X68000

редактировать
X68000
X68000ACE-HD. JPG X68000ACE-HD
РазработчикSharp Corporation
ПроизводительSharp Corporation
ТипДомашняя игровая консоль. Домашний компьютер
Дата выпуска28 марта 1987 г. (28 марта 1987 г.)
Снято с производства1993
МедиаДискета
Операционная система Human68k, NetBSD, OS-9
CPU Семейство Motorola 68000
ЗвукYamaha YM2151. OKI MSM6258
Вход контроллераD-pad, Клавиатура, Мышь
ПредшественникX1
Главный процессор компьютера Sharp X68000 Доска. Оригинальная компьютерная видеоплата CZ-600C 1987 года выпуска Sharp X68000. Оригинальная модель CZ-600C 1987 года Набор микросхем Cynthia Video Sprite в компьютере Sharp X68000. Оригинальный набор микросхем обработки видео VSOP модели CZ-600C 1987 года в компьютере Sharp X68000. Оригинальная модель CZ-600C 1987 года

X68000 (японский : エ ッ ク ス ろ く ま ん は せ ん, Hepburn : Ekkusu Rokuman Hassen) - это домашний компьютер создан Sharp Corporation, впервые выпущен в 1987 году, продается только в Японии.

Первая модель оснащена 10 МГц Motorola 68000 CPU (отсюда и название), 1 МБ из RAM и нет жесткого диска ; последняя модель была выпущена в 1993 году с процессором Motorola 68030 25 МГц , 4 МБ ОЗУ и дополнительным жестким диском SCSI на 80 МБ. ОЗУ в этих системах можно расширить до 12 МБ, хотя для большинства игр и приложений требуется не более 2 МБ.

Содержание
  • 1 Операционная система
  • 2 Дизайн корпуса
  • 3 Дисплей
  • 4 Дисковый ввод / вывод
  • 5 Расширение
  • 6 Домашняя аркада
  • 7 Список серий X68000
  • 8 Список игр X68000
  • 9 Технические характеристики
    • 9.1 Процессоры
    • 9.2 Память
    • 9.3 Графика
    • 9.4 Другие характеристики
    • 9.5 Дополнительные обновления
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Операционная система

X68k работает под управлением операционной системы под названием Human68k, которая была разработана для Sharp компанией Hudson Soft. Human68k работает аналогично MS-DOS, имеет команды на английском, очень похожие на команды в MS-DOS ; исполняемые файлы имеют расширение .X. Версии ОС до 2.0 имеют вывод в командной строке только для общих утилит, таких как «формат» и «переключатель», в то время как более поздние версии включали основанные на формах версии этих утилит. Было выпущено как минимум три основные версии ОС с несколькими обновлениями между ними. Другие доступные операционные системы включают NetBSD для X68030 и OS-9.

Ранние модели имеют графический интерфейс под названием «VS» или «Visual Shell»; более поздние изначально были упакованы с SX-WINDOW. Третий графический интерфейс под названием Ko-Window существует с интерфейсом, аналогичным Motif. Эти оболочки графического интерфейса пользователя можно загрузить с дискеты или жесткого диска системы. Большинство игр также загружаются и запускаются с дискеты; некоторые из них устанавливаются с жесткого диска, а другие требуют установки жесткого диска.

С момента выпуска системы такое программное обеспечение, как Human68k, консоль, комплекты компиляторов SX-Window C и BIOS ROM, были выпущены как общественное достояние и свободно распространяются. доступны для скачивания.

Дизайн корпуса

X68000 имеет два 5,25-дюймовых флоппи-дисковода с мягким извлечением или, в некоторых компактных моделях, два 3,5-дюймовых флоппи-дисковода, а также очень характерный дизайн корпуса двух соединенных башен, разделенный выдвижной ручкой для переноски. Эта система также была одной из первых, в которой использовался программный переключатель питания; нажатие переключателя будет сигнализировать системному программному обеспечению о необходимости сохранения и выключения, аналогично конструкции ATX современных ПК. Экран погаснет, а звук исчезнет до выключения системы.

На клавиатуре системы есть порты для мыши, встроенные с обеих сторон. На передней панели компьютера есть разъем для наушников, регулятор громкости, джойстик, порты клавиатуры и мыши. На верхней части имеется выдвижная ручка для переноски только на моделях, отличных от Compact, кнопка сброса и кнопка немаскируемого прерывания (NMI). На задней панели имеется множество портов, в том числе стереоскопический выход для 3D-очков, порты расширения FDD и HDD, а также слоты расширения платы ввода-вывода.

Дисплей

Монитор поддерживает частоту горизонтальной развертки 15, 24 и 31 кГц и работает как кабельное телевидение (стандарт NTSC-J ) с композитным видео ввод. Это был высококачественный монитор для игры в JAMMA -совместимые игровые платы благодаря аналоговому входу RGB и поддержке всех трех скоростей горизонтальной развертки, используемых в аркадных играх.

Дисковый ввод-вывод

Ранние машины использовали редкий Системный интерфейс Shugart Associates (SASI) для интерфейса жесткого диска; более поздние версии приняли отраслевой стандарт Интерфейс малых компьютерных систем (SCSI). В зависимости от возможностей оборудования форматированные диски SASI могут иметь размер 10, 20 или 30 МБ, а также могут быть логически разделены.

Human68K не поддерживает стандарт длинных имен файлов VFAT для современных систем Windows, но поддерживает 18,3 символьные имена файлов вместо 8,3 символьных имен файлов. разрешено в файловой системе FAT. Human68K чувствителен к регистру и допускает строчные буквы и символы Shift JIS, закодированные иероглифами в именах файлов, что вызывает серьезные проблемы, когда система DOS пытается прочитать такой каталог. Если пользователь X68000 ограничивает себя использованием только имен файлов в соответствии со схемой DOS 8.3 символов, используя только латинские символы верхнего регистра, то диск, записанный на X68000, полностью совместим с другими японскими стандартными платформами, такими как, например, компьютеры NEC PC-9800, Fujitsu FMR и FM Towns. Японский стандартный формат диска , используемый X68000: 77 дорожек, 2 головки, 8 секторов, 1024 байта на сектор, 360 об / мин (1232 КиБ).

Расширение

Для системы было выпущено множество дополнительных карт, включая сетевые (Neptune-X), SCSI, обновления памяти, улучшения ЦП (ускоритель JUPITER-X 68040/060) и MIDI Платы ввода / вывода. Система имеет два порта для джойстиков, 9-контактный штекер и поддерживающие контроллеры стандартных джойстиков Atari и MSX. Capcom произвела преобразователь, который изначально продавался в комплекте с версией X68000 Street Fighter II, что позволяло пользователям подключать контроллер Super Famicom или Mega Drive к система. Адаптер был сделан специально для того, чтобы пользователи могли подключить к системе контроллер Capcom Power Stick Fighter.

Домашняя аркада

С точки зрения оборудования, X68K был очень похож на аркадные машины того времени и служил Capcom Машина для разработки системы CPS. Он поддерживает отдельную текстовую RAM, графическую RAM и аппаратные спрайты. Звук воспроизводится внутри с помощью первоклассного синтезатора Yamaha YM2151 FM и одноканального OKI MSM6258V для PCM. Из-за этого и других сходств, в свое время он принимал множество аркадных игр портов. Игры, созданные для этой системы, включают Parodius Da! -Shinwa kara Owarai e-, Ghouls 'n Ghosts, Strider, Final Fight, Синдром пришельцев, Street Fighter II Dash, Акумаджо Дракула (Castlevania в других регионах, версия X68000 была перенесена на PlayStation как Castlevania Chronicles ), Cho Ren Sha 68k (у которого есть порт Windows) и многие другие. Многие игры также поддерживают MIDI-модули Roland SC-55 и MT-32 для звука, а также внутренний / внешний вывод в смешанном режиме.

