Дебаты в Вальядолиде (1550–1551) были первыми моральными дебатами в европейской истории, в которых обсуждались права и обращение с коренным народом со стороны завоеватели. Состоявшийся в Colegio de San Gregorio, в испанском городе Вальядолид, это был моральный и теологический диспут о завоевании Америки, его оправдание для обращения в католицизм, а более конкретно об отношениях между европейскими поселенцами и туземцами Нового Света. Он состоял из ряда противоположных взглядов на то, как коренные жители должны были быть интегрированы в испанское общество, их обращение в католицизм и их права.
Спорный богослов, доминиканский монах и епископ Чьяпаса Бартоломе де лас Касас, утверждал, что индейцы были свободными людьми в естественном порядке несмотря на их практику человеческих жертв и другие подобные обычаи, заслуживающие того же внимания, что и колонизаторы. Против этой точки зрения выступили ряд ученых и священников, в том числе ученый-гуманист Хуан Хинес де Сепульведа, который утверждал, что человеческое жертвоприношение невинных, каннибализм и другие такие «преступления против природы» неприемлемы, и их следует пресекать любыми возможными средствами, включая войну.
Хотя обе стороны утверждали, что выиграли спор, нет четких записей, подтверждающих любую интерпретацию. Это дело считается одним из самых ранних примеров моральных дебатов о колониализме, правах человека колонизированных народов и международных отношениях. В Испании он сделал Лас Касас главным, хотя и вызывающим споры защитником индейцев. Он и другие внесли свой вклад в принятие Новых законов 1542 года, которые еще больше ограничили систему энкомьенд. Хотя они не полностью изменили ситуацию, законы значительно улучшили обращение с индейцами и закрепили их права, предоставленные более ранними законами. Что еще более важно, дебаты отразили заботу о морали и справедливости в Испании 16-го века, которая всплыла в других колониальных державах столетия спустя.
Колонизация Испанией и завоевание Америки вдохновили интеллектуалов. дебаты, особенно относительно принудительной христианизации индейцев. Бартоломе де лас Касас, доминиканский монах из школы Саламанки и член растущей христианской гуманистической движение, годами работавшее над противодействием насильственному обращению и разоблачением обращения с туземцами в энкомьендах. Его усилия повлияли на папскую буллу Sublimis Deus 1537 года, в которой утверждался статус индейцев как разумных существ. Что еще более важно, Лас Касас сыграл важную роль в принятии Новых законов (Законы Индии ) 1542 года, которые были разработаны, чтобы положить конец системе энкомьенд.
По инициативе Лас Касаса и других в 1550 году король Испании Карл I приказал прекратить дальнейшую военную экспансию до тех пор, пока вопрос не будет исследован. Король собрал хунту (жюри) из выдающихся врачей и теологов, чтобы выслушать обе стороны и вынести решение по спору. Лас Касас представлял одну из сторон дискуссии. Его позиция нашла некоторую поддержку со стороны монархии, которая хотела контролировать власть энкомендеро. Другую сторону представлял Хуан Хинес де Сепульведа, аргументы которого использовались в качестве поддержки колонистами и землевладельцами, которые извлекли выгоду из системы.
Хотя Лас Касас пытался укрепить свою позицию, рассказывая о своем опыте жестокого обращения с индейцами со стороны системы энкомьенды, дебаты оставались в основном на теоретической основе. Сепульведа придерживался более светского подхода, чем Лас Касас, основывая свои аргументы в основном на Аристотеле и гуманистической традиции, утверждая, что некоторые индейцы подверглись порабощению из-за их неспособности управлять собой, и при необходимости может быть подавлен войной. Лас Касас возражал, утверждая, что определение Аристотеля варвара и естественного раба не применимо к индейцам, все из которых были полностью способны к разуму и должны быть приведены в христианство без силы или принуждения.
Сепульведа выдвинул многие из них. аргументы из его латинского диалога Democrates alter sive de justi belli causis, утверждающего, что варварские традиции некоторых индейцев оправдывают войну против них. Цивилизованные народы, согласно Сепульведе, были обязаны наказывать такие порочные практики, как идолопоклонство, содомия и каннибализм. Войны должны были вестись «для искоренения преступлений, оскорбляющих природу».
Сепульведа выдал четыре основных оправдания справедливой войны против некоторых индейцев. Во-первых, их естественное состояние считало их неспособными управлять собой, и испанцы были обязаны действовать как хозяева. Во-вторых, испанцы имели право предотвращать каннибализм как преступление против природы. В-третьих, то же самое касалось человеческих жертвоприношений. В-четвертых, было важно обратить индейцев в христианство.
Кодекс Мендосы демонстрирует на том же рисунке тип аргументов, используемых обеими сторонами, передовая архитектура против жестоких убийствЛас Касас был подготовлен для части действий своего противника дискурса, поскольку он, услышав о существовании «Демократов Альтер» Сепульведы, написал в конце 1540-х годов свой собственный латинский труд «Апологию», цель которого - развенчать теологические аргументы своего оппонента, утверждая, что определение Аристотелем «варварского» и естественного раб не применялся к индейцам, которые были полностью способны к разуму и должны быть приведены в христианство без применения силы.
Лас Касас указал, что каждый человек был обязан по международному праву предотвращать несправедливое обращение с невиновными. Он также процитировал святого Августина и святого Иоанна Златоуста, которые оба выступали против применения силы для приведения других к христианской вере. Человеческие жертвы были неправильными, но было бы лучше избегать войны любыми возможными средствами.
Аргументы, представленные Лас Касасом и Сепульведой хунте Вальядолида, оставались абстрактными, поскольку обе стороны цеплялись за свои противоположные теории, которые полагались на них. на схожих, если не одинаковых, теоретических авторитетах, которые были истолкованы в соответствии с их соответствующими аргументами.
В конце концов, обе стороны заявили, что они выиграли дебаты, но ни одна из них не получила желаемый результат. Лас Касас не видел конца испанским завоевательным войнам в Новом Свете, а Сепульведа не видел новых законов, ограничивающих власть системы энкомьенд перевернулся. Дебаты укрепили позицию Лас Касаса как ведущего защитника индейцев в Испанской империи и еще больше ослабили систему энкомьенд. Однако это существенно не изменило отношения испанцев к индейцам.
И Сепульведа, и лас Касас сохраняли свои позиции еще долго после окончания дебатов, но их реванш стал менее значимым, когда испанское присутствие в Новый Свет стал постоянным.
Аргументы Сепульведы способствовали политике «войны пламенем и кровью», которую Третий мексиканский провинциальный совет провел в 1585 году во время войны Чичимека. Согласно Льюису Ханке, хотя Хуан Хинес де Сепульведа стал героем конкистадоров, его успех был недолгим, и его работы никогда не публиковались в Испания снова при его жизни.
Идеи Бартоломе де Лас Касаса оказали более длительное влияние на решения короля Филиппа II, а также на историю и права человека. Критика Лас Касасом системы энкомьенд способствовала ее замене на reducciones. Его свидетельства о мирном характере коренных американцев также поощряли ненасильственную политику в отношении обращения индейцев в религию в Новой Испании и Перу. Это также помогло убедить большее количество миссионеров приехать в Америку для изучения коренных народов, таких как Бернардино де Саагун, которые выучили родные языки, чтобы узнать больше об их культурах и цивилизациях.
Воздействие доктрины Лас Касаса также было ограниченным. В 1550 году король приказал прекратить завоевание, потому что дебаты о Вальядолиде должны были решить, не началась ли война. Приказы правительства почти не соблюдались, конкистадоры, такие как Педро де Вальдивия, продолжали вести войну в Чили в первой половине 1550-х годов. Расширение испанской территории в Новом Свете было снова разрешено в мае 1556 года, а десять лет спустя Испания начала завоевание Азии в Филиппинах.
После дебатов в Вальядолиде и принятия Новых законов, защищающих коренных американцев от рабства, атлантическая торговля рабами значительно увеличилась. Такие историки, как Сильвия Винтер, утверждали, что, защищая коренных американцев Лас Касасом, он поощрял использование африканских рабов для работы в Новом Свете. В тексте XIX века французский священник и революционер Анри Грегуар отверг причастность Лас Каса к атлантической работорговле. Он сказал, что практика порабощения людей в Африке была начата португальцами, по крайней мере, 30 лет назад. Работорговля никогда прямо не упоминалась в работах Лас Каса, потому что он был сторонником свободы и равных прав для всех мужчин, без различия стран или цвета кожи. В этом тексте Грегуар объяснил, что идея Лас Касаса, поддерживающего работорговлю, чтобы удерживать индейцев в рабстве, возникла у испанского историка Антонио де Эррера-и-Тордесильяс. Его заявления были подтверждены публикацией Posthume «Historia de las Indias» Лас Касаса в 1875 году. В этой книге Бартоломе де Лас Касас выразил сожаление, что не осознает несправедливость, с которой Португальцы захватили и поработили африканцев. Он объяснил, что неосторожно полагал, что африканцы были законно порабощены, и заявил, что обращение с африканскими рабами было таким же несправедливым и бесчеловечным, как и обращение с индейцами.
В Brevísima relación de la destrucción de las Indias (1552) критика Лас Касасом испанских вооруженных сил в Новом Свете была одним из первых пункты Черной легенды испанской колонизации. Черная легенда была антииспанской антикатолической историографической тенденцией, которая нарисовала крайне негативный образ испанской колонизации. Этот текст стал очень популярным в Нидерландах и Великобритании, где он использовался, чтобы представить Испанию как отсталую и обскурантскую страну. Переводы работ Лас Касаса были впоследствии конфискованы Испанским Советом Индии в ответ на их использование в качестве антииспанской пропаганды. Но тот факт, что дебаты в Вальядолиде имели место, показывает, что испанцев беспокоили этические последствия своих завоеваний, часто больше, чем силы вторжения в Северной Америке, где истребление коренные американцы были публично приняты гораздо позже.
В 1938 году рассказ немецкого писателя Рейнхольда Шнайдера Лас Касас и Чарльз V ([de ]) был опубликован.
В 1992 г. дебаты о Вальядолиде стали источником вдохновения для Жан-Клода Каррьера, опубликовавшего роман La Controverse de Valladolid (Спор в Вальядолиде). Роман был снят для телевидения под одноименным названием. Режиссер - Жан-Даниэль Верен, Жан-Пьер Мариэль играл Лас Касаса, Жан-Луи Трентиньян исполнил роль Сепульведы.