Аушра или Аушра (буквально: рассвет) была первой национальной литовской газетой. Первый номер был опубликован в 1883 г. в журналах Рагнит, Восточная Пруссия, Германия (газета пометила его как Литовский : Рагайне). этнолингвистическая часть - Малая Литва. Позже выходил ежемесячно в Тильзите (ныне Советск ). Несмотря на то, что было опубликовано всего сорок номеров, а тираж не превышал 1000, это было знаменательным событием, поскольку положило начало национальному возрождению Литвы, которое в конечном итоге привело к образованию независимого Литовского государства (1918–1940). Этот период между 1883 и 1904 годами, когда литовский запрет на печать был наложен царскими властями, был назван Aušros gadynė (Период рассвета). В 1886 г. из-за финансовых трудностей печать была прекращена.
После российских властей отказано в разрешении на издание литовской газеты в Вильнюсе, Йонас Шлюпас предложил опубликовать ее в Восточной Пруссии, Германии. Однако его сочли слишком радикальным, и печатник Юргис Микшас пригласил Йонаса Басанавичюса стать его первым редактором. Всего за три года существования у Аушры было пять редакторов. После того, как Микшас был вынужден уйти в отставку по личным причинам, Шлюпасу было поручено курировать будущие публикации. Однако он столкнулся с конфликтом с Басанавичюсом, который жил в Болгарии. У Шлюпаса также были проблемы с немецкими властями из-за его участия в националистических движениях, и он был вынужден покинуть Пруссию в 1884 году. Другие редакторы, Мартинас Янкус и Йонас Андзюлайтис, не участвовали в полемике, и споры утихли. Вскоре Микшас задолжал и больше не мог содержать газету. Печать была прекращена.
После закрытия «Аушры» появились новые периодические издания на литовском языке. Варпас (буквально: Колокол) была светской газетой, а Свиеса была более консервативной и религиозно ориентированной.
Газета издалась за пределами Литвы в связи с запретом печати в Литве, введенным властями Российской империи после восстания 1863 года.. Запрещалось публиковать что-либо на литовском языке с использованием латинского алфавита ; правительство хотело заставить людей использовать Гражданку, кириллицу. Печать латинскими буквами была организована за границей, в основном в Малой Литве; knygnešiai (буквально: контрабандисты книг) возили печатные материалы через немецко-российскую границу. Это был один из способов, которым Аушра могла достучаться до своих читателей. Другой способ - в запечатанных конвертах.
Более 70 человек внесли свой вклад в Аушру. Писатели, или Аушрининкай, происходили из зажиточных крестьянских семей, появившихся после отмены крепостного права в 1863 году. Большинство авторов получили образование в российских университетах и свободно владели польским языком. Из-за частой смены редакционного состава у газеты не было четкой и четко определенной повестки дня. Басанавичюс не рассматривал «Аушру» как политическое издание; в первом номере он заявил, что газета будет заниматься только культурными вопросами. Однако вскоре Аушра занялся националистической повесткой дня. Аушра помогла кристаллизовать многие идеи о литовской нации и определение литовца. Он начал отказываться от идей возрождения старого Речи Посполитой. Авторы задумались о независимом литовском национальном государстве.
В нем публиковались различные темы, такие как сельское хозяйство или отчеты литовских общин в Соединенных Штатах, но история была самой популярной. Предисловие к первому выпуску начиналось с римской пословицы : Homines Historiarum ignari semper sunt pueri, или Люди, игнорирующие историю, навсегда остаются детьми. Они основывались на трудах Симонаса Даукантаса, первого историка, написавшего историю Литвы на литовском и нарисовавшего идеализированный образ могущественного Великого княжества Литовского. Аушра критически относился к насильственной полонизации со стороны польского духовенства и царской русификации. Одной из главных целей редакции Aušra было получение прав на использование литовского языка и восстановление его престижа.
Газета была ориентирована на интеллигенцию и поэтому ограничивала круг читателей. Крестьяне не понимали, что Аушра была светской и не придерживалась католических традиций.