Последнее причастие святого Иеронима | |
---|---|
Алтарь святого Иеронима | |
Художник | Доменикино |
Год | 1611-1614 |
Средний | холст, масло |
Размеры | 419 см × 256 см (165 × 101 дюйм) |
Местоположение | Пинакотека Ватикана, Рим |
Последнее причастие Святой Иероним - картина 1614 года работы Доменикино. Он был заказан для церкви Сан-Джироламо делла Карита в Риме в 1612 году и сейчас находится в Пинакотеке Ватикана. Композиция очень похожа на картину того же сюжета Агостино Карраччи. Соперник Доменикино, Джованни Ланфранко, обвинил Доменикино в плагиате из-за сходства.
Основной сюжет этой картины - Св. Иероним, тонкая центральная фигура, изображенная стоящим на коленях в красной ткани. Святой Иероним (ок. 347–420) был христианином латинским ученым, переводчиком и священником. Он считался доктором церкви, святым, чьи доктринальные труды имели особый авторитет. Одно из его достижений - перевод Библии на латынь. С 382 по 385 год он был секретарем Папы Дамаса I в Риме.
Конгрегация церкви Сан-Джироламо делла Карита в Рим подвергался ремонту и ремонтировался между 1611 и 1615 годами. Доменикино получил заказ на роспись главного алтаря церкви. Ему заплатили 240 скуди за заказ этой картины «Последнее причастие святого Иеронима». Это был первый публичный заказ Доменикино на алтарь. Доменикино работал над этой картиной в течение двух лет до ее завершения в 1614 году.
В 1620 году Джованни Ланфранко обвинил Доменикино в краже идей с картины Агостино Карраччи на ту же тему. На момент предъявления этого обвинения и Доменикино, и Джованни Ланфранко соревновались за комиссию в S. Андреа делле Валле. Джованни Пьетро Беллори и Николя Пуссен оба помогли защитить Доменикино от этого обвинения. Доменикино, наряду с Ланфранко и Франческо Альбани, были хорошо известными учениками, обучавшимися у Аннибале Карраччи в Академии Карраччи. В это время Доменикино стал более известным и более известным как независимый художник по сравнению со своими однокурсниками, Ланфранко и Альбани. Аннибале Карраччи умер в 1609 году и был братом Агостино Карраччи, умершего в 1602 году.
Агостино Карраччи получил заказ в 1592 году от Чертозы в Болонье написать «Последнее причастие святого Иеронима» и закончить его в конце 1593 года. Последнее причастие святого Иеронима в то время редко рисовалось, что добавляло больше аргументов обвинению Ланфранко в краже. Защищая Доменикино Пассери, он утверждал, что трудно избежать примера, показанного Карраччи, изображающего центральные фигуры Иеронима, принимающего причастие от священника, и центральное изображение Агостино - Св. Джером был настолько категоричен, что у Доменикино не было альтернативного способа представить сцену без включения вдохновения из версии Агостино. Пассери продолжил, заявив, что Доменикино сделал все, что мог, чтобы отличаться от версии Карраччи, изменив второстепенные фигуры, композицию и другие детали в своей собственной интерпретации. Сам Доменикино также открыто признал, что был вдохновлен картиной Агостино, но не намеревался причинить вред.
Доменикино покинул Рим в Неаполь в 1631 году. Его причина для отъезд неизвестен. Это могло быть связано с его ухудшением здоровья, проблемами с законом или обещанием более прибыльных комиссионных в Неаполе. Однако мы знаем, что это дело о плагиате привело к тому, что Доменикино приобрел известность, которая иногда затмевала славу его мастерства.
Элементы в версии Доменикино, которые похожи на Карраччи, это использование летающих путти, больших подсвечников и главной фигуры святого Иеронима. Фигура Святого Иеронима Доменикино почти идентична фигуре Агостино, за исключением зеркального отражения и изменения позы на открытые объятия. Красная ткань, обернутая вокруг Святого Иеронима, похожа на обеих картинах, но то, как они размещены на фигуре, отличается. У Агостино он висит на плече и лежит у него на коленях. У Доменикино он свободно свисает с плеч Святого Иеронима, как будто вот-вот упадет с него, и обнажает белую ткань, обернутую вокруг его талии. На заднем плане есть также фигуры, похожие на фигуры Агостино, например, человек в тюрбане. По большей части Доменикино изменил расположение фигур, дизайн и гардероб священника и толпы. Даже фоны похожи, с округлыми арками, ведущими назад в сельский пейзаж с деревьями. Хотя Агостино имеет составные колонны около середины, а Доменикино имеет коринфские колонны. Символика у них разная. В левом нижнем углу Доменикино изображен лев , который является символом святого Иеронима. Между тем у Агостино был череп в правом нижнем углу, символизирующий смерть святого Иеронима.
Доменикино считал «Последнее причастие святого Иеронима» своим шедевром. Другие художники того времени, такие как Андреа Сакки и Николя Пуссен, даже считали его равным Рафаэлю Преображению. Хотя после скандала с присвоением и обвинений Ланфранко, Доменикино стал рассматриваться другими в негативном свете. После публичных дебатов по вопросам посягательства на Последнее Причастие Святого Иеронима, это вызвало более широкую дискуссию, которая бросила вызов традиционным ценностям подражания.
Было несколько ученых и художников, которые поддержали Доменикино. Итальянский ученый Карло Чезаре Мальвазия (1616–1693) ответил на известность Доменикино и художников в целом, написав: «Какой художник каким-то образом не ворует? Либо из гравюр, или рельефов, или из самой природы, или из из работ других, перевернув позы в противоположном смысле, больше выкручивая руку, показывая ногу, меняя лицо, добавляя драпировку и, короче говоря, разумно скрывая кражу? "