Шломо Вольбе

редактировать

Раввин Шломо Вольбе (Вильгельм Вольбе, 1914 - 25 апреля 2005 г.) харедим раввин родился в Берлине в начале двадцатого века. Он наиболее известен как автор «Алей Шур» (иврит : עלי שור), классика мусара, в котором обсуждается пространственный рост применительно к изучающим Талмуд. Он умер в Иерусалиме в 2005 году.

Содержание
  • 1 Жизнь и преподавательская позиция
  • 2 Взгляды на образование детей
  • 3 Мусарский подход
  • 4 Политические позиции
  • 5 Аудио Лекции
  • 6 Публикации
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь и преподавательская позиция

Шломо (Вильгельм) Вольбе родился в Берлине Евгением и Розой Вольбе. Он вырос в светской еврейской семье и получил образование в Берлинском университете (1930–1933). Во время учебы в университете он стал баал тшува стараниями Союза православных студентов V.A.D. (Vereinigung jüdischer Akademiker в Германии). После университета он посещал раввинскую семинарию Хильдесхаймера. Он продолжал учиться в ешиве раввина Бочко в Монтрё, Швейцария. Затем он посетил Мир ешивы в Польше, где он стал учеником машгиах ручани, раввина Йерухома Левовица и, в меньшей степени, раввина Йехезкель Левенштейн.

Находясь в «Мире», Вольбе подружился с молодым человеком из Стокгольма, Швеция, Бертом Леманном, сыном Ганса (Хаима) и Фанни Леманн. Во время Второй мировой войны Вольбе, гражданин Германии, находился под угрозой депортации и не мог следовать за Мирской ешивой в Россию. Ганс Леманн пригласил Вольбе остаться с семьей и стать учителем еврейского языка для своих сыновей. Таким образом, Вольбе смог провести военные годы в нейтральной Швеции. Находясь в Швеции, он работал там раввином. Во время войны он работал в Комитете спасения США в сотрудничестве с раввином. В конце войны он создал женскую школу для беженцев в Лидингё. Там он написал брошюры об иудаизме на шведском и немецком языках.

Вольбе переехал в Подмандатную Палестину в 1946 году и учился в ешивас Ломжа в Петах-Тикве. Затем он женился на Ривке Гродзински, дочери раввина Авраама Гродзинского из ешивы Слабодка (Ривка скончалась 25 октября 2018 г.), сделав его зятем с раввином Хагоаном. Хаим Крейсворт из Бельгии. Вольбе продолжил обучение в Kollel Toras Eretz Yisroel в Петах-Тикве под руководством раввина Ицхока Каца. В 1948 году Вулбе принял на себя управление небольшой ешивой, принадлежащей молодежной организации под названием Ezra. Два года спустя к нему присоединился раввин Моше Шмуэль Шапиро из Brisk. Ешива располагалась в небольшом городке Беэр-Яаков и называлась. Шапиро стал рош ешивой, а Вольбе стал машгиахом ручани. Более 30 лет, до 1981 года, Вольбе служил менахел ручани в ешивах Беэр Яаков.

Позже он служил машгиахом в ешиве Лейквуд в Эрец-Исроэль перед тем, как открыть дом обучения, специализирующийся на муссар. В течение этих лет после 1981 года Вольбе проводил мусульманские лекции в различных ешивах, а также в небольших группах. Он создал множество «муссарских домов». Байс Муссар был назван при поддержке Манфреда Лемана (сына Ганса Лемана) в память о Хаиме (Джейми) Лемане, который умер в 1982 году. Среди его многочисленных учеников видными являются раввин Ури Вейсблаум и раввин Реувен Лойхтер, каждый из которых имеет опубликовал работы Муссара, а также раввина Бенджи Якоби, который продолжает успешно обращаться к студентам североамериканских университетов, приближая тысячи людей к Торе.

