Ян Матейко | |
---|---|
Родился | Ян Матейко. 24 июня 1838. Вольный город Краков. (Краков, Польша) |
Умер | 1 ноября 1893 (1893-11-01) (55 лет). Краков, Австрия - Венгрия. (ныне Краков, Польша) |
Место упокоения | Раковицкое кладбище |
Национальность | поляк |
Образование | Школа изящных искусств, Краков. Академия изящных искусств, Мюнхен |
Известен | Живописью, рисунком |
Известные работы | Грюнвальдская битва. Станчик. Прусское почтение. Подвешивание колокола Сигизмунда |
Движение | Историческая живопись |
Супруг (ы) | Теодора Матейко |
Ян (Алойзы) Матейко (Польское произношение: ( слушай ); также известный как Ян Матейко ; 24 июня 1838 - 1 ноября 1893) был польским художником, известным картинами, изображающими известные исторические польские политические и военные события. Его работы включают большие холсты, масло картины, такие как Рейтан (1866), Люблинская уния (1869) или Грюнвальдская битва (1878).), многочисленные портреты, галерея польских королей и фресок в Св. Базилика Марии, Краков. Его называют самым известным польским художником или даже «национальным художником» Польши.
Матейко большую часть своей жизни провел в Кракове. Его учителями в Краковской академии художеств были Войцех Корнели Статтлер и Владислав Лющкевич. Позже он стал директором этого учреждения, которое впоследствии было переименовано в Академию изящных искусств Яна Матейко. Некоторые из его учеников сами стали выдающимися художниками, в том числе Мауриций Готтлиб, Яцек Мальчевский, Юзеф Мехоффер и Станислав Выспянский.
Матейко родился 24 июня 1838 года в Вольном городе Краков. Его отец, Францишек Ксавери Матейко (чех : Франтишек Ксавер Матейка) (родился 1789 или 13 января 1793 года, умер 26 октября 1860 года), чех из села Роуднице, был выпускником школы Градец-Кралове, впоследствии стал репетитором и учителем музыки. Сначала он работал на семью Водзицких в Костельниках, Польша, затем переехал в Краков, где женился на наполовину немке, наполовину поляке Иоанне Каролине Россберг (Розберг). Ян был девятым ребенком из одиннадцати детей. Он вырос в доме каменица на Флорианской улице. После смерти матери в 1845 году о Яне и его братьях и сестрах заботилась его тетя по материнской линии Анна Замойска.
В юном возрасте он стал свидетелем краковской революции 1846 года и 1848 осады Кракова австрийцами, двух событий, которые положили конец существованию. Вольного города Краков. Два его старших брата участвовали в этих сражениях под командованием генерала Юзефа Бема ; один умер, а другой был отправлен в ссылку. Матейко посещал Св. Энн, но он бросил учебу в 1851 году из-за плохих оценок. С первых дней жизни Матейко проявлял художественный талант, но испытывал большие трудности с другими академическими областями. Он никогда не владел иностранным языком. Несмотря на это и благодаря своим исключительным способностям, он учился в Школе изящных искусств в Кракове с 1852 по 1858 год. Среди его учителей были Войцех Корнели Статтлер и Владислав Лющкевич. Он выбрал историческую живопись в качестве своей специализации и закончил свою первую крупную работу «Цари Шуйские до Зигмунта III» (Carowie Szujscy przed Zygmuntem III) в 1853 году (он вернется к этой теме за год до своей смерти. в 1892 г.). В это время он начал выставлять исторические картины в Краковском обществе друзей изящных искусств (с 1855 г.). Его основополагающим проектом для его выпуска в 1858 году был Сигизмунд I Старый облагораживание профессоров Ягеллонского университета (Zygmunt I nadaje szlachectwo profesorom Uniwersytetu Jagiellońskiego).
После окончания В 1859 году Матейко получил стипендию для обучения у Германа Аншютца в Академии изящных искусств в Мюнхене. В следующем году он получил стипендию для обучения в Венской академии изящных искусств, но после нескольких дней и серьезной ссоры с Кристианом Рубеном Матейко вернулся в Краков. и открыл студию в доме своей семьи на Флорианской улице. Однако пройдут годы, прежде чем он добьется коммерческого успеха; какое-то время он был пресловутым «голодающим художником», который праздновал, когда продал холст (Цари Шуйские...) за пять гульден.
