Рабство в Бутане было обычным правовым, экономическим и социальным институтом до его отмены в 1958 году. Согласно историческим данным, несвободные рабочие в Бутане назывались рабами, кули и крепостными. Эти рабочие происходили в основном из Бутана, Ассама и Сиккима и составляли основу доденежной феодальной экономики Бутана
. Бутан отменил рабство в рамках модернизационных реформ по указанию Третьего Друка Гьялпо Джигме Дорджи Вангчука, взошедшего на престол в 1952 году в возрасте 25 лет.. Преодолев рабство и феодализм, король Джигме Доржи провел правовые реформы, предоставив гражданство и прямое владение землей бывшим рабам.
До введения денежной экономики в XIX веке и программ модернизации в середине 20 век экономика Бутана была полностью основана на оплате натурой и трудом, включая несвободный труд. В феодальной системе землевладения, при которой вся земля принадлежала государю и заселена арендаторами, крепостное право и служба меснэ лордам были обычным явлением. Обычные граждане, в свою очередь, были обязаны дриглам намжа выполнять работу, например, дзонг строительство, как часть их налоговых обязательств перед государством. Постепенный переход к феодальной денежной экономике был вызван Бутанскими военными и территориальными потерями для британцев, которые привели к ежегодным денежным субсидиям правительству Бутана. Эти денежные доходы в конечном итоге заменили несвободный труд, поскольку основу экономики Бутана.
Бутан имел низший класс из военнопленных и их потомков, с которыми обычно обращались как с крепостными или даже рабами. Этот класс рабов был самым распространенным, однако многие другие были аборигенами или коренными племенными народами, первоначально жившими в разбросанных деревнях по всему Бутану. Преступников свободных людей, которым грозила смертная казнь, иногда щадили и делали рабами на всю жизнь. Статус раба передавался по наследству, и ценность рабов варьировалась в зависимости от возраста, касты и пола; Взрослый мужчина из высокой касты стоил на рынке около 20 рупий, в то время как женщина из низшей касты могла продаваться за 3 рупии. В течение 18 века сотни браминов ежегодно ввозились в Бутан в качестве рабов.
К XIX веку Бутан развил работорговлю с Сиккимом и Тибетом. В это время похищение британских подданных в качестве рабов, а также репатриация сбежавших бутанских рабов стали основными предметами разногласий на фоне растущих боевых действий между Бутаном и Британской Индией. Британская позиция заключалась в том, чтобы позволить рабам возвращаться по собственной воле, но не репатриировать их в Бутан. (См. невысылка )
В течение XIX века британцы также боролись с рабством в соседних Сиккиме и Куч Бехар. К 1877 году рабы из Бутана считались британцами как бутанские беженцы. Между тем работорговля оставалась прибыльным источником прибыли для местных властей Бутана у границы с Индией.
В начале 20 века Бутан ограничил работорговлю поскольку он разработал законы, отражающие движимое имущество природу рабов. Реформы короля Угьена Вангчука 1916 года в соответствии с Ца Йиг правовым кодексом запрещали продажу и покупку рабов, и ограничивало использование кули государственными служащими только в тех случаях, когда этого требовало здоровье офицера. В противном случае институт рабства оставался нетронутым, несмотря на реформу: рабы, пытающиеся бежать, должны были быть задержанным, и любой, кто укрывал сбежавшего раба, должен был «исправить раба». Однако, если кто-то вернул сбежавшего раба, владелец столкнулся с юридическим обязательством чтобы компенсировать ему его время и усилия.
Рабы происходили из множества источников, как внутри, так и за пределами Бутана. Племенные районы центрального, южного и восточного Бутана (например, Lhop, Lepcha и Monpa ), а также тюрьмы в Ngalop районы западного Бутана были домашними источниками рабов. За пределами самого Бутана различные этнические группы асама дуаров, включая мечи, подлежали налогообложению и рабству, так что целые деревни были заброшены, когда британцы обследовали регион в 1865 году. Рабы, приобретенные в Индийском Ассаме, где рабы составляли 5–9% от общей численности населения, часто были рождены рабами или уже порабощены как осужденные преступники.
Культурно и лингвистически часть населения Запада Бенгалия или Ассам, эти рабы были в основном кастой индуистами и занимались земледелием с использованием влажного и сухого риса. Индийские рабы обычно привозились в Бутан из племенных территорий. Многие рабы, прибывшие с 1800-х годов, были предками современной Лотшампа, разнородной общины непальского происхождения в южном Бутане.
Будучи рабами государства, многие рабы общины были сосредоточены в традиционных населенных пунктах, таких как Тхимпху и Пунакха.
Большинство рабов в Бутане были привязаны к государственной службе. Другие очистили влажные малярийные джунгли южного Бутана для развития сельскохозяйственных земель страны. Прежде всего, рабы были основным источником государственного труда в и вокруг дзонгов, которые служили административными центрами. Хотя рабы не имели личной или профессиональной свободы, они занимали военные и административные должности в правительстве, в том числе высокие посты, серебряную подкладку восходящей мобильности. Королевское правительство направило молодых мужчин на службу во дворец и в провинциальные административные центры. Это обеспечило поколения технически компетентных, политически надежных кадров, выполняющих всю свою жизнь. Однако рабыни использовались в основном как сексуальные рабыни в публичных домах.
. Не было существенной разницы между государством и обращением с феодальными крепостными и движимыми рабами. в досовременном Бутане. Рабы и рабские сословия, закрепленные за земельными грантами, регулярно продавались как проявление доброй воли среди правителей соседних государств.
Как часть короля Джигме Дорджи Вангчука Усилия России по модернизации, земельная реформа сопровождалась отменой рабства и крепостного права. После отмены многие общины бывших рабов оказались рядом с традиционными населенными пунктами, потому что именно там их заставляли служить государству. Многие из этих бывших рабов и их потомков остались в городских центрах, поддерживая и присоединяясь к формирующемуся рантье классу.
сельских рабов, включая многих Лхотшампа, которые развили малярийные джунгли в продуктивные сельскохозяйственные угодья, опасались выселения и депортации. С принятием земельной реформы и Закона о гражданстве 1958 они получили гражданство и начали процветать. Отчасти из-за того, что освобождение рабов и крепостных сопровождалось перераспределением земель с предоставлением им полного права собственности, рабство не оставило наследства в Бутане, сопоставимого с наследием афроамериканцев в Соединенных Штатах и Бразилия.
Закон о гражданстве 1958 года был отменен Законом о гражданстве 1985 года. После этого с 1988 года была проведена первая общенациональная перепись населения. Самой большой группой в стране, на которую повлияло применение Закона о гражданстве, были народ лхотшампа; эта группа, обобщенный термин для лиц непальского происхождения, в 1988 г. составляла 43% всего населения Бутана, включая всех нелегалов. Силы безопасности Бутана прошли через южные районы страны, где проживает большая часть лхотшампа, вынудив их покинуть свои дома и пересечь южные границы в Непал. Поскольку большинство изгнанных людей не говорили на дзонгкхе, они были классифицированы как нелегальные иностранцы и, таким образом, могли быть высланы из страны. В общей сложности от 100 000 до 150 000 человек, 1/6 населения Бутана в 1988 году, оказались в лагерях непальских беженцев. К 2015 году более 100 000 бутанских беженцев в Непале поселились в третьих странах.