Взгляды на образование детей

Вольбе выступил против избиения детей; Это в свете ослабления понимания поколениями библейского стиха (Притчи 13:24), в котором говорится: «Пощади жезл, балуй ребенка».

Известный тем, что на протяжении всей жизни читал многие дисциплины, такие как светская психология и теория образования, Вулбе создал свою собственную философию образования для общества в целом. В своей важной работе по образованию Zeriah u'Binyan beChinnuch («Посадка и строительство в образовании») он представляет адаптацию и перефразировку книги Джона Дьюи «Демократия и образование » (1916), в котором Дьюи представил напряжение механического заучивания и демократического индивидуализма. По мнению Вулбе, педагог должен «строить» студентов на твердой основе ценностей Торы, общины и харедимской ешивы, но в то же время позволять студентам «расти», каждый по-своему и индивидуально.

Вольбе подчеркнул, что Тора уделяет большое внимание индивидуальности каждого ребенка и каждой ситуации. В своем обсуждении молитвы он заявляет:

Каждое вознесение, совершенное с пониманием, представляет собой качественно различный опыт и имеет свое собственное уникальное чувство и качество. Действительно невозможно, чтобы два тфилло были идентичными, даже если слова идентичны. Это можно сравнить с поездкой в ​​поезде, любуясь красивым пейзажем. Хотя декорации могут казаться одинаковыми, ощущения от момента к моменту различаются. В каждый момент пейзаж виден с другой точки зрения. Точно так же начинающий должен постоянно видеть себя и свои отношения с Ашемом с другой точки зрения - точно так же, как путешественник смотрит на пейзаж с другой, свежей точки зрения (Alei Shur I: 2)

. Если кто-то согласен с тем, что Тора исходит от Синая, тогда он должен признать, что изучение Торы настолько мощно, что может дать человеку высшее понимание и мудрость как в небесных, так и в мирских вопросах (Alei Shur vol. I p. 295).

Муссарский подход

В 1966 году он опубликовал свой первый том «Алей Шур», который содержит его муссарский («этический») анализ правильной упорядоченной жизни студента ешивы. Второй том, опубликованный через 20 лет после первого, был интенсивным взглядом на его настоящие мусарские мастерские по развитию возвышенных черт характера. Книга содержит пошаговые инструкции и конкретные упражнения.

Раввин Вольбе уделяет большое внимание седеру или составлению расписания, чтобы полностью использовать свои возможности. На самом деле он посвящает этой теме отдельный раздел в каждом томе «Алей Шур». Вулбе считал, что ученикам не следует полагаться на привычки или эмоции, им следует структурировать свою жизнь. «Чем выше человек, тем более организована его жизнь». (Alei Shur, Pg. 68)

В томе 2 Alei Shur: Mussar, глава 5, он представляет суть своего метода: постоянную потребность в улучшении себя в повседневной жизни. Он называет это лучшим углублением Hislamdus («самообучение»), не-эго, обучающимся на вещах. Метод Вольбе постепенно научит человека созерцать природу, свое окружение, политические события и свою домашнюю жизнь:

В творении нет ничего, чему нельзя было бы научиться, потому что именно поэтому Благословенный Святой создал так много вещей. Как уже говорили наши мудрецы: «Если бы не была дана Тора, мы бы научились скромности у кошки…». (Трактат Эрувин 100b) Таким образом, мы учимся чему-то у всех живых существ трижды в день. Если в их поведении нечему научиться, мы научимся видеть в них мудрость Творца. (Пятый Ваад) Ешива была местом, где человек учится жить, а не просто учиться (стр. 31). Невозможно выучить Тору с плохими чертами характера, такими как ненависть, соперничество или ревность.

Вулбе считал, что есть четыре основных направления, помимо обычного Гемара учебного плана ешивы, которые должен освоить ученик ешивы.

  1. Он должен знать Галаху (еврейский закон), который влияет на него через Мишна Берура.
  2. Он должен знать Чумаш с комментариями Раши и Рамбан в качестве основы для хэшкафа.
  3. Он должен знать Пиркей Авос с комментарием Рабейну Йонах (двоюродный брат Нахманид ) в качестве основного учебника по приемлемым чертам характера (мидос).
  4. Он должен знать Месиллат Йешарим (раввин Моше Хаим Луццатто ), который он называет «окончательный словарь-компендиум для midos». Это необходимо постоянно вникать.
Политические позиции

Его работа Бен шешет ле-Асор («Между [шестым [из]] до [] десятого [из]), теперь переименованная в« Олам » Хайедидус »(« мир дружбы », то есть между Богом и человечеством) предлагает свои взгляды на значение еврейской политики и изменения в еврейской жизни, произошедшие в результате Шестидневной войны до войны Судного дня..

Эта книга представляет собой сборник лекций и выступлений, которые он прочитал нерелигиозным в кибуцах и солдатам ЦАХАЛа. Он также содержит подборку писем-мнений, которые он написал по поводу современных проблем в еврейском мире. Он держался на расстоянии от сионизма, рассматривая общину Чареди как продолжение Старого ишува. Он даже цитирует Гершома Шолема, что сионизм является прямым результатом саббатианства, чтобы доказать свою точку зрения. В этой книге он подвергает сомнению позицию в газете Agudah Hamodia, согласно которой государство Израиль является сосудом для ведения жизни Charedi. Государство Израиль не способствовало жизни Чареди. Для Вольбе это государство полностью еретично, и даже День независимости Израиля не следует признавать. Государству не засчитывается предоставление какой-либо еврейской культуры, поскольку библейские исследования, археология и еврейская история полностью светские. Он заявляет, что согласен с антисионизмом Сатмара Рава, но считает, что все еще допустимо входить в правительство и получать от него деньги.

В сообщении 1967 мир, он предвидел, что люди станут баалей тшува, и в Израиле будет большое движение людей, вернувшихся к своему еврейскому наследию. Внуки раввина Вольбе возглавляют основные усилия по работе с евреями в Америке и Израиле; особенно раввин Элиэзер Вольбе, который возглавляет Баис ха-Мусар и Ваад Чизук своего деда в Иерусалиме, раввин Арье Вольбе из TORCH в Хьюстоне, штат Техас, раввин Яаков Вольбе, веб-сайт и занятия которого отражают его любовь дедушки и тоска по обучению Торы еврейским массам, и раввин Йехиэль Эрлангер из Денвера, штат Колорадо.

Аудиолекции
Публикации
  • Даат Шломо: Беседы о Маттане Торе, Иерусалим, 2006.
  • Игрот у-четавим / ми ха-машгиах; Йерушалаим: 2005.
  • Посадка и строительство: воспитание еврейского ребенка / Шломо Вольбе; перевод Лейба Келемена; Иерусалим; Нью-Йорк: Feldheim Publishers, 1999 (перевод Зериха у-виньян ба-чинух)
  • Перевод Зериха у-виньян ба-чинух: сихот бе-иньеней чинух Йерушалаим: Фельдхейм, 5756, 1995.
  • Кунтрес хадрахах ле-шало; divrei mavo Шмуэль Барельбах. Бней-Брак, 1976
  • Маамарей Хадрача Л'чосоним (1999)
  • Шалхэветйах: чамишах асар пирчеи хадрачах ле-тох олам ха-Тора. (1979)
  • Бен шешет ле-асор (1979), теперь переименованный в «Олам Хайедидус» («мир дружбы», т.е. между Богом и человечеством)
  • Сефер Алей шур шаарей ха -хадраха (1968–1998)
  • Пиркей Киньян Даас (2001)
  • Пути: краткое введение в мир Торы / Шломо Вольбе; пер. М. Самсоновиц Иерусалим: Центр этики Торы Джейми Леманна, c1983
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:09:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте