Станчик (живопись)

редактировать
Картина Яна Матейко

Станчик
Ян Матейко - Станчик - Google Art Project.jpg
ХудожникЯн Матейко
Год1862
СреднийХолст, масло
Размеры120 см × 88 см (47 дюймов × 35 дюймов)
МестонахождениеВаршавский национальный музей, Варшава

Stańczyk (польский : Stańczyk w czasie balu na dworze królowej Bony wobec straconego Smoleńska, английский: Stańczyk во время бала в суде Королева Бона перед лицом утраты Смоленска ) - это картина художника Яна Матейко, законченная в 1862 году. Эта картина была приобретена Варшавский национальный музей в 1924 году. Во время Второй мировой войны он был разграблен нацистами, а затем Советским Союзом, но был возвращен Польше. ок. 1956.

Это одна из самых известных работ Матейко, которая принесла ему известность. Она была описана как одна из самых узнаваемых картин в Варшавском национальном музее и является флагманской картиной «Коллекции польских картин до 1914 года». Его основная композиция - это контраст между торжественным шутом (титульный Станьчик) и живым балом, идущим на заднем плане. Картина создала образ Станчика, ставший культовым и широко признанным в Польше.

Содержание
  • 1 Stańczyk
  • 2 Содержание
  • 3 История, значение и историография
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Stańczyk

Stańczyk мужчина, изображенный на картине, был придворным шутом, когда Польша находилась на пике своего политического, экономического и культурного могущества в эпоху Ренессанса в Польше, в период Правление короля Сигизмунда I Старого (годы правления 1506–1548). Он был популярной фигурой; Помимо известности как шута, он был описан как красноречивый, остроумный и умный человек, использующий сатиру, чтобы комментировать прошлое, настоящее и будущее страны. В отличие от шутов других европейских дворов, Станчик всегда считался чем-то большим, чем просто артистом. Слава и легенда Станьчика были сильны в его время и возродились в 19 веке, и он остается хорошо известным по сей день.

Недостаток источников породил четыре различных гипотезы о Станьчике в 19 веке: что он был полностью изобретен Яном Кохановским и его коллегами, что он был «типичным шутом, одетым его современниками в эзоповский наряд, возможно шекспировский видение писателей XIX века или, возможно, действительно серое возвышение societatis ioculatorum ". В любом случае современные ученые сходятся во мнении, что такой человек действительно существовал, и даже если он не существовал, эта фигура имела огромное значение для польской культуры более поздних веков, появляясь в работах многих художников XIX века. и 20 века. Он появляется, в частности, в работе Юлиана Урсина Немцевича (in, 1825) и в нескольких работах Юзефа Игнация Крашевского (1839, 1841).

Содержание

Полное название картины: Stańczyk w czasie balu na dworze królowej Bony wobec straconego Smoleńska (Станчик во время бала при дворе королевы Боны в лицо утраты Смоленск ).

Основная композиция картины - это контраст между торжественным шутом (Станьчик) - очевидно, в центре внимания картины - и живым балом, происходящим на заднем плане. Станьчик изображен сидящим один в темной комнате, а в соседнем зале полным ходом идет бал, устроенный королевской семьей. Его внешность не похожа на то, что можно было бы ожидать от шута - мрачный, задумчивый. Серьезность его усиливается аксессуарами. : его марот лежит на полу, а на его торсе можно увидеть священный медальон Черной Мадонны Ченстоховской. Морщинистый ковер Столкновение у ног Станчика могло образоваться из-за того, что он тяжело рухнул на стул после прочтения письма, или из-за нервного переворота ног после этого. На столе лежит письмо, вероятно, объявляющее, что Польша уступила Смоленск (ныне в России) в пользу Великого княжества Московского, что вызвало горе Станьчика и размышления о судьбе своего отечества. Письмо вроде бы отброшено каким-то чиновником, и только шут осознает его значение - пока правители тусуются, празднуя недавнюю победу в битве под Оршей, не обращая внимания на плохие новости о Смоленске. На письме указан 1533 год (MDXXXIII) и название «Жемайтия», провинция Содружества. Эта записка несовместима с фактической датой падения Смоленска в 1514 году и является предметом продолжающихся споров, причем явная ошибка дотошного Матейко, известного своим символизмом и иконографией, маловероятна. Другой символ, лютня, символ славы, носит карлик, который во времена Матейко стереотипно изображал человека низкого роста и морального духа; это говорит о падении благосостояния династии Ягеллонов. Окно распахивается - или оно было взорвано - распахнуто, скатерть взъерошена и намекает на нарушение нынешнего порядка. Через открытое окно виден затемненный профиль Вавельского собора в Кракове - места коронации польских королей. Рядом с ним видна комета - предзнаменование несчастья. Образы падения дополняются включением трех звезд Пояса Ориона, которые можно увидеть выше и слева от шпиля собора. В греческой мифологии Орион был могущественным охотником, ослеплённым эго и своим величием, но в конечном итоге был сбит уколом укуса скорпиона.

История, значение и историография
Станчик (слева) представлен в Варшавском национальном музее

Матейко был очарован Станчиком еще в юности и изобразил его в нескольких своих работах (наиболее примечательно, помимо картины, обсуждаемой здесь, в Освящение колокола короля Сигизмунда, 1874 г. и Прусское почтение, 1882 г.). Работая над этой картиной, Матейко был вдохновлен книгой «Król zamczyska» Северина Гощинского, главный герой которого - одиночка, живущий в развалинах замка, пытающийся примирить прошлое и настоящее и сам вдохновленный Станьчиком - вероятно, повлиял на эту картину. Завершенная в 1862 году, когда Матейко было двадцать четыре года, это одна из его самых известных работ, которая принесла ему известность. Она считается ключевой картиной для понимания стиля и намерений Матейко в его искусстве. Матейко использовал собственное лицо для Станьчика, и с этой работой начал серию картин, анализирующих и интерпретирующих историю Польши через фигуру Станьчика.

Картина также считается высоко оцененной. имеет значение для культуры Польши в целом. Она была описана как одна из самых узнаваемых картин в Варшавском национальном музее и является флагманской картиной «Коллекции польских картин до 1914 года». В картине создан образ Станчика, ставший культовым и повторенный в других произведениях, таких как пьеса Везеле (1901) из Станислав Выспянский. Самые известные картины Матейко - это обычно большие групповые сцены; отдельные сцены в его творчестве встречаются реже.

При создании картина не привлекла особого внимания и была приобретена Краковским обществом друзей изящных искусств с целью подарочная лотерея. Впоследствии его выиграл некий Корытко, у которого он был немного поврежден. Когда Матейко прославился, картина была вновь открыта и признана шедевром и приобретена Варшавским национальным музеем в 1924 году. Во время Второй мировой войны она была разграблена нацистами нацистами. Впоследствии он был захвачен Советским Союзом и возвращен Польше примерно в 1956 году.

См. Также
Примечания

^aНазвание ошибочно предполагает, что Польша находилась в время правления королевы Боны Сфорца, когда фактически, 30 июля 1514 года, когда Смоленск был отдан России, Польшей правили король Сигизмунд Старый и его первая жена, королева Барбара Заполя. Заполя была королевой Польши с 1512 по 1515 год; Бона Сфорца вышла замуж за Сигизмунда только в 1518 году. Смоленск был взят в 1514 году, во время второй московско-литовской войны.

Литература
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:21:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте