Веселый лорд Квекс - комедия 1899 года. Пьеса британского драматурга Артура Винга Пинеро. На нем изображены превратности реформированного филандера, пытающегося вступить в моногамию. Оригинальная постановка вызвала споры, некоторые критики сочли сюжет в лучшем случае сомнительным, а в худшем - аморальным.
Премьера спектакля состоялась 8 апреля 1899 года в лондонском Globe Theater и состоялась 300 спектаклей. Его продюсировал Джон Хэйр, который также сыграл главную роль. В числе других участников: Чарльз Черри, Фрэнк Гиллмор, Мэй Фортескью, Ирен Ванбру и Мейбл Терри-Льюис. Спектакль был возрожден в Вест-Энде в пяти постановках в течение 20 века и был адаптирован для кино, радио и телевидения.
К 1899 году Пинеро стал ведущим драматургом, поставившим с середины 1880-х годов серию длительных пьес. Его работы варьировались от фарсов, таких как Магистрат (1885) и Денди Дик (1887), до более серьезных произведений, включая Вторая миссис Танкрей (1893) и Трелони из Уэллса (1898). Хотя большинство его сценических работ имели успех у критиков и коммерческий успех, Пинеро написал «Веселого лорда Quex» после заметного провала «романтическую музыкальную драму» Камень красоты, написанную совместно с Дж. Коминс Карр на музыку Артура Салливана ; он закрылся в июле 1898 года после всего 50 представлений. Напротив, The Gay Lord Quex, который открылся в старом Globe Theater 8 апреля 1899 года и продлился до 9 февраля 1900 года, добился 300 выступлений подряд. После лондонского балета Хэйр и его компания отправились в турне по британским провинциям, а в ноябре 1900 года - в Нью-Йорк, где сыграли в Criterion Theater.
Софи Фуллгарни - мастер маникюра, среди клиентов которой графиня Оубридж и герцогиня Строуд. Первый пожилой и добрый; последний моложе и романтичен. Они оба также являются клиентами «Валмы», профессионального имени хироманта Фрэнка Поллитта; он практикует в соседнем помещении и является женихом Софи. Софи является приемной сестрой прекрасной Мюриэль Иден, и она настроена против предполагаемого брака Мюриэль с печально известным руэ средних лет, маркизом Квекс. Софи не верит, что он, как он утверждает, изменившийся персонаж, и считает, что более подходящим мужем для ее приемной сестры был бы очаровательный молодой капитан Бастлинг.
Леди Овбридж приглашает других персонажей в свой загородный дом., где герцогиня, старая страсть Квекса, настаивает на том, чтобы он выпил прощальный бокал шампанского в ее комнате после обеда. Это совершенно невинное свидание, но оно выглядело бы весьма скандальным, если бы о нем узнали другие. Софи шпионит за ними, и ее обнаруживают. Герцогиня поспешно уходит, оставляя Квекса и Софи противостоять друг другу. Чтобы избежать скандала, он пытается подкупить ее, чтобы она молчала. Он впечатлен, обнаружив, что ее мотивы не корыстные, и что она просто решила, что он не должен жениться на Мюриэль. Он указывает, что запер дверь, и что, если обнаружится, что Софи осталась с ним наедине в спальне, ее жених наверняка разорвет их помолвку. Поэтому любой скандал, который она устроит, будет для нее столь же разрушительным, как и для него. Он убеждает ее, что он действительно изменился, и она обещает не стоять на пути его брака с Мюриэль.
Квекс обеспокоен тем, что красивый молодой капитан Бастлинг является соперником для любви Мюриэль. Софи обманом заставляет Бастлинга показать, что он такой же распутный бабник, каким был раньше Квекс. Мюриэль видит, насколько он ненадежен, и предпочитает реформированный Quex.
В пьесе было несколько возрождений West End. Первый был в Театре герцога Йоркского в 1902 году, за ним последовали постановки в Театре Виндхэма в 1905 году и Гаррик в 1908 году, прощальная постановка сэра Джона Хэра. пьеса, в которой он играл Quex на Софи Нэнси Прайс. Производство Его Величества в 1923 году было направлено Бэзилом Дином, и в главной роли Джордж Гроссмит-младший в роли Квекса, Ирэн Браун в роли Софи и Виола Три в роли герцогини. В 1975 сэр Джон Гилгуд руководил постановкой в Театре Олбери с Дэниелом Мэсси в главной роли, Джуди Денч в роли Софи и Сиан Филлипс в роли герцогини. Американская постановка в 1917 году была представлена в Театре на Тридцать девятой улице в Нью-Йорке с Джоном Дрю-младшим в роли Квекса и Маргарет Иллингтон в роли Софи.
Первоначальная постановка пьесы вызвала споры. Некоторые комментаторы возражали против сюжета. The Pall Mall Gazette хвалили игру, сочли сюжет неправдоподобным и подумали, что некоторые любители пьес сочтут пьесу сомнительной по вкусу. Standard сожалеет, что иногда тема пьесы была " не очень полезен ", но оценил лучшие его части поразительными и эффективными. The Morning Post высказывала незначительные сомнения по поводу морального тона пьесы, но в остальном была полна похвалы, сравнивая с Шериданом. Школа скандала. График не выразил моральных сомнений и оценил пьесу как «блестяще успешную». Эра также не смущалась сюжетом, обнаружение, что это зависит от «момента подлинного этического возвышения»; в нем говорилось, что «гений г-на Пинеро силен как никогда». The Times отметила, что интеллектуально Пинеро стоял особняком среди британских драматургов, и хвалил «неоспоримую человечность и интерес» пьесы, но хотел бы, чтобы она возникла из чего-то более возвышенного, чем «схватка ума между руэ, которая вынуждена выкарабкаться из позорного прошлого, и молодой женщиной, которая, хотя и из добрых побуждений, сошла с ума до нескромности и хитрости».
Епископ Уэйкфилд, который этого не видел, назвал «Веселого лорда Квекса» «самой аморальной пьесой, которая когда-либо опозорила сцену этой страны». Театральная газета The Era тут же высмеяла епископа и указала, что в пьесе изображен ранее нечестивый человек, отказывающийся от своих старых привычек и обращающийся к постоянству и добродетели.
Когда пьеса началась на Бродвее, The New-York Evening Post завершила свой обзор так: «Не должно быть никаких сомнений в успехе предприятия мистера Хэра. У него отличная компания и пьеса, которая из-за нетрадиционности, ловкости работы и реального интереса, столь же заметно и благодарно выделяется среди мрачных отбросов современной драмы ».
Возрождение 20-го века получило неоднозначную оценку как со стороны пьесы, так и со стороны игроков. Рассматривая постановку 1923 года, драматический критик The Times похвалил пьесу: «Драматург, как вы чувствуете на протяжении всего, должен рассказать историю, хочет рассказать ее изо всех сил и никогда не подведет вас. Критик нашел« Quex »Гроссмита. скорее, слишком скромно, но похвалил двух главных актрис. В The Manchester Guardian Айвор Браун высмеял решение Дина обновить действие до 1923 года, но похвалил автора за «повествовательную силу... торжество таланта и редкая хорошая сказка ». Театральный критик The Observer чувствовал, что пьесе недостает тонкости, но не лишено драматической эффективности.
Рассматривая возрождение Гилгуда 1975 года, Роберт Кушман писал в The Observer, что стандартное описание пьесы как светской драмы было неверным, и что это была фактически «социальная комедия с фарсовыми интермедиями». Кушман похвалил совершенный заговор Пинеро и то, что он описал как очень забавный диалог, но нашел более полно «Софи и герцогиню Филипса» Денча. c убедительнее, чем Quex Мэсси. Джереми Кингстон в «Таймс» по-другому взглянул на творчество Пинеро: «Причина, по которой он решил возродить эту пьесу, сбивает с толку». В Панч, Шеридан Морли заметил, что Гилгуд годами справедливо пытался возродить пьесу. Морли продолжил: «Пьеса далеко не идеальна, то есть немного хуже, чем Важность быть серьезным, но все же более стильная и интригующая, чем любая комедия, написанная между Уайльдом и Частная жизнь всего сорок лет ».
Пьеса дважды экранировалась в немом кино : британский фильм в 1917, режиссер Морис Элви, в которой Ванбру повторяет свою роль, и американская в 1919, режиссер Гарри Бомонт, в главной роли Том Мур.
Ранняя телевизионная постановка отрывков из пьесы, поставленная Ройстоном Морли, была показана BBC в апреле 1938 года. Морли также руководил первой послевоенной передачей BBC. телевизионная постановка пьесы с Рональдом Уордом в роли Квекса (1947). Позже телевизионные версии BBC транслировались в 1953 году с Андре Морелл в роли Quex, с Джойс Херон и Аланом Уитли ; и 1983, в главных ролях Антон Роджерс, Люси Гаттеридж и Ханна Гордон. По радио BBC транслировались версии пьесы с участием Питера Кушинга (1954), Джека Халберта (1964) и Найджела Патрика (1973).