Список серий X68000
Дата выпусканазвание моделиномер моделиЦП телопамятьСлот расширения ввода / выводаFDD HDD Пакетное программное обеспечение
цветформаSASI SCSI размер
1987/03X68000CZ-600CHitachi HD68HC000 10 МГц (клон Motorola 68000)Серый / черныйБашня1 МБ25¼ × 2o--Human68k ver1.0 (OS ). Gradius (Game)
1988/03X68000 ACECZ-601CHitachi HD68HC000 10 МГцСерый / ЧерныйБашня1 МБ25¼ × 2o--Human68k ver1. 01
X68000 ACE-HDCZ-611C20 МБ
1989/03X68000 EXPERTCZ-602CHitachi HD68HC000 10 МГцСерый / ЧерныйБашня2 МБ25¼ × 2o--Human68k ver2.0
X68000 EXPERT- HDCZ-612C40 МБ
X68000 PROCZ-652CHitachi HD68HC000 10 МГцСерый / ЧерныйХор горизонтально1 МБ45¼ × 2o--Human68k ver2.0
X68000 PRO-HDCZ-662C40 МБ
1990 / 03X68000 EXPERT IICZ-603CHitachi HD68HC000 10 МГцСерый / ЧерныйБашня2 МБ25¼ × 2o--Human68k ver2.0. SX-Window ver2.0
X68000 EXPERT II-HDCZ-613C40 МБ
1990/04X68000 PRO IICZ-653CHitachi HD68HC000 10 МГцСерый / ЧерныйПо горизонтали1 МБ45¼ × 2o--Human68k ver2.0. SX-Window ver2.0
X68000 PRO II-HDCZ-663C40 МБ
1990/06X68000 SUPER-HDCZ-623CHitachi HD68HC000 10 МГцTitan BlackTower2 МБ25¼ × 2-o80 МБHuman68k ver2.01. SX-Window ver2.0
1991/01X68000 SUPERCZ-604C-
1991/05X68000 XVICZ-634CMotorola 68000 16 МГцЧерный титанК wer2 МБ25¼ × 2-o-Human68k ver2.02. SX-Window ver2.0
X68000 XVI-HDCZ-644C80 МБ
1992/02X68000 CompactCZ-674CMotorola 68000 16 МГцСерыйmini Tower2 МБ23½ × 2-o-Human68k вер. 2.03. SX-Window вер. 2.0
1993/03X68030CZ-500Motorola MC68EC030 25 МГцTitan BlackTower4 МБ25¼ × 2-o-Human68k ver3. 0. SX-Window ver3.0
X68030-HDCZ-51080 МБ
1993/05X68030 CompactCZ-300Motorola MC68EC030 25 МГцTitan Blackmini Tower4 МБ23½ × 2-o-Human68k ver3.02. SX-Window ver3.0
X68030 Compact-HDCZ-31080 МБ
(отменено)Power X (предварительное название)CZ-xxxxIBM PowerPC 601 66 МГцTitan BlackTower8 МБ2неизвестно-o240 МБSX-Window ver4. 0
Список игр X68000
Технические характеристики

Процессоры

Память

  • ПЗУ : 1 МБ (128 КБ BIOS, 768 КБ Генератор символов)
  • Основная ОЗУ : 1-4 МБ (с возможностью расширения до 12 МБ)
  • VRAM : 1056 kB
    • 512 КБ графики
    • 512 КБ текста
    • 32 КБ спрайтов
  • SRAM : 16 КБ статической ОЗУ

Графика

  • Цветовая палитра : 65 536 ( 16-бит RGB высокий цвет глубина )
  • Максимальное количество цветов на экране: 65 536 (при разрешении 512 × 512)
  • Разрешение экрана (всего из 65 536 цветовой палитры)
    • 256 × 240 пикселей от 16 до 65 536 цветов
    • 256 × 256 пикселей при от 16 до 65 536 цветов
    • 512 × 240 пикселей при от 16 до 65 536 цветов
    • 512 × 256 пикселей при от 16 до 65 536 цветов
    • 512 × 512 пикселей при от 16 до 65 536 цветов
    • 640 × 480 пикселей @ от 16 до 64 цветов
    • 768 × 512 пикселей @ от 16 до 64 цветов
    • 1024 × 1024 пикселей @ от 16 до 64 цветов
  • Графическое оборудование: Аппаратное обеспечение прокрутка, управление приоритетом, супер-наложение, двойная карта листов фоновые слои, отражение спрайта
  • Графические плоскости: 1-4 плоскости растровых изображений, 1-2 плоскости тайловых карт, 1 плоскость спрайта
    • Bitmap плоскости
      • 1 слой: 512 Разрешение × 512 при 65 536 цветов на экране или разрешение 1024 × 1024 при 64 цветах на экране (из 65 536 цветовой палитры)
      • 2 слоя: разрешение 512 × 512 при 256 цветов на экране на слой (объединено 512 цветов) (из 65 536 цветовой палитры)
      • 4 слоя: разрешение 512 × 512 @ 16 цветов на экране на слой (64 цвета вместе) (из 65 536 цветовой палитры)
    • BG тайловая карта плоскости
      • Разрешение плоскости BG: 256 × 256 (2 слоя) или 512 × 512 (1 слой)
      • Размер чипа / тайла BG: 8 × 8 или 16 × 16
      • Цвета на слой BG: 256 (из 65 536 цветовой палитры)
      • Цвета BG на экране: 256 (1 слой) или 512 (2 слоя), из 65 536 цветовых палитр
      • BG плитки на экране: от 512 (16 × 16 плиток в слоях 256 × 256) до 4096 (8 × 8 плиток в слое 512 × 512)
    • Спрайт плоскость
      • Количество спрайтов: 128 спрайтов на экране, 32 спрайта на строку сканирования , 256 шаблонов спрайтов во VRAM (можно перемножить до 512 спрайтов на экране с помощью метода прерывания растра строки сканирования )
      • Размер спрайта: 16 × 16
      • Цвета на спрайт: 16 цветов на палитру, выбор из 16 палитр (из 65 536 цветовых палитр)
      • Цвета спрайтов на экране: 256 (из 65 536 цветовых палитр)
      • Размер плитки спрайта: 8 × 8 или 16 × 16
      • Количество фрагментов спрайтов: от 128 (16 × 16) до 512 (8 × 8) на экране, от 256 (16 × 16) до 1024 (8 × 8) во VRAM

Другое технические характеристики

  • Расширение: 2 слота для карт (4 в моделях Pro)
  • Порты ввода / вывода:
    • 2 порта джойстика, совместимые с MSX
    • Аудиовход / выход
    • Порт стереоскопа / 3D-очков
    • Управление телевизором / монитором
    • Вход / выход видеоизображения RGB / NTSC
    • Расширение (2 слота)
    • Внешний FDD (до 2)
    • SASI / SCSI (в зависимости от модели)
    • Последовательный порт RS232
    • Параллельный порт
    • Порты для наушников и микрофона
  • Флоппи-дисководы:
    • Два дисковода гибких дисков с мягким извлечением 5,25 дюйма, по 1,2 МБ каждый
    • Два дисковода гибких дисков 3,5 дюйма, 1,44 M B каждый (компактные модели)
  • Жесткий диск: 20-80 МБ SASI / SCSI (в зависимости от модели)
  • Операционные системы: Human68k (аналог MS DOS, разработанный Hudson), SX-Windows GUI
  • Вход питания: 100 В переменного тока, 50/60 Гц
  • Вес: ~ 8 кг (~ 10 кг Pro)

Дополнительные обновления

  • Обновляемый ЦП:
    • HARP : Motorola 68000 @ 20 МГц
    • REDZONE: Motorola 68000 @ 24 МГц
    • X68030 D'ash: Motorola 68030 @ 33 МГц
    • Xellent30: Motorola 68030 @ 40 МГц
    • HARP-FX: Motorola 68030 @ 50 МГц
    • Xellent40: Motorola 68040 @ 33 МГц
    • 060Turbo: Motorola 68060 @ 50 МГц
    • Jupiter-EX: Motorola 68060 @ 66 МГц
    • Venus-X / 060: Motorola 68060 @ 75 МГц
  • Дополнительный процессор:
    • CONCERTO-X68K: NEC V30 @ 8 МГц, с 512 КБ ОЗУ
    • VDTK-X68K: NEC V70 @ 20 МГц, с 2 МБ DRAM и 128 КБ Сопроцессор SRAM
  • FPU (блок с плавающей запятой):
    • Sharp CZ-6BP1
    • Sharp CZ-6BP2: Motorola 68881 @ 16 МГц
    • Sharp CZ-5MP1: Motorola 68882 @ 25 МГц
    • Xellent30: Motorola 68882 @ 33 МГц
    • Tsukumo TS-6BE6DE: Motorola MC68882, с 6 МБ ОЗУ
  • Звуковая карта :
    • Sharp CZ-6BM1: MIDI карта
    • System Sacom SX-68M: MIDI-карта
    • System Sacom SX-68M-2: MIDI-карта
    • Marcury-Unit: 16-битное стерео PCM @ частота дискретизации 48 кГц, 2 × Yamaha YMF288 звуковые чипы для синтеза FM
  • Графический ускоритель и звуковая карта: Tsukumo TS-6BGA
    • Графический чип: Cirrus Logic CL-GD5434 (1994)
    • VRAM: 2 МБ (2048 кБ) 64-битная DRAM
    • Цветовая палитра: 16 777 216 (24-битный RGB истинный цвет глубина) и альфа-канал (RGBA )
    • Максимальное количество цветов на экране: 16 777 216
    • Максимальное разрешение: 2048 × 1024 пикселей
    • Разрешение экрана (все из 16 777 216 цветовой палитры)
      • 768 × 512 пикселей @ от 32 768 до 16 777 216 цветов
      • 800 × 600 пикселей от 32 768 до 16 777 216 цветов
      • 1024 × 512 пикселей при 32 768 до 16 777 216 цветов
      • 1024 × 768 пикселей при 32 768 до 16,77 7216 цветов
      • 1024 × 1024 пикселей при 32768 цветах
      • 1280 × 1024 пикселей при 256 цветах
      • 2048 × 1024 пикселей при 256 цветах
    • Графические возможности: 64-битные GUI ускорение, блиттер, блиттер
    • Возможности звука: 16-битный стерео PCM с частотой дискретизации 48 кГц
  • Жесткий диск хранилище:
    • Sharp CZ-5H08: 80 МБ
    • Sharp CZ-68H: 81 МБ
    • Sharp CZ-5H16: 160 МБ
См. Также MDX
  • X68000
  • X1, предшественник X68000
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 06:10:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте