Богословие Ubuntu - южноафриканский христианин восприятие африканской философии Ubuntu, которая признает человечность человека через отношения человека с другими людьми. Это наиболее известно благодаря трудам англиканского архиепископа Десмонда Туту, который, опираясь на свою христианскую веру, богословит Убунту с помощью модели прощения. в котором человеческое достоинство и идентичность взяты из образа триединого Бога. Человеческие существа призваны быть личностями, потому что они созданы по образу Бога.
Идея Ubuntu всегда существовала в устных культурах Южной Африки, но, похоже, есть три важных события в его применении к народам юга Африки, которые сделали его более привлекательным для всего мира. Первое развитие может быть прослежено до появления этой концепции в печати примерно в 1846 году, когда эта концепция была принята в качестве постколониального термина, использовавшегося в отношении возвращения африканского достоинства после дегуманизации путем колонизации. Таким образом, это стало концепцией подтверждения и утверждения чувства принадлежности южноафриканцев к народности в отличие от их колониальных определений и дегуманизации.
Хотя термин «убунту» давно существовал в зимбабвийском контексте, вторую фазу его развития можно выделить в 1990-е годы, когда этот термин приобрел известность в разгар перехода Южной Африки от режима апартеида к более прочной демократии, которая включала все расы. Сифамандла Зонди говорит, что изречение «Я есть, потому что вы есть» стало доктриной Убунту, которая изменила политический ландшафт Южной Африки с колониального гуманизма отдельных рас на деколонизированный один, основанный на восстановлении истинного гуманизма.
Третья фаза была специфически теологической: это было движение Убунту из африканской философии, основанной на африканских ценностях общности и родства. христианским ценностям и идентичности с Богом-творцом. Этот шаг был значительно продвинут Десмондом Туту и другими южноафриканскими теологами в контексте выздоровления Южной Африки от боли и разрушения апартеида. Эти богословы закрепили за Убунту христианские идеалы прощения и примирения как даров от Бога, имеющих решающее значение для мирного совместного сосуществования.
Туту, как председатель Комиссии по установлению истины и примирению Южная Африка в период с 1996 по 1998 год, действуя, исходя из предпосылки веры, теологизирует концепцию Убунту, привязывая ее за пределами общины к Богу через библейскую категорию imago Dei. Туту видит все сферы жизни по отношению к Богу и всему человечеству как сотворенному по образу Бога. Это приводит к тому, что понимание сотворения всех людей по образу Бога привело бы к подтверждению достоинства друг друга.
Десмонд Туту использует описательные слова, чтобы говорить об Убунту подробно. связывая его христианскими принципами добродетели. Он описывает человека, верного Ubuntu, как «щедрого, гостеприимного, дружелюбного, заботливого и сострадательного». Он говорит это как состояние, в котором «человечество захвачено и неразрывно связано» с другими. Туту говорит об Ubuntu: «Я человек, потому что я принадлежу, я участвую, я разделяю». В этой форме Туту использует Ubuntu как концепцию «Я есть, потому что мы есть», которая побуждает человека выполнять обязанности общего блага и заставляет искать свое добро только в общем благе.
Теология Ubuntu глубоко укоренился в африканской духовности - духовности, которая занимает центральное место в жизни и преобразует все человеческие отношения. Как утверждает Сюзанна Мембе-Метале, Убунту - это духовность, которая дает возможность взаимного обмена и удовлетворения и проиллюстрирована в библейском повествовании об учениках, делящихся друг с другом всем, что у них было, так что ни у кого не было недостатка (Деяния 4 : 32–35).
Теология Убунту утверждает взаимодействие и отношения между людьми, в которых признается и утверждается человеческая природа каждого. Это философия примирения и прощения, которая выражает «уважение к достоинству человека, независимо от того, что он сделал». В этой теологии и идеологии Туту стремится восстановительное правосудие вместо карающего правосудия, чтобы дать возможность исцелить как угнетенных, так и угнетателей как детей Бога.
Богословие Убунту основано на внутренней ценности для людей и их взаимоотношений внутри сообществ, таким образом смешивая африканскую культуру и библейское учение. Фаустин Нтамушобора считает, что это чувство общности подтверждается объяснением Павла в 1 Коринфянам 12 : 12–31, в котором апостол обсуждает единство в разнообразии.
Ubuntu продвигает идею, что люди есть истинно человек только в сообществах в полном выражении koinonia и находит лучшее проявление этого в церкви, которая представляет собой пространство, в котором жизнь по отношению к Богу и ближнему питается поклонением и общением.
Ubuntu признает человечность всех созданных по образу Бога, тем самым делая imago Dei сутью идентичности человечества. Основа imago Dei в Ubuntu определяет человечество и лишает какое-либо одно или любое учреждение права определять превосходство или неполноценность другого.
Майкл Баттл утверждал, что теология Ubuntu слишком тяжела. основано на защите личности Десмонда Туту и южноафриканского общества. Это связано с тем, что влияние Туту как духовного лидера и председателя Комиссии по установлению истины и примирению в Южной Африке дало ему власть внедрять и придерживаться идеологии, которая говорила на благо как черной, так и белой расы.
Молли Маньонганиз. утверждает, что в первоначальном виде теология Ubuntu не включает гендерные аспекты. Как идеология, которая получает широкое признание в Африке, теологи выражают обеспокоенность по поводу отсутствия гендерной инклюзивности в дискурсе Убунту, особенно в патриархальных обществах Африки, где личность человека определяется мужчиной.
Джон У. де Груши утверждал, что богословие Убунту в основном экклезиоцентрично в том смысле, что церковь рассматривается как единственное место для развития и процветания общинных отношений. В этой позиции считается, что Ubuntu недостаточно интегрирует целостность и разнообразие творений.
Более того, богословие Убунту говорит конкретно о многорасовом примирении южноафриканского вызова. Таким образом, это чисто контекстное богословие. Поскольку восстановительное правосудие может работать в контексте Южной Африки, существуют опасения относительно того, достигается ли справедливость в целом, если вопросы не обсуждаются должным образом.