. В 1860 году Матейко издал иллюстрированный альбом «Одежда в Польше» (Ubiory w Polsce), проект, отражающий его интенсивный интерес к историческим записям всех видов и его желание пробудить такой интерес среди поляков, усилить их патриотизм. Его финансовое положение улучшилось, когда он продал две картины: «Смерть Ваповского во время коронования Генриха Валуа» (Zabicie Wapowskiego w czasie koronacji Henryka Walezego, 1861) и Ян Кохановский, оплакивающий свою дочь Уршулку (Ян Кохановский над звёздным войском), который поселил его в 1861 году. долги. В 1862 году он закончил картину Станчик. Первоначально он был встречен без особых аплодисментов, но со временем он стал известен как один из самых известных шедевров Матейко. Он знаменует собой заметный переход в художественном стиле Матейко от простого иллюстрирования истории к созданию ее философских и моральных комментариев.
Во время Январского восстания 1863 года, в котором он не участвовал из-за плохого состояния здоровья, Матейко оказал финансовую поддержку, пожертвовав большую часть своих сбережений на пользу делу, и лично перевез оружие в лагерь повстанцев. Его Проповедь Скарги (Казание Скарги), законченная в мае 1864 года, была выставлена в галерее Краковского общества друзей изящных искусств, что принесло ему широкую известность. 5 ноября того же года в знак признания его вклада в воссоздание исторических тем он стал членом Краковского научного общества (Towarzystwo Naukowe Krakowskie). Вскоре после этого, 21 ноября, он женился на Теодоре Гиебультовской, от которой у него было пятеро детей: Беата, Елена, Тадеуш, Ежи и Регина. Хелена, его дочь, тоже художница, помогала жертвам Первой мировой войны и была награждена Крестом Независимости от президента Станислава Войцеховского.
В то время Матейко начал приобретать международный признание. В 1865 году картина Матейко «Проповедь Скарги» была удостоена золотой медали на ежегодном парижском салоне; вскоре после этого граф [pl ] купил его за 10 000 гульденов. В 1867 году его картина Рейтан была награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже и приобретена австрийским императором Францем Иосифом I за 50 000 франков. Следующей его крупной картиной стала Люблинская уния (Unia Lubelska), созданная в 1867-1869 годах. В Париже снова аплодировали, и Матейко получил Крест французского Почетного легиона. и был куплен сеймом Галиции. За объединением... последовал Стефан Баторий в Пскове (Stefan Batory pod Pskowem), завершенный в 1871 году. В 1872 году он посетил Стамбул в Османской империи, а по возвращении в Краков закончил Астроном Коперник, или Беседы с Богом (Astronom Kopernik, czyli rozmowa z Bogiem), который был приобретен Ягеллонским университетом. С 1870-х годов ему во многих задачах помогал секретарь Мариан Горжковски, который стал его «правой рукой», его ближайшим другом, моделью для ряда картин и автором мемуаров о Матейко.
В 1872 году во время выставки в Праге ему предложили должность директора Академии изящных искусств в Праге, а вскоре после этого - аналогичную должность в Краковской школе изящных искусств. Он принял предложение Кракова и в течение многих лет был директором (ректором ) Академии художеств. В 1874 году он закончил Zawieszenie dzwonu Zygmunta («Развешивание колокола Сигизмунда»). В 1878 году он закончил еще один шедевр, Грюнвальдская битва. В том же году он получил в Париже «почетную большую золотую» медаль, а городской совет Кракова вручил ему церемониальный скипетр, символ его «королевского статуса в изящных искусствах». В 1879 году он закончил Рок 1863 - Полония (Год 1863 - Полония), его взятие на Январское восстание того времени. Начатое в 1864 году, через год после восстания, которое он сам пережил и где он потерял много друзей и членов семьи, это полотно томилось незавершенным, пока князь Владислав Чарторыйский не заинтересовался его приобретением; он до сих пор считается незаконченным.
1880–1882 годы ознаменовались его работой над другой большой картиной, Прусская дань (Холд Пруски). Матейко подарил эту картину «польскому народу», и она принесла ему почетное гражданство Кракова; одна из площадей города была также названа площадью Матейко. В 1883 году он закончил Собески в Вене (Ян Собески-под-Виднием). Собеский... был подарен Папе Льву XIII как «дар польского народа», а Матейко, который был одним из членов группы, доставившей его, получил орден Рыцаря-командора со Звездой . Пия IX. Картина выставлена в Зале Собеских музеев Ватикана. В то время он также активно выступал по ряду политических вопросов, публикуя письма по таким вопросам, как польско-российские отношения. Другой ареной, в которой он был очень занят, были усилия по защите и реконструкции различных исторических памятников в городе Краков. В 1886 году он закончил картину о французской, а не о польской истории: Орлеанская Дева, изображающая Жанну д'Арк.
В следующем году Матейко получил степень доктора философии, honoris causa, из Ягеллонского университета и австрийского Litteris et Artibus. В 1888 году он закончил битву при Рацлавицах (Bitwa pod Racławicami). В 1888-1899 гг., Чтобы оправдать свое новое академическое звание, он опубликовал цикл из двенадцати очерков с сопроводительным комментарием История цивилизации в Польше (Dzieje Cywilizacji w Polsce). С 1890 по 1892 год он опубликовал еще один цикл этюдов, на этот раз с изображением польских королей (Poczet królów i książąt polskich - Братство королей и князей Польши), которые с годами стали настолько популярными, что портреты рассматривается как каноническое изображение своих подданных. В 1891 г. он закончил Конституцию 3 мая (Konstytucja 3 Maja). Затем он начал писать еще одну большую картину, «Клятвы Яна Казимежа» (Śluby Jana Kazimierza), но она осталась незаконченной из-за его смерти. В 1892 году, за год до своей смерти, он закончил автопортрет (Автопортрет).
Матейко страдал язвенной болезнью и умер в Кракове 1 ноября того же года от внутреннего кровотечения.. Его похороны 5 ноября собрали большое количество людей, а его смерть была упомянута по меньшей мере в 32 европейских газетах. Он был похоронен на Краковском Раковицком кладбище.
Он считается одним из самых известных польских художников, описывается как «величайший исторический художник Польши. "и" культовая фигура для нации в целом... [уже] к моменту его смерти. ". Его стиль хвалили за то, что он «красочный, детальный и творческий». Он преуспел в пропаганде польской истории и напомнил миру о Польше, в то время как его страна оставалась разделенной и не имела никакого независимого политического представительства. Его работы, тиражированные в тысячах репродукций, стали почти стандартными иллюстрациями многих ключевых событий истории Польши. Его иллюстрированный альбом 1860 года «Ubiory w Polsce» («Одежда в Польше») считается ценным историческим справочником. Критики его творчества указывали на использование традиционного стиля живописи («антикварный реализм», «театральные эффекты»). На зарубежных выставках нюансированный исторический контекст его работ часто терялся для иностранной публики. Иногда его картины вызывали споры; Например, Рейтан оскорбил ряд видных представителей польской знати, которые увидели в картине обвинение всего своего социального класса. Его картины подвергались цензуре в Российской Империи ; и нацистская Германия планировала уничтожить Грюнвальдскую битву и прусское почтение, которое нацистские власти сочли оскорбительным для немецкого взгляда на историю (эти картины были среди многих, которые немцы планировали уничтожить в своей войне с поляками. культуры, но польское сопротивление успешно скрыло и то, и другое).
Многие из его работ посвящены известным событиям в истории Польши. Матейко сосредоточился на основных темах польской истории и использовал исторические источники для описания событий в мельчайших исторических деталях. Его самые ранние картины представляют собой простые исторические картины без скрытых сообщений. Более поздние, начиная с картины Станчик (1862), призваны вдохновить зрителей патриотическим посланием. Станьчик сосредотачивается на придворном шуте, изображаемом как символ совести страны, сидящем в кресле на фоне вечеринки - единственной фигуре, размышляющей о войне, игнорируемой радостной толпой.
Помимо истории Картины Матейко сделал также множество портретов. Среди прочего: портреты ректоров Ягеллонского университета Юзефа Шуйского и Станислава Тарновского, а также многочисленные портреты семьи и друзей, в том числе Жены в свадебном платье («Żona w sukni ślubnej») (1865 г., разрушенный женой во время ссоры и воссозданный в 1879 г.) и автопортрет (1892 г.). Всего Матейко написал 320 картин маслом и нескольких тысяч рисунков и акварелей. Он также разработал полихромную в St. Базилика Марии, Краков (1889–1891).
Его картины выставлены во многих польских музеях; в том числе Национальный музей в Варшаве, Национальный музей в Кракове, Национальный музей в Познани и Национальный музей во Вроцлаве. Национальный музей в Кракове имеет филиал, посвященный Матейко - Дом Яна Матейко (Dom Jana Matejki), расположенный в его бывшей мастерской и семейном доме на улице Флорианска, открытый в 1898 году. Другой музей, посвященный Матейко, Дворек Яна Матейки, открытый в Кшеславице (где Матехо приобрел поместье ) в 1865 году.
Более 80 художников были учениками Матейко, многие из которых оказали влияние во время его пребывания в должности. директор Краковской школы изящных искусств, которых называют членами «школы Матейко». Среди них выделяются Мауриций Готлиб, Эфраим Моисей Лилиен, Яцек Мальчевски, Юзеф Мехоффер, Антони Пиотровски, Витольд Прушковский, Леон Вычолковский и Станислав Выспянский.
Самуэль Зборовский на пути к казни. Эскиз Яна Матейко
Замойский на пути к объявлению смертного приговора Зборовскому. Эскиз Яна Матейко
Слепой Вейт Штосс с внучкой Яна Матейко (1865), Национальный музей в Варшаве
В центре королева Ядвига Польская, Учреждение Главной школы перенесено to Краков Ян Матейко
Конституция 3 мая. Четырехлетний сейм. Образовательная комиссия. Перегородка. 1795 г. от Р. Х. Ян Матейко
Астроном Коперник, или Беседы с Богом, 1873 г., Ян Матейко. На заднем плане: Собор Фромборк.
Ниже приводится избранный список работ Матейко в хронологическом порядке.
# | Название | Год | Техника и размер | Расположение | Иллюстрация |
1. | Carowie Szujscy przed Zygmuntem III (Шуйские князья до короля Сигизмунда III) | 1853 | холст, масло. 75,5 см × 109 см | Национальный музей во Вроцлаве | ![]() |
2. | Станчик | 1862 | холст, масло. 120 × 88 см | Национальный музей, Варшава | ![]() |
3. | Казание Скарги (Проповедь Скарги) | 1864 | холст, масло. 224 × 397 см | Королевский замок, Варшава | ![]() |
4. | Рейтан | 1866 | холст, масло. 282 × 487 см | Королевский замок, Варшава | ![]() |
5. | Алхимик Сендзивой (Алхимик Сендивогий) | 1867 | холст, масло. 73 × 130 см | Музей искусств в Лодзи | |
6. | Уния Любельская (Люблинская уния) | 1869 | холст, масло. 298 см × 512 см | Люблинский музей | |
7. | Стефан Баторий под Псковем (Стефан Баторий в Пскове) | 1872 | холст, масло. 322 × 545 см | Королевский замок, Варшава | ![]() |
8. | Astronom Kopernik, czyli rozmowa z Bogiem (Astronomer Copernicus, o r Беседы с Богом) | 1873 | холст, масло. 225 × 315 см | Collegium Novum | ![]() |
9. | Zawieszenie dzwonu Zygmunta (Повешение колокола Сигизмунда) | 1874 | дерево, масло. 94 × 189 см | Национальный музей, Варшава | ![]() |
10. | mierć króla Przemysła II (Смерть короля Пшемысла II) | 1875 | Современная галерея в Загребе | ![]() | |
11. | Bitwa pod Grunwaldem (Грюнвальдская битва) | 1878 | холст, масло. 426 × 987 см | Национальный музей, Варшава | ![]() |
12. | Полония - Рок 1863 (Полония - 1863 год) | 1879 | холст, масло. 156 × 232 см | Музей Чарторыйских, Краков | |
13. | Холд пруски (Прусское почтение) | 1880-82 | холст, масло. 388 × 875 см | Национальный музей, Краков | ![]() |
14. | Ян III Собески под Виднием (Иоанн III Собеский в Вене) | 1883 | Музеи Ватикана | ||
15. | Вернихора | 1883-84 | холст, масло. 290 × 204 см | Национальный музей, Краков | ![]() |
16. | Założenie Akademii Lubrańskiego w Poznaniu (Основание Любранской академии в Познани) | 1886 | Национальный музей, Познань | ||
17. | Дзевица Орлеанская (Дева Орлеанина)) | 1886 | холст, масло. 484 x 973 см | Национальный музей, Познань | |
18. | Bitwa pod Racławicami (Битва при Рацлавицах) | 1888 | холст, масло. 450 × 890 см | Национальный музей, Краков | ![]() |
19. | цикл Dzieje cywilizacji w Polsce (История цивилизации в Польше) | 1888-1889 | |||
20. | Chrzest Litwy (Крещение Литвы) | 1888 | масло на холсте. 60 × 115,5 см | Национальный музей, Варшава | |
21. | Zaprowadzenie chrześcijaństwa (Введение христианства [в Польшу]) | 1889 | дерево, масло. 79 × 120 см | Национальный музей, Варшава | ![]() |
22. | цикл Poczet królów i książąt polskich (Братство королей и князей Польши) | 1890-1892 | |||
23. | Konstytucja 3 Maja 1791 r. (Constitut от 3 мая 1791 г.) | 1891 | холст, масло. 247 см × 446 см | Королевский замок, Варшава | ![]() |
24. | Carowie Szujscy przed Zygmuntem III (Шуйские князья до короля Сигизмунда III) | 1892 | дерево, масло. 42 см × 63 см | Дом Яна Матейко в Кракове | ![]() |
25. | Автопортрет (Автопортрет) | 1892 | холст, масло. 160 см × 110 см | Национальный музей, Варшава | ![]() |
26. | luby Jana Kazimierza (Клятва Яна Казимежа) | 1893 | дерево, масло. 315 см × 500 cm | Национальный музей, Вроцлав | ![]() |
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Яном Матейко. |