Африканская философия

редактировать

Африканская философия - это философский дискурс, созданный коренными африканцами и их потомками, включая афроамериканцев. Африканских философов можно найти в различных академических областях философии, таких как метафизика, эпистемология, моральная философия и политическая философия. Одна конкретная тема, о которой писали многие африканские философы, - это тема свободы и того, что значит быть свободным или испытать целостность. Философия в Африке имеет богатую и разнообразную историю, часть которой со временем была утеряна. Одним из первых известных африканских философов был Птаххотеп, древнеегипетский философ. В начале и середине двадцатого века антиколониальные движения оказали огромное влияние на развитие особой африканской политической философии, которая имела резонанс как на континенте, так и в африканской диаспоре. Одним из хорошо известных примеров экономических философских работ, появившихся в этот период, была африканская социалистическая философия Уджамаа, распространенная в Танзании и других частях Юго-Восточной Африки. Эти африканские политические и экономические философские разработки также оказали заметное влияние на антиколониальные движения многих неафриканских народов по всему миру.

Содержание
  • 1 Определение
  • 2 История
  • 3 Критерии
  • 4 Методы
    • 4.1 Коммунальный метод
    • 4.2 Дополнительный метод
    • 4.3 Разговорный метод
  • 5 типов
    • 5.1 Досовременный
      • 5.1.1 Северная Африка
      • 5.1.2 Западная Африка
      • 5.1.3 Африканский Рог
      • 5.1.4 Южная Африка
      • 5.1.5 Центральная Африка
      • 5.1. 6 Африканская диаспора
    • 5.2 Современность
    • 5.3 Этнофилософия и философская мудрость
    • 5.4 Профессиональная философия
    • 5.5 Националистическая и идеологическая философия
    • 5.6 Африканская этика
    • 5.7 Африканская философия
  • 6 Список африканских философов
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания и ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Определение

Определение этнофилософских параметров вызывает споры. африканской философии и определения того, что отличает ее от других философских традиций. Одно из неявных предположений этнофилософии состоит в том, что у конкретной культуры может быть философия, которая не применима и не доступна для всех народов и культур в мире. В «Дискурсе об африканской философии: новый взгляд на убунту и переходное правосудие в Южной Африке» Кристиан Б. Н. Гэйд утверждает, что этнофилософский подход к африканской философии как статическому групповому свойству весьма проблематичен. Его исследование убунту представляет собой альтернативный коллективный дискурс об африканской философии, который серьезно относится к различиям, историческим событиям и социальным контекстам. Согласно Эдвину Этиейбо и Джонатону О. Чимаконаму в их статье «Африканская философия: прошлое, настоящее и будущее», исторический контекст играет важную роль в африканской философии. История предоставляет рамки, в которых мы можем исследовать философские проблемы. С точки зрения африканской философии, нужно смотреть на всю картину через призму африканской истории. «Не существует фактов без истории».

Африканскую философию можно формально определить как критическое мышление африканцев по поводу их опыта реальности. Философ К. К. Аньянву, родившийся в Нигерии, определил африканскую философию как «то, что касается пути. в которой африканские люди прошлого и настоящего осознают свою судьбу и мир, в котором они живут.

Нигерийский философ Джозеф И. Оморегбе широко определяет философа как человека, который пытается понять явления мира, цель человеческого существования, природа мира и место человека в этом мире. Эта форма натурфилософии распознается в Африке еще до того, как отдельные африканские философы могут быть выделены в источниках. Как и западная философия, африканская философия рассматривает восприятие времени, личности, пространства и других предметов.

История

Начало африканской философии связано с 1920-ми годами. Африканцы, которые учились в Соединенных Штатах и ​​Европе ("западные" страны), вернулись в Африку и задумались о расовой дискриминации, переживаемой за рубежом. Их возвращение в Африку вызвало чувство онума, которое является интерпретацией «разочарования». Онума ощущался как ответ на наследие колониализма в глобальном масштабе. Начало африканской философии важно, потому что онума вдохновил некоторых, кто путешествовал и вернулся, сформулировать «систематическое начало» философствования африканской идентичности, пространства африканских народов в истории и вклада Африки в человечество.

Критерии

Два противоречащих друг другу компонента считаются неотъемлемой частью произведения, которое считается африканской философией. Во-первых, произведение должно иметь расовую направленность. Этот аспект ценится группами традиционалистов, которые утверждают, что африканская философия должна быть выражением мира, переживаемого африканскими людьми. Африканская философия должна создаваться африканскими авторами. В отличие от них универсалистские группы предлагают, чтобы африканская философия была анализом и критическим взаимодействием между отдельными африканскими мыслителями. Произведение - это африканская философия, основанная на фокусе традиции. Африканская философия должна исходить из африканских культурных традиций или мыслительных процессов, но при этом она должна быть независимой от расовых соображений и использовать слово «африканец» только как выражение солидарности.

Методы

Коммунальный метод

Коммунитарный метод африканской философии подчеркивает мутуализм в мышлении. Чаще всего он используется исследователями, следящими за Ubuntu. Распространенное выражение убунту - «человек - это личность через человека». Леонард Праег, Могобе Рамоз и Файнос Мангера применяют коммунитарный метод.

Дополнительный метод

Дополнительный метод фокусируется на перспективе недостающего звена. Все переменные важны при рассмотрении истории и личности, и ни одна переменная не должна быть упущена из виду или недооценена. Кроме того, все переменные влияют друг на друга, поэтому следует тщательно изучить взаимосвязь между ними и их влияние на другие переменные. Mesembe Edet реализует дополнительный метод.

Разговорный метод

Разговорный метод создает мысль, оценивая взаимосвязь между оппозиционными произведениями. Защитника или сторонника называют «нва-сва», а «нва-сва» подвергает сомнению и ставит под сомнение несогласная сторона, известная как «нва-сва». Разговорный метод подчеркивает взаимосвязанность сетей в реальности; чем точнее должна быть мысль, тем более конкретным должно быть место. Этот метод одобрен Традиционной школой психологии, и его используют Виктор Нвеке и Мсембе Эдет.

Типы

До-модернистская

Северная Африка

В Северной Африке, возможно, центральным в развитии древнеегипетской философской традиции Египта и Судана была концепция «маат », которая в грубом переводе означает «справедливость», «истина» или просто «то, что правильно». Одним из самых ранних произведений политической философии были "Изречения Птаххотепа", которые веками преподавались египетским школьникам.

В Древнем Египте есть несколько философских текстов, которые исследовались учеными в последние годы. В подкасте «Africana Philosophy» 2018 года философы Питер Адамсон и Чике Джефферс посвятили первые восемь серий египетской философии. Американская философская ассоциация (APA) опубликовала текст по классическому тексту «Бессмертие писателей » («Будь писателем»), ок. 1200 г. до н.э. Статья в блоге APA также охватывает «Спор между человеком и его ба » 19 века до н.э.; «Учение Ани », 13 век до н.э., в котором даются советы обычному человеку; «Сатира ремесел » Хети; и текст Аменнахта (действовал в 1170–1140 гг. до н.э.) из Дейр эль-Медина, в учении которого говорится, что «хорошо закончить школу, лучше, чем запах цветков лотоса летом»

Древнеегипетские философы также внесли важный вклад в эллинистическую философию и христианскую философию. Согласно Бусирису древнегреческого философа Исократа, старшего из Платона, «все люди согласны с тем, что египтяне - самые здоровые и самые долгоживущие среди людей; а затем для души они ввели обучение философии… »

Исократ объявил, что греческие писатели путешествовали в Египет в поисках знаний; один из них Пифагор Самосский, который «был первым, кто принес грекам всю философию».

В эллинистической традиции влиятельная философская школа неоплатонизма была основана египетским философом Плотином в III веке нашей эры.

Западная Африка

Самая выдающаяся из досовременных философских традиций Западной Африки была определена как философская традиция йоруба и своеобразное мировоззрение, которое возникло из него за тысячи лет его развития. Философские концепции, такие как Омолуаби, Аше и Эми Омо Эсо, были неотъемлемой частью этой системы, и совокупность ее элементов содержится в том, что известно среди йоруба. как Итан. Космология и философия Акан, Догонов, Серер и Дагомея также имели большое значение.

В доколониальной Сенегамбии (современные Гамбия и Сенегал ) философ XVII века Кочч Барма Фолл выделился как один из самых известных философов в истории Сенегамбии. Его пословицы до сих пор повторяются как сенегальцами, так и гамбийцами, в том числе в сенегамбийской поп-культуре - например, в фильмах Усмана Сембене, таких как Гельваар Среди других известных философских мыслителей - гамбийский историк Алиеу Эбрима Чам Джоф и малийский этнолог Амаду Хампате Ба.

Африканский Рог

В Африканском Роге, там - это ряд источников, документирующих развитие отдельной эфиопской философии с первого тысячелетия и далее. Среди наиболее ярких примеров этой традиции можно выделить работы философа 17 века Зера Якоб и его ученицы Вальды Хейват. Якоб в своих трудах обсуждает религию, мораль и существование. Он приходит к убеждению, что каждый человек будет считать, что его вера правильная и что все люди созданы равными.

Южная Африка

В Южной Африке и Юго-Восточная Африка развитие особой философии банту, затрагивающей природу существования, космос и отношение человечества к миру после миграции банту, оказало наиболее значительное влияние о философских разработках в указанных регионах, с развитием философии Ubuntu как одного примечательного примера, вытекающего из этого мировоззрения.

Центральная Африка

Многие центральноафриканские философские традиции до миграции банту на юг Центральной Африки были определены как объединяющая характеристика многих нилотских и суданских народов, что в конечном итоге привело к возникновению отличительных мировоззрений, выявленных в концепциях времени, сотворении мира, человеческой природе и правильных отношениях между человечеством и природа преобладала в мифологии динка, мифологии масаи и подобных традициях.

Африканская диаспора

Также были выявлены некоторые домодернистские африканские диаспорные философские традиции, в основном созданные потомками африканцев из Европы и Америки. Одним из известных диаспорических африканских философов до современности был Энтони Уильям Амо, который был взят в рабство из Авукену на территории нынешней Ганы, воспитывался и получил образование в Европе, где он получил доктор медицины и философии, а затем стал профессором философии в университетах Галле и Йены в Германии.

Современный

кенийский философ Генри Одера Орука выделил то, что он называет четырьмя направлениями в современной африканской философии: этнофилософия, философская проницательность, националистически-идеологическая философия и профессиональная философия. Фактически, было бы более реалистично назвать их кандидатами на позицию африканской философии, при том понимании, что более чем один из них может соответствовать всем требованиям. (Позже Орука добавил две дополнительные категории: литературная / художественная философия, например, работы таких литературных деятелей, как Нгё ва Тионго, Воле Сойинка, Чинуа Ачебе, Окот п'Битек и Табан Ло Лийонг, и герменевтическая философия, анализ африканских языков с целью поиска философского содержания.) В африканской диаспоре американский философ Маулана Каренга также была известна тем, что представила различные определения для понимания современной африканской философии, особенно в том, что касается ее самых ранних источников.

Акилле Мбембе, современный африканский философ

Одним из выдающихся авторов профессиональной философии является Ахилле Мбембе. Он взаимодействует с множеством современных тем, включая мысли о государственности, смерти, капитале, расизме и колониализме. Он привлекает внимание к моральным и политическим аргументам через тон морали в своих работах. Многие недавние статьи Мбембе, в том числе «Критика черного разума», предполагают, что понимание Европы как силы, находящейся не в центре вселенной, - это точка, с которой философия и общество должны смотреть на мир. Мбембе утверждает, что он позиционирует себя одновременно в нескольких мирах существования. Этот метод создает точку сопереживания, с которой можно смотреть на мир.

Этнофилософия и философская проницательность

Этнофилософия использовалась для записи верований африканских культур. Такой подход рассматривает африканскую философию как состоящую из набора общих убеждений, ценностей, категорий и предположений, которые неявно присутствуют в языке, практике и убеждениях африканских культур; короче говоря, однозначно африканское мировоззрение. Таким образом, он рассматривается как объект общественной собственности, а не как деятельность для отдельного человека.

Один из сторонников этой формы, Placide Tempels, утверждал в Bantu Philosophy, что метафизические категории людей банту отражены в их языковом отношении. категории. Согласно этой точке зрения, африканскую философию можно лучше всего понять как исходящую из фундаментальных допущений о реальности, отраженных в языках Африки.

Другим примером такого подхода является работа Эбигбери Джо Алагоа из Университета Порт-Харкорта в Нигерии, который доказывает существование африканского философия истории проистекает из традиционных пословиц из дельты Нигера в его статье «Африканская философия истории в устной традиции». Алагоа утверждает, что в африканской философии возраст рассматривается как важный фактор в обретении мудрости и интерпретации прошлого. В поддержку этой точки зрения он цитирует такие пословицы, как «Больше дней, больше мудрости» и «Что старик видит сидящим, юноша не видит стоящим». Истина считается вечной и неизменной («Истина никогда не гниет»), но люди подвержены ошибкам («Даже четвероногая лошадь спотыкается и падает»). Опасно судить по внешнему виду («Большой глаз не означает острого зрения»), но наблюдению из первых рук можно доверять («Видящий не ошибается»). Прошлое не рассматривается как принципиально отличное от настоящего, но вся история - это современная история («Рассказчик не рассказывает о другом времени года»). Будущее остается за гранью познания («Даже птица с длинной шеей не видит будущего»). Тем не менее, сказано: «Бог переживет вечность». История считается жизненно важной («Тот, кто не знает своего происхождения, нечеловеческий»), и историки (известные как «сыны земли») очень почитаемы («У сына земли зоркие глаза питона»). Однако эти аргументы следует воспринимать с долей культурного релятивизма, поскольку диапазон культур в Африке невероятно обширен, с патриархатом, матриархатом, монотеистами и традиционными религиозными деятелями среди населения, и поэтому отношения групп в дельте Нигера не могут применимо ко всей Африке.

Еще более спорным применение этого подхода воплощена в понятии негритянство. Леопольд Сенгор, сторонник негритюда, утверждал, что отчетливо африканский подход к реальности основан на эмоциях, а не на логике, проявляется в участии, а не в анализе, и проявляется через искусство, а не науку. Шейх Анта Диоп и Мубабинг Билоло, с другой стороны, согласившись с тем, что африканская культура уникальна, бросили вызов взгляду на африканцев как по существу эмоциональному и артистичному, утверждая, что Египет был африканской культурой, чьи достижения в наука, математика, архитектура и философия были выдающимися. Эту философию также можно оклеветать как чрезмерно редукционистскую из-за очевидных научных и академических успехов не только Древнего Египта, но также Нубии, Мероэ, а также великой библиотеки Тимбукту, обширных торговых сетей и царств. Северной Африки, Западной Африки, Центральной Африки, Африканского Рога и Великого Зимбабве и других крупных империй Южной, Юго-Восточной и Центральной Африки.

Критики этого подхода утверждают, что настоящая философская работа по выработке последовательной философской позиции выполняется академическим философом (таким как Алагоа), и что высказывания одной и той же культуры могут быть выбраны и организованы в много разных способов для создания очень разных, часто противоречащих друг другу систем мысли.

Философская проницательность - это своего рода индивидуалистическая версия этнофилософии, в которой фиксируются верования определенных особых членов сообщества. Предпосылка здесь состоит в том, что, хотя большинство обществ требует определенной степени соответствия веры и поведения от своих членов, некоторые из этих членов достигают особенно высокого уровня знаний и понимания мировоззрения своих культур; такие люди мудрецы. В некоторых случаях мудрец выходит за рамки простого знания и понимания к размышлениям и вопрошаниям - они становятся объектами философской прозорливости.

Критики этого подхода отмечают, что не все размышления и вопросы являются философскими; кроме того, если африканскую философию следует определять исключительно с точки зрения философской прозорливости, тогда мысли мудрецов не могут быть африканской философией, поскольку они не записывают их от других мудрецов. Кроме того, с этой точки зрения, единственное различие между неафриканской антропологией или этнологией и африканской философией, по-видимому, заключается в национальной принадлежности исследователя.

Критики далее утверждают, что проблема как с этнофилософией, так и с философской прозорливостью состоит в том, что, несомненно, существует важное различие между философией и историей идей, хотя другие философы считают эти две темы весьма интересными. аналогичный. Аргумент состоит в том, что как бы ни были интересны для философа верования таких людей, как Акан или Йоруба, они остаются верованиями, а не философией. Назвать их философией - значит использовать второстепенное значение этого термина, например, «моя философия - живи и давай жить другим».

Профессиональная философия

Профессиональная философия обычно определяется как философия африканских стран. философы, получившие образование в западной философской традиции, которая охватывает универсальный взгляд на методы и проблемы философии. Философы, указанные в этой категории, часто прямо отвергают допущения этнофилософии и принимают универсалистское мировоззрение философии, требующее, чтобы вся философия была доступной и применимой для всех народов и культур в мире. Это даже в том случае, если конкретные философские вопросы, приоритетность которых определяется отдельными национальными или региональными философиями, могут различаться. Некоторые африканские философы, отнесенные к этой категории, включают Полин Хунтонджи, Питер Бодунрин, Кваси Вирду, Ценай Серекеберхан, Марсьен Това и Лансана Кейта.

Националистическая и идеологическая философия

Националистическая и идеологическая философия Философию можно рассматривать как особый случай философской прозорливости, субъектом которой являются не мудрецы, а идеологи. С другой стороны, он рассматривался как подкатегория профессиональной политической философии. В любом случае проблема одного и того же типа возникает с сохранением различия между идеологией и философией, а также между наборами идей и особым способом мышления. Примеры включают африканский социализм, нкрумаизм, харамби и аутентичный

африканская этика

Хотя Африка чрезвычайно разнообразна, быть некоторыми общими моральными идеями многих этнических групп. В ряде африканских культур этика основана на характере человека, и высказывание «у него нет морали» переводится как «у него нет характера». Характер человека отражает совокупность его поступков и привычек поведения; следовательно, его можно изменить в течение жизни человека. В некоторых африканских культурах «личность» относится к взрослому человеку, проявляющему моральные добродетели, а тот, кто плохо себя ведет, не считается личностью, даже если он считается человеком.

Хотя многие традиционные африканские общества высоко ценятся. религиозные, их религии не раскрываются, и, следовательно, этика не сосредоточена вокруг божественных заповедей. Напротив, этика гуманистична и утилитарна : она сосредоточена на улучшении социального функционирования и человеческого процветания. С другой стороны, общественное благосостояние - это не просто совокупность индивидуальных благ; скорее, существует коллективное «социальное благо», воплощающее ценности, которых хотят все, такие как мир и стабильность. В целом африканская этика является скорее социальной или коллективистской, чем индивидуалистической и объединенной идеологией. Решающее значение имеют сотрудничество и альтруизм. Африканская этика придает больший вес обязанностям просоциального поведения, чем правам как таковым, в отличие от большей части западной этики.

Философия Африки

Философия Африки - это работа философов африканского происхождения и других. чья работа посвящена теме африканской диаспоры. Это относительно новое (с 1980-х годов) и развивающееся название, данное африканской мысли, и ему уделяют заслуженное внимание профессиональные организации, включая Американскую философскую ассоциацию.

Философия Африки включает в себя философские идеи, аргументы и теории, представляющие особый интерес для людей африканского происхождения. Некоторые из тем, изучаемых африканской философией, включают: досократическую африканскую философию и современные дискуссии, посвященные ранней истории западной философии, постколониальную письменность в Африке и Америке, сопротивление черных угнетению, черный экзистенциализм в Соединенных Штатах и ​​значение термина «чернота» в современном мире.

Список африканских философов

Это список известных философов, которые теоретизируют в Африканские традиции, а также философы с африканского континента.

алжирец
Бенинец
Камерун
Конголезец
Египтянин
эфиоп
гамбиец
Ганский
эллинистический
Кенийец
Ливиец
Малавиец
Малийец
Марокканец
мозамбикец
нигериец

.

Руандиец
сенегалец
Южноафриканский
танзанийец
тунисец
См. Также
Примечания и ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-09 16:09:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте