от американцев литовского происхождения (включая отчеты о литовских приходах и обществах). Он также публиковал художественные произведения и научные тексты. Литературные произведения включали драмы Александраса Фромас-Гужутиса, стихи Пранаса Вайчайтиса, переводную поэму Гражина Адама Мицкевича, рассказ Мария Родзевичувна, пьеса Вильгельм Телль по пьесе Фридрих Шиллер. Другие академические тексты включали историю Литвы Симонаса Даукантаса и Культуру и прессу [de ]. Эти большие сериализованные тексты позже часто публиковались как отдельные книги. Газета помогала организовывать акции протеста в ответ на Кражяйскую резню 1893 года в Литве и выставку Литвы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Она также направила письмо протеста Уильяму К. Ханту., Главный статистик по вопросам народонаселения, с просьбой включить литовцев в качестве отдельной национальности в переписи населения США 1900 года. В 1903 году в ознаменование 20-летия Аушры были опубликованы мемуары Йонаса Басанавичюса и Мартинаса Янкуса.
Редакторы Виенибе лиетувнинкю: